Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:59, контрольная работа
Целью данной работы является подробное рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы о:
· Понятии "трудовые споры", их общей характеристики;
· Органах, рассматривающих трудовых споры;
· Порядке рассмотрения трудовых споров и т.п.
Содержание ……………………………………………………………………………………..Стр.
Введение………………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие "трудовые споры": общая характеристика ………………………..4
1.1. Виды трудовых споров…………………………………………………………………..5
1.2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров………………………8
1.2.2. Разрешение коллективных трудовых споров…………………………..13
Заключение………………………………………………………………………………………….19
Список использованных источников.
Трудовые споры.
Содержание …………………………………………………
1. Понятие "трудовые споры":
общая характеристика ………………………
1.1. Виды трудовых споров…………………………
1.2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров………………………8
1.2.2. Разрешение коллективных трудовых споров…………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников.
Введение
В настоящее время никто не застрахован оттого, что завтра он может оказаться без работы. Также можно получить увечье на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Для того чтобы быть готовым эти непредвиденным ситуациям необходимо знать свои права. И чтобы разобраться в своих правах и обязанностях, а также узнать, как можно их защитить, и необходима эта работа.
Целью данной работы является подробное рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы о:
· Понятии "трудовые споры", их общей характеристики;
· Органах, рассматривающих трудовых споры;
· Порядке рассмотрения трудовых споров и т.п.
1. Понятие "трудовые споры": общая характеристика
Трудовой спор - это поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об уста между ними новых условий труда. Юрисдикционным называется орган, который рассматривает трудовой спор. Трудовые споры могут возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих разногласий в юрисдикционный орган.
Разногласия возникают в случаях, когда совершается виновной стороной трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия. Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного права.
Трудовые правонарушения сами по себе еще не являют трудовыми спорами. Одно и тоже действие может быть оценено каждой стороной по своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.
Схема трудового спора в динамике.
1.1. Виды трудовых споров
Трудовые споры могут
- по спорящему субъекту;
- по характеру спора;
- по виду спорного
Выяснение вида трудового спора
поможет быстрейшему его
Рассмотрим подробнее о видах трудовых споров.
Во-первых - по спорящему субъекту все трудовые споры делятся на
индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п.
Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.
В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника.
В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.
Коллективные споры возникают: из правоотношений трудового коллектива с нанимателем (работодателем, его администрацией, в том числе и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).
Во-вторых - по характеру трудовые споры делятся:
- на споры о применении норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;
- на споры об установлении
новых или изменении
экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в ло порядке новых условий труда, к примеру нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а так вытекающие из коллективного организационно-управленческого характера правоотношений. КЗоТ регулирует порядок разрешения трудовых споров работников с нанимателем по вопросам применения трудового законодательства, коллективного договора , а также других соглашений о труде и об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда.
В-третьих - по виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделять на:
- споры из трудовых
- споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру, спор в связи с
отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым
наниматель обязан заключить трудовой договор;
- споры из правоотношений по
надзору и контролю за
- споры из правоотношений по
подготовке кадров и по
- споры из правоотношений по возмещению материально ущерба работником предприятия, к примеру, оспаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;
- споры из правоотношений по возмещению предприятия ущерба работнику, в связи с повреждением его здоровья на работе;
- споры из правоотношений
- споры из правоотношений
- споры из социально-партнерских правоотношений. При возникновении
трудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомство, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.
1.2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров
Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта) рассматриваются:
-комиссиями по трудовым
-районными (городскими) народными судами.
Статья 201 КЗОТ в ее новой редакции внесла принципиальные изменения в состав органов, рассматривающих индивидуальные споры.
Во-первых, из состава этих органов были исключены профсоюзные комитеты
предприятий, которые представляя интересы членов профсоюза, не могли быть в силу этого объективными арбитрами.
Во-вторых, в полном соответствии со ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ст. 46 Конституции Российской Федерации было окончательно ликвидировано рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников по отдельным вопросам вышестоящими в порядке подчиненности органам.
Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Кодексом о труде,
законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР.
Комиссия по трудовым спорам - первая инстанция по рассмотрению трудовых споров.
Статья 203 КЗОТ:
«Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.
Избранными в состав
комиссии считаются
Порядок избрания, численность и состав комиссии, срок ее полномочий определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.
По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.»
Ранее КТС организовывалась из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации.
Порядок организации КТС, предусмотренный ст. 203 КЗОТ, обязателен лишь для государственных и муниципальных предприятий. На предприятиях иных форм собственности порядок организации досудебного рассмотрения трудовых споров определяется уставами этих предприятий.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу.
Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации. Не допускается отказ в приеме заявления о рассмотрения трудового спора по мотивам пропуска работником трехмесячного срока. Вопрос об уважительности и неуважительности, по которым рассматриваемый срок был пропущен, должен решать КТС на ее заседании в присутствии заинтересованного работника. Признав причины пропуска давностного срока уважительными, КТС восстанавливает его, при неуважительных причинах - отказывает в удовлетворении требований работника.
Журнал регистрации заявлений о рассмотрении трудовых споров, поступающих в КТС, ведется в произвольной форме, однако в нем следует отмечать:
-фамилию заявителя;
-предмет спора;
-дата поступления заявления;
-дата разрешения спора;
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации.
Рассмотрение спора в
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации. По требованию комиссии администрация обязана представлять необходимые расчеты и документы. Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов. Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение. Это мнение должно быть доведено до сведения сторон. Решения комиссии по трудовым спорам должны быть мотивированными и основанными на законодательстве и иных нормативных актах о труде, коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре. Решение КТС должно быть выражено в категорической и четкой форме. В решении КТС по денежным вопросам должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. Решения комиссии в трехдневный срок со дня принятия вручаются в копиях работнику и администрации. Решение КТС может быть пересмотрено. Если в процессе исполнения между сторонами спора возникают разногласия по поводу толкования, КТС вправе вынести дополнительное решение, разъясняющее первое. Решения КТС целесообразно вывешивать на видных местах для сведения трудового коллектива. Если комиссия по трудовым спорам в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор, заинтересованный работник, вправе перенести его рассмотрение в районный (городской) народный суд. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) народный суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.