Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:13, дипломная работа
Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;
2) выявить теоретические и методологические подходы к формированию молодежной политики, осуществляемой на разных уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;
3) выявить потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи муниципальных образований и проанализировать их как факторы, влияющие на развитие муниципальных образований;
4) изучить и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;
Аналогичные примеры можно привести и по другим регионам, однако они свидетельствуют скорее об исключительных ситуациях, чем о складывающейся системе социальной работы с молодежью в России. Наряду с вышеизложенными встречаются и противоположные примеры, когда выделяемых средств хватает лишь на содержание аппарата ведомств по делам молодежи и немногочисленных социальных служб.
Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в период индустриализации социальной работы с молодежью должно быть уделено:
во-первых, разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды с ее жестокостью, насилием, алкоголем, наркотиками и т. п.;
во-вторых, в связи с “неразвитостью гражданского общества” России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам (вопреки теории социальной работы) при всяческой поддержке общественных формирований и молодежных инициатив. Ибо в настоящий момент деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а т. н. гражданские инициативы все еще остаются уделом одиночек-энтузиастов.
В этих условиях особую актуальность представляет использование новейших зарубежных технологий по социальной работе с молодежью, которые, в частности, в практике и литературе получили такое обобщающее понятие как «мобильная социальная работа с молодежью».
Сущность такого метода, как “мобильная социальная работа”, связана с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая сама по себе не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, и вместе с тем предрасположена к проявлению диванного поведения и агрессивности. Как правило, это – рокеры, «бритоголовые», футбольные болельщики («фаны»), представители радикальных группировок, наркоманы. Принцип мобильной социальной работы состоит в установлении взаимоотношений и взаимодействий, чтобы проникнуть в мир молодежи, склонной к правонарушениям.
Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах скопления «тусовок» молодежных группировок осуществляли «поисковую» деятельностью по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров и ведомств, консультационных пунктов непосредственно на улицы к неблагополучной молодежи.
Обострение такой социальной проблемы, характерной для западной цивилизации, как увеличение числа бездомных среди молодежи, не имеющей ни работы, ни профессии, ни нормального жилья, и склонной к противоправному поведению, к наркомании и проституции, привело к быстрому распространению социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве, сохранив при этом свое англоязычное звучание – “стритворк” streetwork).
В
настоящее время мобильная
В социальной работе с молодежью необходимо особенно учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, понимаемый как определенный способ ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь могут быть найдены самые неожиданные решения – от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.
Другим важным направлением в социальной работе является апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эти новые методы способствовали снятию табу и разоблачению имеющихся сексуальных злоупотреблений в семье. В ФРГ существует около 200 домов-приютов для женщин и девушек – жертв сексуальных злоупотреблений. Такие приюты позволяют женщинам находить временное пристанище, реагировать на необходимость своевременного вмешательства в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы.
Находиться же в этих приютах могут не только женщины – жертвы насилия, но и их дети. Допуск мужчин абсолютно исключен. Деятельность женских домов-приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления, и здесь во многом реализуются принципы антиавторитарного воспитания английского педагога Александра С. Нейла.
Оренбург,
сегодня, муниципальная молодежная
политика - это взаимосвязанная
С 1 января 2010 года Управление молодежной
политики администрации города Оренбурга
приступило к реализации новой долгосрочной
целевой программы реализации молодежной
политики в городе Оренбурге «Молодой
Оренбург» на 2010-2014 годы. Данной программой
предусмотрена система целевых мероприятий,
сгруппированных в 6 основных подпрограмм:
1. Трудоустройство
и занятость молодежи города
Оренбурга;
2. Развитие гражданственности и патриотизма
города Оренбурга;
3. Информационная политика в молодежной
сфере города Оренбурга;
4. Пропаганда здорового образа жизни в
молодежной среде и оказание социально-психологической
помощи молодежи города Оренбурга;
5. Поддержка и развитие общественных объединений
и творчества молодежи города Оренбурга;
6. Реализация молодежной политики в селах
и поселках города Оренбурга.
Данные подпрограммы имеют разработанную
систему оценки социальной и экономической
эффективности, позволяющую оценить ход
выполнения программных мероприятий и
их актуальность для молодежи города Оренбурга.
Подпрограмма «Развитие гражданственности и патриотизма молодежи города Оренбурга»
Основной целью подпрограммы является совершенствование системы патриотического воспитание молодых граждан города в духе патриотизма, уважения к другим народам, к истории и культуре города, родного края, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Проектом Федеральной целевой программой «Молодежь России» определено новое государственное понимание «патриотизма». С 2010 года рекомендовано развивать «российскую идентичность», т.е. соотнесение молодого гражданина с Российской Федерацией, регионом, родным городом. Исходя из данного подхода в отчетном году развивались формы работы с молодежью, которые способствовали укреплению в сознании молодежи любви и гордости к Родине, малой родине через государственную символику, организацию и проведение военно-исторических мероприятий.
Именно поэтому при проведении любого городского мероприятия Управление молодежной политики администрации города Оренбурга использовало символику Российской Федерации и города Оренбурга (герб, флаг, гимн), военно-историческую символику (георгиевская лента, российская лента и др.).
Праздничные мероприятия, посвященные 60-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, военно-исторические соревнования «Зарница», акция «Долг», День пограничника, День десантника и т.д. – это те городские мероприятия, которые позволяют молодым людям города помнить об основных исторических победах России, которыми можно гордиться.
Уникальным по масштабам и значимости стало впервые проводимое мероприятие «По мирному городу в полной тишине» в рамках празднования 65 годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне. 1 442 молодых человека прошли по улицам города с зажженными свечами в память об умерших солдатах 1941-1945 годов. Шествие проходило до комплекса «Салют, Победа», где у Вечного огня прошел памятный митинг, а затем просмотр патриотического фильма «Мы из будущего».
Анализируя данную подпрограмму, необходимо отметить, что общий охват молодежи программными мероприятиями по развитию гражданственности и патриотизму в 2010 году составил – 48 126 человек (запланировано – 21 200).
По данным социологического исследования (февраль 2011 года) показатель, характеризующий «российскую идентичность» среди молодежи города Оренбурга очень высок. На вопрос «Как Вы представитель собеседнику, оказавшись в иностранном международном аэропорту» 72,4% ответили – «Я гражданин России», 9,9% - по национальности (русский, татарин, украинец, башкирин и т.д.); 9,6% - «Я – оренбуржец», 7,7% - по роду деятельности (инженер, студент, рабочий, учитель и т.д.).
Целью данной подпрограммы является – создание условий для социальной адаптации молодого оренбуржца в сфере управления общественной жизнью города Оренбурга; структурирование и наполнение информационного пространства для молодежи и о молодежи города Оренбурга.
Молодежь является одним из самых активных пользователей современными ресурсами Интернет-пространства. Проведенный в 2009 году анализ показал, что для наиболее эффективной работы в информационной сфере с молодежью необходимо создание молодежного информационного Интернет-портала. С февраля 2010 года данный портал был опубликован в сети Интернет.
В настоящее время городской молодежный Интернет-портал «Молодой Оренбург» включает в себя основной сайт www.molodoren.ru, а также 4 дополнительных тематических ресурса: сайт Управления молодежной политики администрации города Оренбурга www.ump.molodoren.ru, сайт Студенческого Совета города Оренбурга www.studsov.molodoren.ru, сайт по творчеству молодежи www.art-many.ru, фото-галерея со всех молодежных мероприятий города www.photo.molodoren.ru.
Подпрограмма
по пропаганде здорового
образа жизни
в молодежной среде
и оказанию социально-психологической
помощи
молодежи города Оренбурга
Цель подпрограммы:
1. Формирование в молодежной среде навыков здорового образа жизни.
2. Создание
условий для благоприятной
Основной целевой группой программных мероприятий данной подпрограммы являются молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Это связано с формированием ценностных установок личности. Человек после 20 лет являются уже сложившейся личностью, изменение ценностных установок которых практически невозможно. Именно поэтому при работе с молодежью моложе 20 лет, имеется возможность укрепить понятие «здоровье», сформировать потребность в сохранении собственного здоровья, формирования ритма жизни с отсутствием вредных привычек. Необходимо также отметить, что для данного возраста характерна настороженное восприятие информации от взрослого поколения, что вызывает негативное отношение к «нравоучениям» и лишает их «самостоятельности». Именно поэтому, при формировании программных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни Управлением был принят за основу принцип «равный обучает равного». По данной технологии обучается группа волонтеров, которая в дальнейшем проводит обучающие семинары-тренинги в учебных аудиториях по различным тематикам.
С 2007 года
в рамках реализации молодежной политики
города Оренбурга действует Молодежный
добровольческий
Не менее значимы и проблемы профилактики асоциальных явлений. Наряду с традиционными все большее значение для молодежи приобретают такие асоциальные явления как игромания. Рейды по компьютерным клубам в ночное время способствуют изменению данной ситуации. При этом необходимо отметить, что меры, принимаемые административными комиссиями, к учредителям ночных компьютерных клубов с присутствием в ночное время несовершеннолетних не достаточные. Через 2-3 дня, а иногда и в этот же день, данные клубы возобновляют свою работу.
Наиболее крупные городские мероприятия по данной подпрограмме следующие:
1. Городской
конкурс социальной рекламы «
Информация о работе Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка