Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;
2) выявить теоретические и методологические подходы к формированию молодежной политики, осуществляемой на разных уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;
3) выявить потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи муниципальных образований и проанализировать их как факторы, влияющие на развитие муниципальных образований;
4) изучить и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;

Файлы: 1 файл

Диплом Word.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

     Аналогичные примеры можно привести и по другим регионам, однако они свидетельствуют  скорее об исключительных ситуациях, чем  о складывающейся системе социальной работы с молодежью в России. Наряду с вышеизложенными встречаются и противоположные примеры, когда выделяемых средств хватает лишь на содержание аппарата ведомств по делам молодежи и немногочисленных социальных служб.

     Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в период индустриализации социальной работы с молодежью должно быть уделено:

     во-первых, разработке законодательного обеспечения  социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды с ее жестокостью, насилием, алкоголем, наркотиками и т. п.;

     во-вторых, в связи с “неразвитостью гражданского общества” России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам (вопреки теории социальной работы) при всяческой поддержке общественных формирований и молодежных инициатив. Ибо в настоящий момент деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а т. н. гражданские инициативы все еще остаются уделом одиночек-энтузиастов.

     В этих условиях особую актуальность представляет использование новейших зарубежных технологий по социальной работе с  молодежью, которые, в частности, в  практике и литературе получили такое  обобщающее понятие как «мобильная социальная работа с молодежью».

     Сущность такого метода, как “мобильная социальная работа”, связана с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая сама по себе не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, и вместе с тем предрасположена к проявлению диванного поведения и агрессивности. Как правило, это – рокеры, «бритоголовые», футбольные болельщики («фаны»), представители радикальных группировок, наркоманы. Принцип мобильной социальной работы состоит в установлении взаимоотношений и взаимодействий, чтобы проникнуть в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

     Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов  и местах скопления «тусовок»  молодежных группировок осуществляли «поисковую» деятельностью по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров и ведомств, консультационных пунктов непосредственно на улицы к неблагополучной молодежи.

     Обострение  такой социальной проблемы, характерной для западной цивилизации, как увеличение числа бездомных среди молодежи, не имеющей ни работы, ни профессии, ни нормального жилья, и склонной к противоправному поведению, к наркомании и проституции, привело к быстрому распространению социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве, сохранив при этом свое англоязычное звучание – “стритворк” streetwork).

     В настоящее время мобильная социальная работа встречается в самых разнообразных  формах: это предоставление молодым людям различных возможностей альтернативного проведения свободного времени, организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии – американский футбол, бокс или восточные единоборства и др.

     В социальной работе с молодежью необходимо особенно учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, понимаемый как определенный способ ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь могут быть найдены самые неожиданные решения – от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

     Другим  важным направлением в социальной работе является апробация новых методов  поддержки девушек и молодых  женщин, оказавшихся в кризисных  ситуациях. Эти новые методы способствовали снятию табу и разоблачению имеющихся сексуальных злоупотреблений в семье. В ФРГ существует около 200 домов-приютов для женщин и девушек – жертв сексуальных злоупотреблений. Такие приюты позволяют женщинам находить временное пристанище, реагировать на необходимость своевременного вмешательства в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы.

     Находиться  же в этих приютах могут не только женщины – жертвы насилия, но и  их дети. Допуск мужчин абсолютно исключен. Деятельность женских домов-приютов  осуществляется в условиях анонимности и самоуправления, и здесь во многом реализуются принципы антиавторитарного воспитания английского педагога Александра С. Нейла.

     Оренбург, сегодня, муниципальная молодежная политика - это взаимосвязанная межведомственная деятельность организаций и учреждений различных сфер: образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной защиты, трудовой занятости, правоохранительных органов, коммунального хозяйства и и др. В 2010 году в системе молодежной политики города Оренбурга функционировало 1 учреждение подведомственное Управлению молодежной политики администрации города Оренбурга – Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детей и молодежи им.В.А.Перовского», которое с 01 января 2011 года переведено в муниципальное автономное учреждение «Молодежной центр города Оренбурга». 
С 1 января 2010 года Управление молодежной политики администрации города Оренбурга приступило к реализации новой долгосрочной целевой программы реализации молодежной политики в городе Оренбурге «Молодой Оренбург» на 2010-2014 годы. Данной программой предусмотрена система целевых мероприятий, сгруппированных в 6 основных подпрограмм:

1. Трудоустройство  и занятость молодежи города  Оренбурга; 
2. Развитие гражданственности и патриотизма города Оренбурга; 
3. Информационная политика в молодежной сфере города Оренбурга; 
4. Пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде и оказание социально-психологической помощи молодежи города Оренбурга; 
5. Поддержка и развитие общественных объединений и творчества молодежи города Оренбурга; 
6. Реализация молодежной политики в селах и поселках города Оренбурга. 
Данные подпрограммы имеют разработанную систему оценки социальной и экономической эффективности, позволяющую оценить ход выполнения программных мероприятий и их актуальность для молодежи города Оренбурга.

Подпрограмма «Развитие гражданственности и патриотизма молодежи города Оренбурга»

Основной  целью подпрограммы является совершенствование системы патриотического воспитание молодых граждан города  в духе патриотизма, уважения к другим народам, к  истории и культуре города, родного края, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Проектом  Федеральной целевой программой «Молодежь России» определено новое государственное понимание «патриотизма». С 2010 года рекомендовано развивать «российскую идентичность», т.е. соотнесение молодого гражданина с Российской Федерацией, регионом, родным городом. Исходя из данного подхода в отчетном году развивались формы работы с молодежью, которые способствовали укреплению в сознании молодежи любви и гордости к Родине, малой родине через государственную символику, организацию и проведение военно-исторических мероприятий.

Именно  поэтому при проведении любого городского мероприятия Управление молодежной политики администрации города Оренбурга использовало символику Российской Федерации и города Оренбурга (герб, флаг, гимн), военно-историческую символику (георгиевская лента, российская лента и др.).

      Праздничные мероприятия, посвященные 60-летию со Дня Победы в Великой Отечественной  войне, военно-исторические соревнования «Зарница», акция «Долг», День пограничника, День десантника и т.д. – это те городские мероприятия, которые  позволяют молодым людям города помнить об основных исторических победах России, которыми можно гордиться.

Уникальным  по масштабам и значимости стало  впервые проводимое мероприятие  «По мирному городу в полной тишине»  в рамках празднования 65 годовщины  со Дня Победы в Великой Отечественной войне. 1 442 молодых человека прошли по улицам города с зажженными свечами в память об умерших солдатах 1941-1945 годов. Шествие проходило до комплекса «Салют, Победа», где у Вечного огня прошел памятный митинг, а затем просмотр патриотического фильма «Мы из будущего».

Анализируя  данную подпрограмму, необходимо отметить, что общий охват молодежи программными мероприятиями по развитию гражданственности  и патриотизму в 2010 году составил – 48 126 человек (запланировано – 21 200).

По данным социологического исследования (февраль 2011 года) показатель, характеризующий «российскую идентичность» среди молодежи города Оренбурга очень высок. На вопрос «Как Вы представитель собеседнику, оказавшись в иностранном международном аэропорту» 72,4% ответили – «Я гражданин России», 9,9% - по национальности (русский, татарин, украинец, башкирин и т.д.); 9,6% - «Я – оренбуржец», 7,7% - по роду деятельности (инженер, студент, рабочий, учитель и т.д.).

Целью данной подпрограммы является – создание условий для социальной адаптации молодого оренбуржца в сфере управления общественной жизнью города Оренбурга; структурирование и наполнение информационного пространства для молодежи и о молодежи города Оренбурга.

Молодежь  является одним из самых активных пользователей современными ресурсами Интернет-пространства. Проведенный в 2009 году анализ показал, что для наиболее эффективной работы в информационной сфере с молодежью необходимо создание молодежного информационного Интернет-портала. С февраля 2010 года данный портал был опубликован в сети Интернет.

В настоящее  время городской молодежный Интернет-портал «Молодой Оренбург» включает в себя основной сайт www.molodoren.ru, а также 4 дополнительных тематических ресурса: сайт Управления молодежной политики администрации города Оренбурга www.ump.molodoren.ru, сайт Студенческого Совета города Оренбурга www.studsov.molodoren.ru, сайт по творчеству молодежи www.art-many.ru, фото-галерея со всех молодежных мероприятий города www.photo.molodoren.ru.

Подпрограмма  по пропаганде здорового  образа жизни  
в молодежной среде и оказанию социально-психологической помощи  
молодежи города Оренбурга

Цель  подпрограммы:

1. Формирование  в молодежной среде навыков  здорового образа жизни.

2. Создание  условий для благоприятной адаптации  молодежи, оказавшейся в трудной  жизненной ситуации к жизни с учетом индивидуальных  особенностей и социального статуса молодого человека.

Основной  целевой группой программных  мероприятий данной подпрограммы являются молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Это связано с формированием  ценностных установок личности. Человек после 20 лет являются уже сложившейся личностью, изменение ценностных установок которых практически невозможно. Именно поэтому при работе с молодежью моложе 20 лет, имеется возможность укрепить понятие «здоровье», сформировать потребность в сохранении собственного здоровья, формирования ритма жизни с отсутствием вредных привычек. Необходимо также отметить, что для данного возраста характерна настороженное восприятие информации от взрослого поколения, что вызывает негативное отношение к «нравоучениям» и лишает их «самостоятельности». Именно поэтому, при формировании программных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни Управлением был принят за основу принцип «равный обучает равного». По данной технологии обучается группа волонтеров, которая в дальнейшем проводит обучающие семинары-тренинги в учебных аудиториях по различным тематикам.

С 2007 года в рамках реализации молодежной политики города Оренбурга действует Молодежный добровольческий профилактический отряд «ВитаМАХ», который работает именно по данному принципу. Силами данного профилактического отряда в 2010 году было подготовлено 332 волонтера, которые смогли своей деятельностью охватить 47 200 человек (запланировано – 48 800). Охрана репродуктивного здоровья, профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании – вот те темы,  по которым проходило интенсивная работа с молодежью города Оренбурга в 2010 году.

Не менее  значимы и проблемы профилактики асоциальных явлений. Наряду с традиционными  все большее значение для молодежи приобретают такие асоциальные явления как игромания. Рейды по компьютерным клубам в ночное время способствуют изменению данной ситуации. При этом необходимо отметить, что меры, принимаемые административными комиссиями, к учредителям ночных компьютерных клубов с присутствием в ночное время несовершеннолетних не достаточные. Через 2-3 дня, а иногда и в этот же день, данные клубы возобновляют свою работу.

Наиболее крупные городские мероприятия по данной подпрограмме следующие:

1. Городской  конкурс социальной рекламы «Взгляд молодежи», проводимый в марте-июне 2010 года. Более 45 работ молодых людей города Оренбурга прислали свои работы на конкурс, 9 из которых были признаны победителями по различным номинациям.

Информация о работе Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка