Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;
2) выявить теоретические и методологические подходы к формированию молодежной политики, осуществляемой на разных уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;
3) выявить потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи муниципальных образований и проанализировать их как факторы, влияющие на развитие муниципальных образований;
4) изучить и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;

Файлы: 1 файл

Диплом Word.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Реализация  инициируемых молодежью программ, проектов, акций и мероприятий в сфере молодежной политики на, региональном и муниципальном уровнях. Реализуемые в настоящее время в рамках государственной молодежной политики программы являются актуальными и имеют определенные положительные результаты. Однако большинство этих программ инициировано органами по делам молодежи и другими социальными институтами. Молодые люди в рамках данных программ часто воспринимаются как объекты деятельности. В то же время концептуальные идеи самоопределения и самореализации молодежи предполагают необходимость изменение позиции молодежи и проявления ее как инициатора различных программ, проектов и акций в рамках государственной молодежной политики. Именно такой подход способствует развитию молодежной инновационной среды, становлению, самореализации личности, обретению личностью определенных видов свобод и полноценного участия в жизни гражданского общества.

В Концепции  долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. отмечается, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал, основным носителем которого является молодёжь. В связи с этим государственная молодежная политика в данном документе рассматривается, как самостоятельное направление деятельности государства, которое предполагает создание условий, необходимых для активного вовлечения молодёжи в процессы инновационного развития страны, в решение вопросов самореализации и самоопределения молодёжи. Анализ ситуации, сложившейся в сфере молодежной политики, позволяют сделать вывод о том, что продуктивной система государственной молодежной политики будет в том случае, если молодёжь будет занимать активную созидательную позицию, выступать субъектом деятельности в области реализации молодёжной политики, творчески сотрудничая с органами государственной власти и общественными молодёжными организациями и объединениями.

Государственная молодежная политика должна быть направлена на то, что бы инициировать молодежь к созданию и реализации инновационных программ и проектов, направленных как на удовлетворение собственных потребностей и интересов, так и на развитие территорий. Способствовать переходу молодого человека из объектной позиции в субъектную является одной из главных функций специалиста по делам молодежи. При этом нужно различать два варианта субъектной позиции молодого человека. В первом варианте субъектная позиция фактически становится скрытой разновидностью объектной позиции. В этом случае используются, на самом деле, технологии создающие только иллюзию самостоятельности. Здесь можно говорить только о ситуации присвоения молодым человеком уже известного опыта, системы ценностей, других аспектов через создание ситуаций, в которых они якобы «самостоятельно» открывают их и, таким образом, присваивают. Второй вариант предполагает самоопределение каждого в ситуации выбора. Задача специалиста по делам молодежи – помочь молодому человеку самостоятельно сделать этот выбор, поддержать молодого человека в самостоятельном решении тех проблем, которые для него актуальны или показать пути реализации собственной активности. Концепция кадрового обеспечения молодежной политики ориентирует тех, кто занимается подготовкой кадров для государственной молодежной политики, обращает особое внимание на включение будущих специалистов по делам молодежи в социально-значимую проектную деятельность, законотворческую и исследовательскую работу. Это объясняется тем, что современный специалист является не просто исполнителем чьих-то программ, а должен быть готов самостоятельно в конкретной социально-экономической и политической ситуации выстраивать программу своей деятельности, которая не противоречит государственной идеологии и государственным законам. Но, с другой стороны, современный специалист должен постоянно изучать объект своей деятельности и понимать, что в этом объекте всегда присутствует субъектное начало, которое требует не только поддержки, но, прежде всего, сотрудничества и взаимодействия. Важно понимать, что молодёжь – это не безликая масса, а конкретные молодые люди, которые обладают собственным жизненным опытом, и готовы отстаивать свои и интересы и потребности.

Социальное  становление, повышение уровня социальной активности и участия молодых  граждан в социально – значимой деятельности муниципальных образований. Важной задачей государственной молодежной политики является создание условий для удовлетворения личностных и социально-значимых потребностей молодежи, развития активной личностной позиции в процессе социального становления и самоопределения молодых людей. Социальная активность понимается нами как одной из главных качеств в характеристике личности-субъекта общественных отношений, как мера проявления социальной дееспособности человека, как ответственное и заинтересованное отношение человека к труду, обществу. При этом социальная активность выступает как формирующаяся потребность, имеющая специфику на каждом возрастном этапе человека, в соответствии с его личностными особенностями и социальным опытом. Социальное становление, развитие социальной активности и участия молодых граждан в социально – значимой деятельности возможно при приближении государственной молодежной политики к конкретному муниципальному образованию, к конкретной молодежной группе или сообществе, к конкретному молодому человеку. То есть, необходима адаптация государственной молодежной политики для муниципальных образований с учетом местных социокультурных особенностей и экономических условий территорий муниципальных образований, а также интересов и потребностей молодежного сообщества муниципального образования в целом и различных (возрастных, социальных, профессиональных) молодежных групп в частности. Кроме того, в данном направлении деятельности нужно учитывать необходимость развития социальной активности и у такой категории молодежи как молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации. Государственная молодежная политика должна предусматривать меры, направленные на интеграцию таких молодых людей, как в молодежное сообщество муниципальных образований, так и вовлечение их в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества в целом. В контексте данного подхода молодежь необходимо рассматривать как местное сообщество молодых граждан объединенных общей целью и общими задачами экономического, социального и политического развития территорий муниципального образования, соответствующих стратегии развития государства и территорий и не противоречащих интересам и потребностям самой молодежи, граждан и местного сообщества в целом. В частности, одной из актуальных проблем современной молодежи является проблема обеспечения жильем. Предлагаемый нами подход предполагает с одной стороны оказание возможной помощи молодежи в решении этой проблемы, как средства привлечения молодежи к активной трудовой деятельности на территории муниципального образования. При этом необходимо ввести новые формы поддержки молодежи в данном направлении, предусмотрев кроме молодых семей включение в программы перспективной и талантливой молодежи, способной в настоящем или ближайшем будущем внести существенный вклад в развитие территорий. С другой же стороны необходимо создавать условия для активизации усилий молодых людей в увеличении уровня их материальной обеспеченности и возможностей приобретения жилья. Реализация данного подхода предполагает переход к системным мерам по включению молодежи в реальные процессы «строительства будущего» - процессы управления территориями муниципальных образований, принятия молодежью гражданской ответственности за ход и результаты этой деятельности. В тоже время, необходимо понимать, что процесс социального становления, и развития социальной активности молодежи тесно связан с процессом самоопределения и носит постепенный характер. Кроме того, необходимо учитывать возможности в этом процессе различных возрастных групп молодых людей. Исходя из этого, молодежь условно можно поделить на две категории:

- самоопределившаяся  молодежь, то есть та категория  молодежи, которая уже имеет первоначальный  человеческий капитал, необходимый  для становления социально успешной личности. По отношению к самоопределившейся молодежи в рамках государственной молодежной политики нужно выстраивать субъектные, партнерские отношения и субсидиарную политику;

- не  самоопределившейся молодежи. По  отношению к данной категории  молодежи можно выстраивать объектные отношения и патерналистскую политику воздействия, направленную, однако, на оказание помощи в развитии социальной активности, самоопределении и социальном становлении.

      Решение молодыми людьми проблем получения  качественного общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а так же последующего трудоустройства и профессиональной самореализации. Исследователи современного состояния рынка трудовых ресурсов в России все чаще поднимают вопрос об увеличении числа людей, неспособных к самореализации в рамках выбранной ими профессии. Одной из причин этого явления называется неверный выбор профессии, который осуществляется в юности. Профессиональное самоопределение оказывает влияние на общественную ценность удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье и в конечном итоге оказывает важное влияние на процесс капитализации территорий. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор профессионального образования – один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни, как современного человека, так и в развитии территорий.

Процесс профессионального самоопределения  включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор. Таким образом, оказание помощи молодым людям в процессе получения общего и профессионального образования и их дальнейшее трудоустройство связано с профессиональным самоопределением молодежи и является важным направлением государственной молодежной политики.  
 

1.3 Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России  

     Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом связаны или с вниманием к молодежи со стороны руководства, или умением найти «общий язык» руководителей служб с местной администрацией. Так, при общей координации деятельности различных ведомств Комитетом по делам молодежи мэрии г. Новосибирска успешно реализуется около десятка городских молодежных программ, включающих как работу по месту жительства, социальную защиту и занятость молодежи, так и профилактику преступности, предупреждение распространения наркотических и токсикоманических веществ в молодежной среде. Применяя во многом инновационные методы организации социальной работы в социальной работе с молодежью, в г. Новосибирске выделяют следующие направления:

     - создание новых принципов городской политики по отношению к детям и управленческого механизма их реализации;

     - разработка методов профилактики  преступности среди подростков  и молодежи, приемов медико-психологической  и социально-педагогической коррекции  отклоняющегося поведения, оказание социальных услуг и ликвидация репрессивного механизма в работе с подростками;

     - создание среды обитания и  общения молодого человека, основываясь  на работе клубов по месту  жительства и т. н. клубов  общения, в том числе, для  молодежи с ограниченными возможностями;

     - создание оптимальных условий  для временного трудоустройства  подростков, в том числе в организации  общественных работ на муниципальном  уровне.

     К особенностям развития социальной работы в Новосибирске относится опережающая  деятельность молодежных структур – комитет (ранее отдел) по делам молодежи был образован решением 1-й сессии городского Совета народных депутатов 4 июня 1990года, т.е. данное решение состоялось задолго до принятия какого-либо федерального законодательного акта, определяющего молодежную политику как одно из направлений деятельности государственных органов. В этот период наряду с формированием структуры отделов по работе с молодежью была проделана работа по разделению .компетенций со структурами образования, здравоохранения, культуры и спорта. Во взаимодействии с этими органами управления выработан жизнеспособный механизм реального кооперирования в вопросах, касающихся защиты интересов детей, подростков и молодежи. От вышеперечисленных ведомств в ведение Комитета по делам молодежи переданы вопросы разработки и создания необходимых условий, координации и контроля:

     - в области образования – внешкольная  и социальная работа; – в области здравоохранения – социальная адаптация, проблемы наркомании, полового воспитания и т. п.;

     - в области спорта – развитие детского физкультурного движения по месту жительства, молодежный туризм, нетрадиционные виды спорта;

     - в области культуры – развитие  и поддержка всех форм молодежной  культуры, проведение массовых молодежных  мероприятий, финансовая поддержка детских творческих коллективов, организация системы молодежных и детских музыкальных фестивалей и конкурсов.

     Как структурное подразделение мэрии  Комитет по делам молодежи несет  ответственность за организацию  по физическому и духовному развитию подростков по месту жительства, летнего труда и отдыха подростков на территории города, за создание условий занятости молодежи, координацию работы по профилактике правонарушений и оказание социальных услуг подрастающему поколению.

     В сферу профессиональных интересов комитета входят также вопросы социальной защиты молодежи, создание условий социальной адаптации молодых инвалидов и детей-сирот, развитие молодежной культуры, заучили и инновационной деятельности молодежи, поддержка программ различных детских и молодежные общественных объединений.

     С мая 1991 года Комитету по делам молодежи даны полномочия по координации решений  наиболее острых проблем детства, по реализации инновационных проектов в области здравоохранения, образования, досуга, спорта, культуры, касающихся молодых людей. В целях осуществления этой функции при Комитете созданы несколько координационных советов, в состав которых вошли специалисты, руководители различных служб и подразделений мэрии, в частности:

     - координационный совет по охране  прав молодежи и социальной адаптации;

     - координационный совет по предупреждению  употребления и распространения  наркотических и токсикоманических  веществ в молодежной среде;

     координационный совет (в качестве экспертного органа) по поддержке молодежных и детских  общественных объединений.

     Данный  пример свидетельствует об уже сложившейся  системе социальной работы с молодежью. Деятельность молодежных служб осуществляется во взаимодействии со многими учреждениями в той или иной мере занимающимися  решением проблем молодежи. Поддержка со стороны мэрии позволяет обеспечить финансирование детских и молодежных программ с привлечением как, бюджетных, так и внебюджетных средств. С целью самофинансирования социальных служб и молодежных программ широко используется хозрасчетная деятельность с использованием и таких форм как проведение аукционов, лотерей, телемарафонов и т.п.

Информация о работе Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка