Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:13, дипломная работа
Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;
2) выявить теоретические и методологические подходы к формированию молодежной политики, осуществляемой на разных уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;
3) выявить потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи муниципальных образований и проанализировать их как факторы, влияющие на развитие муниципальных образований;
4) изучить и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;
Однако ряд актуальных проблем управления молодежной политикой не получил в научной литературе должного освещения, в том числе разработка научно обоснованной стратегии по отношению к молодежи, вопросы совершенствования молодежной политики, проблемы включения молодежи в общественно-политические и социально-экономические процессы на уровне местного самоуправления.
Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать
теоретические и
2) выявить
теоретические и
3) выявить
потребности, интересы, ценностные
ориентации молодежи
4) изучить
и выявить особенности
5) обосновать
цели и задачи молодежной
Объектом исследования является взаимодействие муниципальной власти с молодёжной общественной организацией
Предметом исследования являются основы формирования молодежной политики, формы, социальная адаптация молодёжи и методы совершенствования управленческих отношений в сфере молодежной политики муниципальных органов власти. Теоретико-методологической базой послужил системный анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы социологии молодежи и социологии управления: социологические концепции П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина, Э. Фромма, в которых рассматриваются проблемы социализации личности. Большое значение имеют теоретические разработки Т.И. Заславской, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинского, И.С. Кона, Ю.А. Левады, В.Т. Лисовского, Г.В. Осипова, В.И. Чупрова, В.А. Ядова и других, которые определяют методологические принципы анализа молодежных проблем. А также работы отечественных ученых, посвященных комплексному социологическому подходу к изучению местного самоуправления (Е.Г. Андрющенко, Ф.М. Бородкин, Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова и др.)13.
Теоретические методы исследования: сравнительный, системный, структурно-функциональный анализ, факторный, обобщение и интерпретация социологических, психологических, социально-психологических и социально-экономических материалов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) на основе анализа нормативной, правовой базы выявлена смена парадигмы молодежной политики- с патерналистской на партнерскую, основанную на приоритете целей,- ценностей и потребностей самой молодежи, на ее активном участии" в выработке и осуществлении молодежной политики; о: :
2) обоснована
необходимость разработки и
3) уточнена
периодизация формирования и
реализации молодежной
4) выявлены
и представлены потребности,
5) изучены и выявлены особенности социально-экономического поведения молодежи, проживающей вблизи мегаполиса, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями, что позволило выделить две основные группы молодежи с разными жизненными стратегиями;
6) разработана модель молодежной политики, нацеленная на создание благоприятных условий для развития потенциала молодежи, ее образования и трудоустройства на территории муниципального образования; предложен механизм ее реализации, включающий различные управленческие и организационные структуры, одной из которых является Агентство по реализации программ общественного развития, ответственное за реализацию инновационной составляющей молодежной политики, за создание и организацию работы молодежных проектных команд по проблемам, актуальным для данного муниципального образования.
Теоретическая значимость исследования. Выводы и результаты данного исследования могут быть использованы при теоретическом изучении социального портрета современной молодежи, ее ценностных ориентации, убеждений, проблем и предпочтений, а также при изучении организационных и управленческих основ формирования молодежной политики.
Практическая значимость исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке основных параметров молодежной политики муниципальных образований, при разработке региональных и муниципальных молодежных программ, дают возможность принимать более эффективные управленческие решения при построении системы работы с молодежью муниципальных образований с учетом ее потребностей и интересов.
Разработанная модель молодежной политики для конкретного муниципального образования может быть использована в других муниципальных образованиях (с учетом местной специфики).
Выводы и рекомендации исследования полезны в организационно-методической работе с молодежью, могут служить информационной основой для практической деятельности ;специалистов в сфере муниципального „ . управления и специалистов по работе с молодежью.
Материалы исследования также могут быть использованы (в качестве дополнительного источника) в процессе подготовки учебных пособии и чтения учебных' курсов «Социология», «Социология молодежи», «Социология управления», «Технологии социальной работы», «Социальная работа с группами населения» и др.;
Основные положения, выносимые на защиту:
- изменения,
происходящие в современном
- в условиях
реформы местного
- ключевой
характеристикой успешного
Содержание
Введение
Глава 1
Социальная адаптация. Формы социальной адаптации
Социальная адаптация как предмет муниципального управления
Эффективность
и результативность работы с молодежью
в различных регионах России
Глава 2
Анализ работы отдел по развитию культуры, спорта и молодёжной политики администрации городского поселения Смышляевка
Глава 3
Создание
на территории молодёжного общественного
движения как пример социальной адаптации
молодёжи, проект: «Молодость — социальный
ресурс территории»
Заключение
Список
используемой литературы
Глава 1
Социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Формы социальной адаптации молодёжи
В нашем несовершенном мире, гонясь за самыми последними благами цивилизации или просто борясь за право выжить, мы все позабыли о самом главном. О нашем будущем. О собственном подрастающем поколении – детях и молодежи. Мы думаем о том, как их накормить, одеть, обуть, зачастую, забывая о моральной стороне воспитания, об элементарном внимании и понимании с нашей стороны.
В перестроечные годы, современная молодежь, в своей общей массе, оказалась без надежных социальных ориентиров. Были разрушены традиционные для советского периода формы социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути. Эти обстоятельства, с одной стороны, повысили персональную ответственность молодых людей за свое будущее, поставив их перед необходимостью выбора, а с другой – показали неготовность большинства из них интегрироваться в новые общественные отношения. Возникла проблема социальной адаптации молодежи в современных условиях. Выбор своей жизненной стези стал определяться не интересами и способностями молодого человека, а сложившимися бытовыми обстоятельствами.
Вполне
очевидно, что молодежь России переживает
кризисную социально-
Нынешняя социальная ситуация заставляет российскую молодежь брать ответственность на себя за собственное будущее, за самостоятельность выбора и осуществление контроля за своим поведением. И не факт, что современное молодое поколение, постоянно находясь под воздействием хронических, то и дело нагнетаемых интенсивных стрессовых ситуаций, готово к их преодолению и не пострадает от их последствий. Неизменно возрастающие требования окружающей социальной среды стали причиной возникновения массовых состояний психического и эмоционального напряжения среди подростков, приводя к увеличению в геометрической прогрессии форм само разрушающего поведения, лидерство среди которых удерживают наркотизация молодежи и всевозможные виды злоупотреблений психо-активными веществами.
Отсутствие
необходимых знаний, навыков и
современных социально-
Информация о работе Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка