Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;
2) выявить теоретические и методологические подходы к формированию молодежной политики, осуществляемой на разных уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;
3) выявить потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи муниципальных образований и проанализировать их как факторы, влияющие на развитие муниципальных образований;
4) изучить и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;

Файлы: 1 файл

Диплом Word.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

      Однако  ряд актуальных проблем управления молодежной политикой не получил  в научной литературе должного освещения, в том числе разработка научно обоснованной стратегии по отношению  к молодежи, вопросы совершенствования молодежной политики, проблемы включения молодежи в общественно-политические и социально-экономические процессы на уровне местного самоуправления.

Цель  данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.

Достижение  указанной цели предполагает решение  следующих задач:

1) проанализировать  теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;

2) выявить  теоретические и методологические  подходы к формированию молодежной  политики, осуществляемой на разных  уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;

3) выявить  потребности, интересы, ценностные  ориентации молодежи муниципальных  образований и проанализировать  их как факторы, влияющие на  развитие муниципальных образований; 

4) изучить  и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;

5) обосновать  цели и задачи молодежной политики  муниципального образования, разработать  модель молодежной политики и  определить направления ее реализации на современном этапе становления местного самоуправления.

      Объектом  исследования является взаимодействие муниципальной власти с молодёжной общественной организацией

      Предметом исследования  являются основы формирования молодежной политики, формы,  социальная адаптация молодёжи и методы совершенствования управленческих отношений в сфере молодежной политики муниципальных органов власти. Теоретико-методологической базой послужил системный анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы социологии молодежи и социологии управления: социологические концепции П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина, Э. Фромма, в которых рассматриваются проблемы социализации личности. Большое значение имеют теоретические разработки Т.И. Заславской, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинского, И.С. Кона, Ю.А. Левады, В.Т. Лисовского, Г.В. Осипова, В.И. Чупрова, В.А. Ядова и других, которые определяют методологические принципы анализа молодежных проблем. А также работы отечественных ученых, посвященных комплексному социологическому подходу к изучению местного самоуправления (Е.Г. Андрющенко, Ф.М. Бородкин, Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова и др.)13.

      Теоретические методы исследования: сравнительный, системный, структурно-функциональный анализ, факторный, обобщение и интерпретация социологических, психологических, социально-психологических и социально-экономических материалов.

Научная новизна исследования заключается  в следующем:

1) на  основе анализа нормативной, правовой базы выявлена смена парадигмы молодежной политики- с патерналистской на партнерскую, основанную на приоритете целей,- ценностей и потребностей самой молодежи, на ее активном участии" в выработке и осуществлении молодежной политики; о: :

2) обоснована  необходимость разработки и осуществления  адекватной требованиям современной  ситуации молодежной политики  муниципальных образований для  коррекции негативных последствий  стихийной социализации и обозначения  позиции общества по отношению  к молодежи;

3) уточнена  периодизация формирования и  реализации молодежной политики, связанная со сменой ее парадигмы; 

4) выявлены  и представлены потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи  муниципальных образований; 

5) изучены  и выявлены особенности социально-экономического поведения молодежи, проживающей вблизи мегаполиса, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями, что позволило выделить две основные группы молодежи с разными жизненными стратегиями;

6) разработана  модель молодежной политики, нацеленная на создание благоприятных условий для развития потенциала молодежи, ее образования и трудоустройства на территории муниципального образования; предложен механизм ее реализации, включающий различные управленческие и организационные структуры, одной из которых является Агентство по реализации программ общественного развития, ответственное за реализацию инновационной составляющей молодежной политики, за создание и организацию работы молодежных проектных команд по проблемам, актуальным для данного муниципального образования.

      Теоретическая значимость исследования. Выводы и  результаты данного исследования могут  быть использованы при теоретическом  изучении социального портрета современной  молодежи, ее ценностных ориентации, убеждений, проблем и предпочтений, а также при изучении организационных и управленческих основ формирования молодежной политики.

      Практическая  значимость исследования. Материалы  данного исследования могут быть использованы при разработке основных параметров молодежной политики муниципальных образований, при разработке региональных и муниципальных молодежных программ, дают возможность принимать более эффективные управленческие решения при построении системы работы с молодежью муниципальных образований с учетом ее потребностей и интересов.

      Разработанная модель молодежной политики для конкретного  муниципального образования может  быть использована в других муниципальных  образованиях (с учетом местной специфики).

Выводы  и рекомендации исследования полезны  в организационно-методической работе с молодежью, могут служить информационной основой для практической деятельности ;специалистов в сфере муниципального „ . управления и специалистов по работе с молодежью.

      Материалы исследования также могут быть использованы (в качестве дополнительного источника) в процессе подготовки учебных пособии и чтения учебных' курсов «Социология», «Социология молодежи», «Социология управления», «Технологии социальной работы», «Социальная работа с группами населения» и др.;

Основные  положения, выносимые на защиту:

- изменения,  происходящие в современном российском  обществе, влияют на трансформацию  системы жизненных ценностей  молодежи в следующем направлении:  все более закрепляются индивидуалистические  и прагматические ценности - высоки  потребности в материальном благополучии, престижной работе, стремление быть «успешными». Вместе с тем, несмотря на изменения в системе ценностных ориентаций молодежи, доминирующими остаются: семья, образование, любовь; нравственно-политические ценности занимают в иерархии ценностей молодого поколения самые последние места или отсутствуют совсем;  (введением Закона «Об общих принципах организации МСУ в РФ» 131-ФЭ) созданы новые муниципальные образования, в которых необходимо разработать стратегические планы и программы развития, включая программы по молодежной политике. Основой формирования молодежной политики должен стать процесс социализации;

- в условиях  реформы местного самоуправления  имеется необходимость разработки  механизма реализации молодежной  политики муниципального образования, соответствующего современным требованиям работы с молодежью. Молодежная политика на уровне местного самоуправления может включать две составляющие: традиционную (отношение к молодежи как объекту попечения) и инновационную (отношение к молодежи как к активному субъекту социально-экономических отношений);

- ключевой  характеристикой успешного управления  в сфере молодежной политики  является ее направленность на  развитие потенциала молодежи,            в связи с чем представляется перспективным создание временных молодежных проектных групп, ориентированных на разработку социальных проектов в рамках развития муниципальных образований, а также наличие менеджерских организаций и ресурсных центров для экспертного и организационного сопровождения мероприятий молодежной политики.  
 
 
 
 

Содержание  
 

Введение 

Глава 1

Социальная адаптация. Формы социальной адаптации

Социальная адаптация  как предмет муниципального управления

Эффективность и результативность работы с молодежью  в различных регионах России 

Глава 2

Анализ  работы отдел по развитию культуры, спорта и молодёжной политики администрации  городского поселения Смышляевка

  1. Цели, задачи, структура отдела
 
  1. Факторы, влияющие на развитие молодёжной политики на территории городского поселения Смышляевка, деятельность отдела, взаимодействие с общественными организациями, «муниципальный заказ»
 

Глава 3

Создание  на территории молодёжного общественного  движения как пример социальной адаптации  молодёжи, проект: «Молодость — социальный ресурс территории» 

Заключение 

Список  используемой литературы 
 
 

Глава 1  

    1. Социальная  адаптация. Формы  социальной адаптации

      Социальная  адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Формы социальной адаптации молодёжи

      В нашем несовершенном мире, гонясь за самыми последними благами цивилизации  или просто борясь за право выжить, мы все позабыли о самом главном. О нашем будущем. О собственном подрастающем поколении – детях и молодежи. Мы думаем о том, как их накормить, одеть, обуть, зачастую, забывая о моральной стороне воспитания, об элементарном внимании и понимании с нашей стороны.

      В перестроечные годы, современная молодежь, в своей общей массе, оказалась без надежных социальных ориентиров. Были разрушены традиционные для советского периода формы социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути. Эти обстоятельства, с одной стороны, повысили персональную ответственность молодых людей за свое будущее, поставив их перед необходимостью выбора, а с другой – показали неготовность большинства из них интегрироваться в новые общественные отношения. Возникла проблема социальной адаптации молодежи в современных условиях. Выбор своей жизненной стези стал определяться не интересами и способностями молодого человека, а сложившимися бытовыми обстоятельствами.

      Вполне  очевидно, что молодежь России переживает кризисную социально-психологическую  ситуацию. Разрушены прежние, якобы устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации, в то время, как формирование новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь теряет ощущение смысла происходящего вокруг, не имея определенных жизненных навыков, позволяющих сохранить собственную индивидуальность и сформировать здоровую и эффективную жизненную позицию.

      Нынешняя  социальная ситуация заставляет российскую молодежь брать ответственность  на себя за собственное будущее, за самостоятельность выбора и осуществление контроля за своим поведением. И не факт, что современное молодое поколение, постоянно находясь под воздействием хронических, то и дело нагнетаемых интенсивных стрессовых ситуаций, готово к их преодолению и не пострадает от их последствий. Неизменно возрастающие требования окружающей социальной среды стали причиной возникновения массовых состояний психического и эмоционального напряжения среди подростков, приводя к увеличению в геометрической прогрессии форм само разрушающего поведения, лидерство среди которых удерживают наркотизация молодежи и всевозможные виды злоупотреблений психо-активными веществами.

      Отсутствие  необходимых знаний, навыков и  современных социально-адаптивных стратегий поведения у родителей  и педагогов, сводит на нет их способность обеспечения достаточного воспитательного воздействия на молодежь, и оказание им психологической и социальной поддержки. В современных реалиях, подростки оказались одиноки и психологически беспомощны, утратив былую связь со старшим поколением, что еще больше усугубляет проблемы их социальной адаптации в обществе.

<

Информация о работе Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка