Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:13, дипломная работа
Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;
2) выявить теоретические и методологические подходы к формированию молодежной политики, осуществляемой на разных уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;
3) выявить потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи муниципальных образований и проанализировать их как факторы, влияющие на развитие муниципальных образований;
4) изучить и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;
Введение
Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.
Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и ра-дикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению ко-личества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей.
Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что я являюсь одним из представителей настоящего поколения молодых людей
переживающих современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций в современном российском обществе, что оказало противоречивое влияние на положение и развитие молодежи, поэтому я хочу детально осветить данную проблему с тем, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на моем жизненном пути и жизненном пути моих друзей - сверстников. Молодое поколение традиционно рассматривается как гарант будущего индивидуального выживания и как общий стратегический ресурс самосохранения и развития социума.
В городском поселении Смышляевка насчитывается 3431 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23% от общего числа населения. Это довольно значительный слой, имеющий большой общественный потенциал. Именно молодёжь реализует в обществе такие важнейшие функции как защита государства, воспроизводство населения, обеспечение трудовых ресурсов.
Учитывая жизненные потребности молодёжи и события, определяющие этапы развития личности, можно выделить следующие возрастные категории:
1. Молодёжь в возрасте от 14 до 18 лет – 835 чел. (24,4%) - категория, начало которой определяется получением паспорта;
2. Молодёжь в возрасте от 19 до 23 лет – 974 чел. (28,4%) - категория, начало которой определяется достижением возраста совершеннолетия и наступления полной юридической дееспособности;
3.
Молодёжь в возрасте от 24 до 30
лет – 1622 чел. (47,2%) - категория,
начало которой для
В этих условиях повышается актуальность научных исследований, как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность. Одним из таких факторов является молодежная политика, включающая в свою сферу определенный круг проблем, затрагивающих жизненные интересы молодежи, различные аспекты ее существования, становления и развития.
Тенденции в молодежной среде свидетельствуют о наличии определенного противоречия между успехами, декларируемыми государственными, региональными и муниципальными структурами в области молодежной политики, и реальными изменениями положения молодежи. Современная молодежная политика пока не может способствовать эффективной социализации молодого поколения, решению проблемы формирования социально активной, ответственной, целеустремленной личности как одной из своих главных задач2.
Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование молодежной политики приобретает сегодня особый смысл и значение, в том числе для большого числа созданных органов местного самоуправления. В рамках реализации Закона от 6.10.2003 г. 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как интересы самой молодежи, так и стратегические ориентиры развития муниципальных образований, становится необходимостью, ключевым фактором развития территорий. Проблематика развития муниципальных образований, выстраивания особой молодежной политики на местном уровне пока еще не изучена. Все это и определяет теоретическую и практическую значимость дипломного исследования. Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая в дипломе проблема имеет множество аспектов, каждый из которых в той или иной мере получил отражение в отечественной и зарубежной литературе. Научная разработка проблем молодежи берет начало в трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П. Сорокина, А. Тойнби, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др3.
Проблемам молодежи в российской науке посвящены работы В.Н. Боряза, И.М. Ильинского, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др. Исследования этих авторов в основном направлены на анализ положения молодежи в социальной структуре общества. Проблемы социализации, сущность и содержание этого процесса анализируются в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенковой, С.С. Батенина, Я.М. Гилинского, А.Г. Здравомыслова, С.П. Иваненкова A.И, Ковалевой, A.M. Коршунова, В.Т. Лисовского, К.Г. Мяло, C.B. Полутина, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина, О.И. Шкаратана и др. 4.
. Теоретические подходы к определению молодежи, углубленное изучение различных аспектов проблемы содержится в специальных социологических теориях: социального самоопределения (С.Н. Иконникова, B.Т. Лисовский), социализации (А.И. Ковалева, A.A. Щегорцов), социальной интеграции (Ю.А. Зубок)» тезаурологического подхода (В.А. Луков), культурологических концепций (М.В. Блохина, Е.Л. Омельченко), социально-профессиональной мобильности (Д-Л. Констаитиновский, Е.А. Кухтерина, В.Н. Шубкин), социального развития, специфических социальных функций молодежи (В.И. Чупров), гражданских идентификаций (Е.А. Гришина, A.A. Козлов), образовательных стратегий (В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич), социальной сферы (В.И. Жуков, Г.И. Осадчая)5.
Ценностные ориентации молодежи в различных сферах жизнедеятельности, факторы, оказывающие влияние на их формирование, освещаются в работах В.В. Гаврилюк, Д.Л. Константиновского, В.Т. Лисовского, H.A. Свиридова, A.B. Соколова, H.A. Трикоз6. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в современном российском обществе: опыт социолого-исторического анализа7. Большое внимание изучению проблем молодежи уделяют Московский гуманитарный университет и его Научно-исследовательский центр. Существенно обогащает методологию и методику исследования проблем молодежи и молодежной политики рискологический подход в социологии (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров).3 Стремление к соблюдению принципа системности и комплексности в изучении молодежи послужило основанием для возрождения ювенологического (юнологического, ювентологического) направления в .науке (В.В. Павловский, Е.Г. Слуцкий)8.
Различные подходы к концептуализации молодежной политики в европейском контексте содержатся в работах М. Бэнкса, М. Бэнтона, К. Валля, Д, Катлера, JI. Крисхолма, Р. Мавдональда, И. Рихтера, П. Уиллиса, А. Фурлонга, Т. Халла и др. Так, П. Лауритцен, Г. Уилльямсон, Г. Холл на основе анализа положения молодежи в европейских странах обосновали необходимость перехода от ресурсно- и проблемно-ориентированной молодежной политики к интегрированному подходу к молодежной политике.
Изучению проблем молодежи и молодежной политики посвящены работы Б.М. Айзенкопа, В.В. Гаврилюк, Е.В. Головиной, В.К. Криворученко, A.A. Мальцева, С.Н. Першуткина, И.П. Савченко, И.П. Смирнова, Е.Г. Слуцкого и др. Гаврилюк В.В, Трикоэ Н.А.9
Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) И СОЦИС. 2002. № 1; Константкновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. - М., 2000; Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. № 4; Свиридов И.А. Адаптационные процессы в сфере молодежи // СОЦИС. 2002. Кя I; Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества П СОЦИС. 2003. Кг I; Шендрик А.И. Коллизии ценностного сознания российской молодежи в постперестросчный период // Ценностный мир молодежи; пути к мировой интеграции, - М., 1994.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001; Ильинский И.М Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. - М.: Ин-т молодежи, 1999; Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма. — М., 1999; Молодежная политика: международный опыт.- М., 1991; Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. — M.: Голос, 1999; Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. - М., 1993; Россия молодая. Век XX. - М-, 1998.
Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. - M: Наука, 2003; Зубок Ю.А. Методологические проблемы социального развития молодежи в условиях риска // СОЦИС. 2003. № 4; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Мамедов Р.А. Противоречия социального развития молодежи в ситуациях риска // Россия на пути к возрождению / Под редакцией Г.В Осипова, B.H Кузнецова, В.В. Локосова, - М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2004 и др.
Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. - M., 2001; Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы и перспективы. - СПб., 2000, Баженов И.Г., Билнч Г.Л., Буслов Е.В. и др. Основы ювенологии: Опыт комплек. междисииплинар. исслед. / Под ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб.: ИРЭ РАН, 2001; Ювенологии и ювенальная политика в XXI веке / Под редакцией Е.Г. Слуцкого. - СПб, 2004.
Различные аспекты молодежной проблематики исследованы в сферах: труда (Б.С. Павлов, В.В. Староверов, О.Ю. Щепкин), образования (П.И. Бабочкин, И.В. Гудовский), культуры (JI.H. Коган, Е.Л. Омельченко, В.К. Сергеев, В.Я. Суртаев), молодежных движений (С.В, Алещенок, C.B. Баринов, В.К. Криворученко, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин), политической и гражданской идентификации (H.A. Головин, E.H. Степанова и др.)10.
Значительный
вклад в изучение местного самоуправления
внесли работы, отражавшие практику и
опыт привлечения жителей к
В современной науке проблемы местного самоуправления отражены в работах MA. Бажинова, В Л. Гельмана, ВН. Игнатовой, A.M. Казакова, А.Ю.
2005;11 Головина Е.В. Государственная молодежная политика как фактор обеспечения социальной безопасности. Дис. ... канд. соцнол. наук. - М, 2006; Иванова А.И. Молодежная политика в культурно-дифференцированном молодежном пространстве. Дис. канд. соииол. наук. - Саратов, 2005; Криворученко В.К. Молодежь и молодежная политика: термины, понятия: В 2-х ч. - М.: Изд-во Моск. гуманитар, ун-та, 2006; Мальцев A.A. Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы. Дис. канд. социол. наук. - М., 2005; Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Д.П. Пискарсв. - M.: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2000; Новые механизмы государственной политики: общество, образование, молодежь: (выступления, проекты) / Под ред. Л.С. Гребне аа. - М.: Про-Преос, 2005; Особенности программирования в сфере молодежной политики на муниципальном уровне. - Саров, 2005; Першуткин C.H. Транзитный социум: молодежная политика и социализация. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2005; Троицкий Е. Российская молодежь. Демографическая ситуация. Миграции. - М.: Граница, 2004; Савченко И.Г1. Молодежная политика как социальное управление, - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002; Смирнов И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. - M.: Изд. отдел НОУ ИСОМ, 2005.
Глядя на Запад: Культурная глобализаций и российские молодежные культуры / Пер. с англ. - СПб.: Алетейя, 2004; Российская молодежь: десять главных проблем / Б.А. Ручкин, Е А. Гришина, H.A. Серикова. - М.: Социум, 1999; Сергеев ВК. Молодежная культура и СМИ. - M.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002; Староверов B.B. Социальные проблемы молодежного малого предпринимательства. - М.: ИСПИ, 2004; Степанова E.H. Политическая социализация молодёжи как объект государственной информационной политики. Автореф. дис. ... канд. полит, наук. - M., 2004; Суртаев В.Я. Миры культуры глазами молодых. - СПб.: СПбГУКИ, 2004; Щепкин О.Ю. Социальная интеграция молодежи: проблема экономического поведения, - Новочеркасск: Юж.-Рос. гос. техя. ун-т, 2005.
Калинина, Е.М. Койешникова, Ю.Н. Копыловой, A.B. Кружкова, BJH. Лексина, О.В. Соловьевой, Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветковой и др12.
Информация о работе Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка