Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;
2) выявить теоретические и методологические подходы к формированию молодежной политики, осуществляемой на разных уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;
3) выявить потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи муниципальных образований и проанализировать их как факторы, влияющие на развитие муниципальных образований;
4) изучить и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;

Файлы: 1 файл

Диплом Word.doc

— 315.00 Кб (Скачать)
p align="justify">Специалисты считают, что желание уйти от реальных проблем в мифический, навязываемый современной украинской молодежи мир, способствует массовому распространению  алкоголизма и наркомании. В какой-то степени, причинами такого поведения являются возникающие конфликты личности и общества, особо ярко проявляющиеся в кризисе социализации. Сложившаяся в последние годы социальная модель украинского государства, оказалась не в состоянии предоставить молодому поколению достаточное количество альтернативных способов существования, моральных норм, целей и ценностей, ради достижения которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения. Появилось большое количество социальных проблем молодежи. Но выход из сложившейся ситуации есть. Он не простой, но жизненно необходимый для оздоровления культурной и социальной среды в нашем обществе и социальной адаптации подрастающего поколения. Однако без помощи государства здесь не обойтись. На наш взгляд, огромный положительный эффект может дать восстановление пионерских лагерей, спортивных клубов, детских площадок, парков отдыха. Важную роль играет проведение массовой пропаганды, среди молодежи, здорового образа жизни, учебы, труда, семьи. Также, стоит уделить особое внимание повышению уровня профессиональной подготовки педагогов, практических психологов и общественных деятелей, ведущих работу не только с детьми и молодежью, но и с их родителями.

 Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации:

Первый  – младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма  деятельности на этом этапе – общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе  «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.

Второй  — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь  основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение.

Третий  этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто про¬должает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется  известной временной неопределенностью  верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.

В рамках именно этого этапа происходит выбор  профессии, способа дости-жения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения.

Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

Шестой  этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализа¬ции  чрезвычайное значе-ние. Так, Э. Эриксон (США) считает, что имен¬но в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт рабо¬ты и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая  воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.

Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.

На этом этапе происходит осмысление пройденного  жизненного пути, его оценивание, что  может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации.

При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим  периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется  самосознание, социальное сознания и  ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам отклоняющегося поведения».

В настоящее  время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.

В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарного слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального развития.

Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

    1. Социальная адаптация как предмет муниципального управления

      Необходимо  отметить, что настоящее время  государственная молодежная политика претерпевает значительные изменения. Это связано с осмыслением  предыдущего опыта деятельности в сфере реализации молодежной политики, актуализацией целого ряда проблем современной молодежи и необходимостью обновления существующих подходов к организационной работе в молодежной среде, связанной и с определенными изменениями в молодежной среде, и с теми проблемами, которые становятся актуальными для нашего общества в целом. В настоящее время необходим концептуальный переход от идеи поддержки и социальной защиты молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны. Концепция долгосрочного развития России до 2020 года определяет, что цель Государственной молодежной политики заключается в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного потенциала страны. Такой подход предполагает пересмотр самой идеологии реализации государственной молодежной политики.

Исходя  из тех изменений, которые происходят в идеологии и содержании государственной  молодежной политики, нам кажутся  актуальными следующие направления  ГМП: Создание условий для жизненного и социального самоопределения  и самореализации молодежи. Стратегия Государственной молодежной политики, определяет, что государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Близкие подходы к определению сущности государственной молодежной политики присутствуют и в других широко обсуждаемых, но официально не принятых документах. Это такие документы как Концепция государственной молодежной политики, определяющая, что государственная молодежная политика это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив), а так же Доктрина государственной молодежной политики в которой сформулировано, что государственная молодежная политика это целостная система мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, системы государственного влияния на процесс социализации молодого поколения, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив.

Однако  необходимо осознание того, что процесс социализации осуществляется как в результате целенаправленного воздействия общества и государства через различные, специально создаваемые социальные институты, так и в результате действия стихийных факторов. Соответственно вектор социализации может быть как позитивной, так и негативной направленности. Отсюда одной из важнейших задач государственной молодежной политики является создание всех необходимых условий для развития позитивного начала при активной позиции молодежи, то есть включение ее в социально и личностно-значимую деятельность, способствующую в то же время самоопределению и самореализации молодежи. Таким образом, самоопределение и самореализацию молодежи мы рассматриваем как базовый процесс государственной молодежной политики. Что позволяет нам говорить о необходимости взаимодействия в рамках реализации государственной молодежной политики процессов социализации и индивидуализации. При этом социализация – это процесс вхождения молодого человека в общее для всех жизненное пространство. Главное в социализации – это усвоение социально одобряемого, должного для всех, и этот процесс привычен для многих социальных институтов, осуществляющих деятельность с молодежью. Индивидуализация, в свою очередь – это система средств, способствующих осознанию молодым человеком своего отличия от других (физического, интеллектуального, нравственного, творческого). Это осознание необходимо для жизненного самоопределения, для самостоятельного и успешного продвижения в выбранном направлении. Это процесс совместного с молодым человеком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), затрудняющих процесс самоопределения и самореализации. Самоопределение, таким образом, — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное и другие. При таком подходе к молодежной политике самоопределение молодежи предполагает логическую цепочку, которая заключается в том что, по отношению к самоопределившейся молодежи, происходит процесс определения своих действий в партнерстве с другими участниками молодежной политики. В свою очередь самоопределение всех участников молодежной политики предполагают переход к партнерским отношениям (взамен субъектно-объектных отношений). Именно партнерские отношения позволят сформировать в нравственной структуре личности молодого человека чувство ответственности партнера не только за принятие решений, но и за их реализацию в процессах развития территорий. Таким образом, элементы логической цепочки самоопределения молодежи (партнерство, ответственность, организация и как следствие включение молодежи в процессы развития территорий) становятся основой молодежной политики.

Информация о работе Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка