Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:13, дипломная работа
Цель данного исследования продемонстрировать, как реализуется молодёжная политика в вопросе создания условий для социальной адаптации молодёжи на примере городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению проблем социализации молодежи как основания для разработки молодежной политики;
2) выявить теоретические и методологические подходы к формированию молодежной политики, осуществляемой на разных уровнях власти; уточнить периодизацию реализации молодежной политики;
3) выявить потребности, интересы, ценностные ориентации молодежи муниципальных образований и проанализировать их как факторы, влияющие на развитие муниципальных образований;
4) изучить и выявить особенности социально-экономического поведения молодежи муниципальных образований, связанные с трудовой, учебной мотивацией, ценностными ориентациями;
Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации:
Первый – младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе – общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.
Второй — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение.
Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто про¬должает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.
Четвертый
этап имеет нижней границей подростковый
возраст (13—14 лет) и характеризуется
известной временной
В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа дости-жения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения.
Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.
Шестой
этап связан с возрастным периодом
от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени пика
зрелости до выхода на «заслуженный отдых»
пенсионерского бытия. Некоторые ученые
придают этому этапу социализа¬
Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.
Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.
На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации.
При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам отклоняющегося поведения».
В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.
В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарного слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального развития.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.
Необходимо отметить, что настоящее время государственная молодежная политика претерпевает значительные изменения. Это связано с осмыслением предыдущего опыта деятельности в сфере реализации молодежной политики, актуализацией целого ряда проблем современной молодежи и необходимостью обновления существующих подходов к организационной работе в молодежной среде, связанной и с определенными изменениями в молодежной среде, и с теми проблемами, которые становятся актуальными для нашего общества в целом. В настоящее время необходим концептуальный переход от идеи поддержки и социальной защиты молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны. Концепция долгосрочного развития России до 2020 года определяет, что цель Государственной молодежной политики заключается в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного потенциала страны. Такой подход предполагает пересмотр самой идеологии реализации государственной молодежной политики.
Исходя
из тех изменений, которые происходят
в идеологии и содержании государственной
молодежной политики, нам кажутся
актуальными следующие
Близкие
подходы к определению сущности
государственной молодежной политики
присутствуют и в других широко обсуждаемых,
но официально не принятых документах.
Это такие документы как Концепция государственной
молодежной политики, определяющая, что
государственная молодежная политика
это деятельность государства, направленная
на создание правовых, экономических и
организационных условий и гарантий для
самореализации личности молодого человека
и развития молодежных объединений, движений
и инициатив), а так же Доктрина государственной
молодежной политики в которой сформулировано,
что государственная молодежная политика
это целостная система мер правового,
организационно-
Однако необходимо осознание того, что процесс социализации осуществляется как в результате целенаправленного воздействия общества и государства через различные, специально создаваемые социальные институты, так и в результате действия стихийных факторов. Соответственно вектор социализации может быть как позитивной, так и негативной направленности. Отсюда одной из важнейших задач государственной молодежной политики является создание всех необходимых условий для развития позитивного начала при активной позиции молодежи, то есть включение ее в социально и личностно-значимую деятельность, способствующую в то же время самоопределению и самореализации молодежи. Таким образом, самоопределение и самореализацию молодежи мы рассматриваем как базовый процесс государственной молодежной политики. Что позволяет нам говорить о необходимости взаимодействия в рамках реализации государственной молодежной политики процессов социализации и индивидуализации. При этом социализация – это процесс вхождения молодого человека в общее для всех жизненное пространство. Главное в социализации – это усвоение социально одобряемого, должного для всех, и этот процесс привычен для многих социальных институтов, осуществляющих деятельность с молодежью. Индивидуализация, в свою очередь – это система средств, способствующих осознанию молодым человеком своего отличия от других (физического, интеллектуального, нравственного, творческого). Это осознание необходимо для жизненного самоопределения, для самостоятельного и успешного продвижения в выбранном направлении. Это процесс совместного с молодым человеком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), затрудняющих процесс самоопределения и самореализации. Самоопределение, таким образом, — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное и другие. При таком подходе к молодежной политике самоопределение молодежи предполагает логическую цепочку, которая заключается в том что, по отношению к самоопределившейся молодежи, происходит процесс определения своих действий в партнерстве с другими участниками молодежной политики. В свою очередь самоопределение всех участников молодежной политики предполагают переход к партнерским отношениям (взамен субъектно-объектных отношений). Именно партнерские отношения позволят сформировать в нравственной структуре личности молодого человека чувство ответственности партнера не только за принятие решений, но и за их реализацию в процессах развития территорий. Таким образом, элементы логической цепочки самоопределения молодежи (партнерство, ответственность, организация и как следствие включение молодежи в процессы развития территорий) становятся основой молодежной политики.
Информация о работе Создание условий для социальной адаптации молодёжи на примере г.п. Смышляевка