Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и исследовании готовности к реформе местного самоуправления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• Определение эффективности местного самоуправления;
• Анализ необходимости реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
• Сравнение основных принципов местного самоуправления на основе анализа федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 и 2003 годов.
Постоянным источником конфликтов между главами муниципальных образований и представительными органами служат контрольные полномочия представительного органа.
Под всякими благовидными и неблаговидными предлогами исполнительная власть старается оградить себя от депутатского контроля.
Некоторые главы оспаривают возможность создания представительным органом местного самоуправления специальных контрольных подразделений, привлечения для работы в них или в депутатских комиссиях специалистов, не являющихся депутатами. Раз контрольные полномочия закреплены за представительными органами, – то пусть депутаты самостоятельно и только своими руками и контролируют нашу работу!
Федеральный
закон поставил точку на этих спорах.
Специальная статья предусматривает
возможность создания в муниципальном
образовании контрольного органа. Причем
он может формироваться
Однако на начальном этапе применения этих положений Федерального закона представляется целесообразным предпочесть формирование контрольного органа представительным органом местного самоуправления. С одной стороны, с тем, чтобы мог быть использован потенциал представительного органа, опыт депутатов, а с другой, с тем, чтобы контрольный орган не превратился в независимый (в дурном смысле) ни от депутатов, ни от населения, что на начальном этапе развития местного самоуправления вполне возможно и, к сожалению, часто происходит.
Как должна сформироваться новая структура органов местного самоуправления?
Во
вновь образованных в соответствии
с переходными положениями
В существующих муниципальных образованиях структура органов местного самоуправления приводится в соответствие с положениями Федерального закона, по мере окончания полномочий действующих органов местного самоуправления (абзац второй и третий части 2 статьи 84).
Конечно, в новой редакции Федерального закона имеется много неточностей и противоречий как в понятийном и терминологическом аппарате, так и в содержании норм. Но, по словам Ильдара Фасаева, консультанта аппарата Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления: «…это отдельный предмет для обсуждения. По мере развития правоприменительной практики закон будет совершенствоваться, выявленные неточности и противоречия будут устраняться».
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. При реализации отношений собственности муниципальное образование выступает как властная структура, устанавливающая нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающая их выполнение, и как хозяйствующий субъект и собственник, активно действующий на рынке.
Муниципальную собственность имеют 10527 из 11566 муниципальных образований, т.е. 91% муниципальных образований. При этом наблюдается тенденция их сокращения: на 682 единицы в 2003 г. по сравнению с 2000 г., что, в основном, связано с укрупнением территорий муниципальных образований и сокращением их общего числа.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” в собственности муниципальных образований может находиться только три категории имущества:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
При этом органы местного самоуправления каждого муниципального образования вправе самостоятельно решать, какие виды муниципального имущества в пределах перечня, определенного федеральным законом, необходимы им для решения вопросов местного значения.
В целях обоснованного разделения муниципального имущества между поселениями и муниципальными районами в законе определены исчерпывающие перечни видов муниципального имущества, которые могут находиться соответственно в собственности поселений и муниципальных районов (городских округов). Это позволит обеспечить использование муниципального имущества именно для решения тех вопросов местного значения, которые закреплены в федеральном законе за поселениями и муниципальными районами (городскими округами).
Таким образом, статья 50 Закона устанавливает целевое назначение муниципальной собственности. Данное регулирование соответствует особому статусу муниципалитетов как публичных образований и связанным с ним особенностям участия муниципалитетов в гражданско-правовых отношениях. Названное принципиальное положение нашло свое отражение не в форме установления критериев допустимости муниципальной собственности на объекты, а путем закрепления подробного и закрытого перечня имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований разных типов.
Вместе с тем, подобный подход может привести к необходимости внесения изменений и дополнений в статью 50 Закона (возможно, и путем изменения ее юридической конструкции), т.к. принятие муниципалитетами к решению дополнительных вопросов местного значения может потребовать создания (приобретения) объектов муниципальной собственности, не включенных в перечень.
В
случае возникновения у муниципальных
образований права
Данные
положения Федерального закона создают
правовые гарантии, предусматривающие
использование муниципальной
Еще одна проблема: С появлением новых, независимых субъектов права муниципальной собственности (разных типов муниципальных образований) возникает вопрос о разделе имущества между ними, а также проблема установления перечня необходимых для каждого муниципального образования объектов собственности, определения критериев отнесения имущества к объектам права того или иного муниципального образования.
Разграничение
объектов муниципальной собственности
– это сложный, многоэтапный процесс,
лежащий в основе всех последующих
операций с недвижимостью. Согласно вышеназванному
Закону Правительство РФ в срок до 1 января
2005 года должно утвердить порядок разграничения
имущества, находящегося в муниципальной
собственности, между муниципальными
районами, городскими округами, поселениями.
Таким образом, в каждом
субъекте РФ появится
необходимость разработки
ряда нормативных актов,
направленных, в том
числе, и на установление
законодательных норм
и правил, регулирующих
разграничение объектов
муниципальной собственности.
Заключение.
Учитывая роль и место местного самоуправления в решении вопросов перехода России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны, становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства. Процесс должен осуществляться в рамках специальной общегосударственной программы.
Условием развития местного самоуправления является наличие общей стратегии государственного строительства и представлений о роли и месте местного самоуправления в системах публичной власти и управления развитием.
Роль
государства в становлении и
развитии местного самоуправления в
целом должна возрасти. Усиление роли
государства в отношении
Необходимо переходить от политики государственной поддержки местного самоуправления (как политического института) к государственной политике в отношении муниципальных образований и поселений (как социально-экономических целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией - демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).
Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и управления, для чего необходимо:
1)
установить оптимальную
2)
провести административную
3)
обеспечить развитие
4) обеспечить государственный и муниципальный контроль за соблюдением законодательства и создание системы взаимной ответственности органов местного самоуправления и органов государственной власти; создать правовые механизмы эффективного контроля за деятельностью органов местного самоуправления; усилить роль представительных органов местного самоуправления, особенно в части контроля за муниципальными финансами и деятельностью исполнительных органов местного самоуправления, с постепенным переходом к контрактной системе назначения глав местных администраций;
5)
разработать целостную
6)
осуществить меры, направленные
на повышение эффективности
Необходимо
признать, что наша страна (а вместе
с ней и местное