Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и исследовании готовности к реформе местного самоуправления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• Определение эффективности местного самоуправления;
• Анализ необходимости реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
• Сравнение основных принципов местного самоуправления на основе анализа федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 и 2003 годов.
ВВЕДЕНИЕ
Местное
самоуправление стоит на пороге крупномасштабной
перестройки его
По
своей природе местное
Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
-
Оправдают ли предлагаемые
- Готовы ли к реформе местного самоуправления субъекты РФ, муниципальные образования? Представляем ли мы ее последствия? Не приведет ли она к дезорганизации действующей системы муниципального управления и утрате ориентиров ее демократизации и развития?
Не следует забывать, что местная власть за последние 10-12 лет неоднократно реформировалась, менялась ее законодательная база. Выдержит ли она новую радикальную перестройку, пойдет ли она ей на пользу?
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и исследовании готовности к реформе местного самоуправления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• Определение эффективности местного самоуправления;
• Анализ необходимости реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
• Сравнение основных принципов местного самоуправления на основе анализа федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 и 2003 годов.
Объектом исследования выступает реформирование принципов местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования является новая модель местного самоуправления в России.
Структура работы.
Курсовая работа
состоит из введения, двух
глав и заключения. К работе приложены
акты органов местного самоуправления
города Рассказово Тамбовской области.
ГЛАВА
I. Задачи и предпосылки
развития местного самоуправления
в России.
1. Природа местного самоуправления
Местное самоуправление в России имеет мощные исторические корни. Российская государственность, насчитывающая более одиннадцати веков, состоялась во многом благодаря местному самоуправлению. Начиная с первых государственных образований на территории современной России (Киевская Русь, Новгородское государство, Московское государство и др.), местное самоуправление было мощным системообразующим фактором.
Развитию местного самоуправления на протяжении веков противостоял процесс централизации государственного управления. Централизация государственного управления, необходимая в условиях внешней угрозы, в условиях мирного развития ослабляет государственный организм, делает его неконкурентоспособным, так как прямым следствием централизации является подавление социальной активности, что равнозначно невостребованности интеллектуального потенциала нации - основного фактора развития.
По
своей природе местное
Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
Поэтому
при проектировании государственного
строительства местное
В отношениях с государством институт местного самоуправления выражает интересы территориальных сообществ. В отношениях государства с локальными сообществами он, по существу, является проводником интересов государства, так как отстаивает целостность социально-территориального пространства и его развитие. Ослабление одной из названных составляющих местного самоуправления (общественной или государственной) ведет к дисбалансу интересов государства и общества, что, как правило, завершается кризисом государственности.
Таким
образом, сильное государство - это
не централизованное государство. Одним
из условий, необходимым для формирования
сильного, конкурентоспособного государства,
является наличие политических, социальных
и экономических механизмов, обеспечивающих
реальное согласование
и реализацию интересов
государства и местных
сообществ.
2. Развитие местного самоуправления в современной России
Местное самоуправление: 1989-1991 гг.
Предтечей современной формы организации местного самоуправления (в духе Европейской хартии) стало реформирование местного партийно-государственного управления.
Реформирование
осуществлялось на имеющейся административно-
Задача формирования местного самоуправления как самостоятельная на начальном этапе не ставилась. Местные органы власти (в том числе выборные) до 1992 г. оставались в системе органов государственной власти, однако расширение их полномочий и самостоятельности создавало благоприятные предпосылки для создания современной формы местного самоуправления.
Параллельно шел во многом стихийный (без какого-либо государственного регулирования) процесс формирования территориального общественного самоуправления (территориальное общественное самоуправление в соответствии с измененным законодательством входило в систему местного самоуправления).
Одновременно вводилась форма самоуправления на предприятиях (тогда еще государственных) посредством избрания Советов трудовых коллективов (СТК).
В 1992 г. на конституционном уровне впервые органы местного самоуправления специальной поправкой были выведены из системы органов государственной власти, при этом их новый правовой статус не был в достаточной мере уточнен.
Конституционная реформа 1993 г.
В рамках конституционной реформы 1993 г. процесс децентрализации получил свое логическое завершение в виде провозглашения института местного самоуправления в качестве самостоятельной структуры в системе публичной власти, имеющего организационную обособленность (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Одновременно устанавливалось, что местное самоуправление должно иметь:
· выделенную компетенцию (вопросы местного значения);
· финансово-экономическую самостоятельность в решении вопросов местного значения на основе права иметь собственный бюджет, формирующийся посредством передаваемых местному самоуправлению доходных (налоговых и неналоговых) и расходных полномочий;
· широкую самостоятельность в выборе организационных форм местного самоуправления (с правом создания системы управления развитием муниципального образования).
Вместе с тем Конституция России обязала органы местного самоуправления часть социальных услуг оказывать бесплатно (точно не определив их объем).
Однако каких-либо значимых изменений в процессе развития местного самоуправления непосредственно после принятия Конституции не произошло. В соответствии с Конституцией до принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было избрано несколько (по некоторым сведениям 9) глав местного самоуправления (мэров) в основном в крупных городах.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995 г.)
Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не являлось прямым требованием Конституции России. Однако реальная практика государственного строительства подсказала необходимость разработки такого закона. С законодательной инициативой выступили Президент Российской Федерации и две группы депутатов Государственной Думы. Таким образом, к первому чтению были подготовлены три альтернативных законопроекта, отражавших основные представления о местном самоуправлении в кругах политической элиты страны.
В результате принятый закон стал компромиссом, которого удалось достичь представителям различных ветвей государственной власти.
Вступивший в силу закон внес новый импульс в развитие местного самоуправления. Законом была введена система терминов и понятий, некоторые из них вводились впервые. Так, впервые в правовую систему России было введено понятие "государственный минимальный социальный стандарт". Закон установил: полномочия местного самоуправления; механизм, гарантирующий финансовую самостоятельность местного самоуправления; требования к правовым актам местного самоуправления и др. Однако в результате компромисса были утрачены многие важные положения, которые закладывались в проектах, но не вошли в окончательный текст.
С позиций современной практики проект, внесенный Президентом России, имел определенные преимущества. Так, в нем в частности предусматривался более длительный переходный период, вводилось понятие субъекта местного самоуправления - "местное сообщество", и т.д.
К концу 1995г. Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки местного самоуправления. Однако статус федеральной целевой программы не соответствует реальному статусу реформы, которая по сути вводит в сложившуюся систему власти новую властную структуру. По существу, реформированию должна была подвергнуться вся система власти, что теоретически невозможно осуществить в рамках федеральной целевой программы.
Поэтому одна из важнейших реформ России фактически была пущена на самотек, так как организационная поддержка была не адекватной масштабу преобразований.
Вот что сказал по этому поводу независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков: «…закон был принят летом 1995 года и был одним из лучших в Европе. В его основу была заложена очень либеральная концепция. В частности, там говорилось, что местное самоуправление независимо от государства. Было провозглашено многообразие форм местного самоуправления: одноуровневое, двухуровневое, трехуровневое, местное территориальное самоуправление граждан - и разные формы выборов: прямые выборы глав администраций, выборы на заседании представительных органов, найм сити-менеджеров, то есть были разрешены три-четыре формы.
И казалось бы, все условия для процветания местного самоуправления были созданы. Однако этого не произошло. Спустя семь лет мы можем сказать, что местное самоуправление в России не получило должного развития.»