Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:00, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление-это не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти, это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Оглавление

Введение
1. Понятие местного самоуправления
2. Компетенция местного самоуправления
3. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Муниц. самоуправление.docx

— 24.29 Кб (Скачать)

Введение

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление-это не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти, это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Граждане Российской Федерации  осуществляют свое право на местное  самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных  образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.

Местное самоуправление в Российской Федерации-это такой способ организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном  законе от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (с изменениями и дополнениями), это - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление как выражение  власти народа составляет одну из основ  конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется  и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения  населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление  управления местными делами в системе  управления обществом и государством.

Самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Федерации.

Не являясь частью системы государственных  органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, - не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление создает условия  для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к  местным особенностям.

Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и в конечном счете развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Территорию муниципального образования  составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним  земли общего пользования, рекреационные  зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных  образований, установления и изменения  их наименований определяется законом  субъекта Федерации.

 

2. Компетенция местного самоуправления

Полномочия местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными  органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых  для реализации задач и функций  местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны  с предоставлением публичных  услуг гражданину, должны быть максимально  приближены к населению с тем, чтобы граждане могли максимально  контролировать их предоставление. Вопросы  социальной политики, оказание социальной поддержки, где прежде всего требуется  выделение финансовых средств и  нет необходимости ежедневно  опекать гражданина – это вопросы  субъектов Российской Федерации.

В ведении муниципальных  образований находятся следующие вопросы местного значения:

1) организация местного  самоуправления в муниципальном  образовании, ее правовое закрепление  в уставе муниципального образования,

2) правовое регулирование  муниципальных отношений в пределах  полномочий местного самоуправления,

3) управление муниципальной  собственностью и местными финансами,  обеспечение комплексного социально-экономического  развития муниципального образования,

4) организация, содержание  и развитие муниципальных служб:  предприятий и учреждений, связанных  с обеспечением жизнедеятельности  населения в различных сферах  местной жизни, создание условий  для удовлетворения потребностей  населения в различного рода услугах.

Муниципальные образования  организуют, содержат и развивают  муниципальные учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится  создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся  в муниципальной собственности. Муниципальные образования создают  условия для организации зрелищных  мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

В ведении муниципальных образований находятся также:

  • содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений,
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства,
  • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания,
  • дорожное строительство и содержание дорог местного значения,
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования,
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов,
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения,
  • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи,
  • организация и содержание муниципальных архивов,
  • обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

5) контроль за соблюдением  правовых актов муниципального  образования, участие в контроле  за соблюдением законодательства  на территории муниципального образования.

В ведении муниципальных  образований могут находиться также  отдельные государственные полномочия:

а) в области регистрации актов гражданского состояния – регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования,

б) в области статистики – ведение статистического учета на территории муниципального образования,

в) в области градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного контроля – организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга градостроительной деятельности и др.,

г) в области природоохранной деятельности – ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся в границах территории муниципального образования, и др.,

д) в области землепользования – ведение земельного кадастра и мониторинга земель муниципального образования и др.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Представительные  и исполнительные органы местного  самоуправления

Представительный орган  местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Основными принципами функционирования представительных органов местного самоуправления являются:

1. Обязательности представительных  органов в системе местного  самоуправления - Федеральным Законом  РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  установлено обязательное наличие  в муниципальном образовании  выборного органа местного самоуправления.

2. Принцип выборности - представительные  органы местного самоуправления  формируются на основе всеобщего,  равного, общего избирательного  права, путем тайного голосования. 

3. Принцип представительного характера  выборных органов местного самоуправления - представительный орган наделен  правом и обязанностью, представлять  и учитывать интересы населения  муниципального образования. 

4. Принцип самостоятельности - наделение  представительных органов местного  самоуправления собственной компетенцией  по решению вопросов местного  значения.

5. Принцип ответственности представительного  органа местного самоуправления - т. е. ответственность представительного  органа наступает путем утраты  доверия населения. 

6. Принцип обеспечения законности  в деятельности представительного  органа местного самоуправления - в соответствии с данным принципом  представительные органы обязаны  строго соблюдать требования  законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления.

7. Принцип гласности в работе  представительных органов местного  самоуправления - представительные  органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан  о своей работе.

8. Принцип коллегиальности - представительный орган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке.

Срок полномочий представительного  органа в соответствии с Федеральным  Законом РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» не может быть менее двух лет, но не более 5-ти. Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом  муниципального образования, и составляет, как правило - 4 года.

Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации  и возглавляемой ими администрации. Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» закрепила положения  о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования  могут быть предусмотрены должность  главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности  иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений.  Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др.

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации