Правовое регулирование приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:56, реферат

Краткое описание

Цель реферата комплексно-правовой анализ института приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
-изучить понятие и цели приватизации;
-рассмотреть приватизацию, как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом;
-исследовать субъекты и объекты приватизации;
-осветить порядок и способы приватизации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и правовое регулирование приватизации…………………………..4
2. Субъекты приватизации………………………………………………………..7
3. Объекты приватизации………………………………………………………...8
4. Решение об условиях приватизации……………………………………….….9
5. Способы приватизации…………………………………………………….…10
5.1. Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества………………………………………………………………….………10
5.2.Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе………………………………………………………………………..…12
5.3. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе………………………………………………………………………….14
5.4. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций………………………….15
5.5. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг ……………………………16
5.6. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения………………………………………...17
5.7. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены…………………………………………………..……………..18
5.8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ……19
5.9. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления……………………………………………...……..20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

pravo.docx

— 48.75 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Понятие и правовое  регулирование приватизации…………………………..4

2. Субъекты приватизации………………………………………………………..7

3. Объекты приватизации………………………………………………………...8

4. Решение об условиях  приватизации……………………………………….….9

5. Способы приватизации…………………………………………………….…10

5.1. Приватизация на основе  преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества………………………………………………………………….………10

5.2.Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе………………………………………………………………………..…12

5.3. Продажа государственного  или муниципального имущества на аукционе………………………………………………………………………….14

5.4. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций………………………….15

5.5. Продажа акций открытых  акционерных обществ через организатора  торговли на рынке ценных бумаг  ……………………………16

5.6. Продажа государственного  или муниципального имущества  посредством публичного предложения………………………………………...17

5.7. Продажа государственного  или муниципального имущества  без объявления цены…………………………………………………..……………..18

5.8. Внесение государственного  или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ……19

5.9. Продажа акций открытого  акционерного общества по результатам  доверительного управления……………………………………………...……..20

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

Введение

Основным документом, регулирующим процедуры приватизации государственного и муниципального имущества, является в настоящее время Федеральный  закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества (далее Закон).

 Закон устанавливает  исключительно возмездный характер  приватизации государственного  и муниципального имущества. Приватизации  подлежит любое имущество, находящееся  в государственной или муниципальной  собственности, за исключением  изъятого из оборота, а также  имущества, которое может находиться  только в государственной или  муниципальной собственности. 

Цель реферата комплексно-правовой анализ института приватизации государственного и муниципального имущества. 

 В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи: 

-изучить понятие и цели приватизации; 

-рассмотреть приватизацию, как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом;

-исследовать субъекты и объекты приватизации; 

-осветить порядок и способы приватизации.

 

 

 

 

 

1. Понятие и  правовое регулирование приватизации.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имущества, в собственность физических и (или) юридических лиц.

При приватизации происходит преобразование государственной или  муниципальной собственности в  частную. Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ в настоящее  время определяются Федеральным  законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»1 (далее - Закон о приватизации). Он введен в действие с 27 апреля 2002 г.

В некоторых субъектах  РФ в соответствии с Законом о приватизации приняты и действуют свои законодательные акты, которые устанавливают особенности приватизации имущества, находящегося в собственности соответствующего субъекта РФ. Кроме того, особенности приватизации некоторых видов имущества установлены специальными законами.

Согласно закону, приватизация должна осуществляться по следующим принципам:

- равенство покупателей  государственного и муниципального  имущества;

- открытость деятельности  органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- возмездность отчуждения  имущества, которое может передаваться в частную собственность за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества определены Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 270 «О размерах и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества»2

Так, в нем указано, что  размер затрат на эти цели у Российского фонда федерального имущества составляет три процента суммы денежных средств, полученных от покупателей в счет оплаты приобретенного имущества, но не более фактических расходов по видам затрат, определенным в Постановлении. Полученные от продажи имущества денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет в сроки, указанные в Законе. В случае несвоевременного перечисления денежных средств уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату выполнения денежных обязательств перед соответствующим бюджетом. Кроме того, Законом предусмотрена возможность списания указанных средств в бесспорном порядке. Закон о приватизации имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в ч. 2 ст. 3 Закона. К таким объектам относятся, например, земля (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муниципальный жилищный фонд и др. Отчуждение указанного имущества регулируется иными федеральными законами.

Закон о приватизации 2001 г. ввел новое понятие - «прогнозный план (программа) приватизации». В отличие от Государственной программы, прогнозный план (программа) приватизации по своей юридической природе - акт планирования (прогнозирования). В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о приватизации, он содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных общества, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В нем приводятся характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 6173 были утверждены «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества». Процесс разработки программы включает несколько этапов: направление предложений о приватизации в Росимущество рассмотрение их в Росимуществе, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих координацию и регулирование в соответствующих отраслях экономики, на предмет целесообразности; формирования проекта программы Росимуществом. До внесения в Правительство проект программы подлежит согласованию с Минэкономразвития РФ, Минфином РФ, ФАС России, Российским фондом федерального имущества.

Акции стратегических акционерных общества и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ. Акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок входят в прогнозный план на основании федерального закона.

В соответствии с Законом  о приватизации, прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозного плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ.

Закон о приватизации вводит понятие «стратегические предприятия  и акционерные общества».

К стратегическим относятся:

- федеральные государственные  унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, зашиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;

- открытые акционерные  общества, акции которых находятся  в федеральной собственности  и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных общества, о внесении в него изменений, касающихся состава субъектов, необходимости и степени участия в них РФ утверждаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г.№10094

2. Субъекты приватизации

Под субъектами приватизации следует понимать собственников, продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные государственные органы и специализированные организации.

Собственниками отчуждаемого имущества является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Для реализации своих прав как собственника публичные образования создают органы, уполномоченные управлять соответствующим имуществом. В отношении федерального имущества таким органом выступает Правительство РФ, компетенция которого в сфере приватизации определена в ст. 6 Закона о приватизации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере приватизации, является Министерство экономического развития и торговли РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, по специальному поручению Правительства РФ, от его имени, функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 605-р5 осуществлять эти функции поручено Российскому фонду федерального имущества (РФФИ).

Действуя на основании  Устава, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 9256, РФФИ является федеральным государственным учреждением.

Покупателями государственного имущества могут быть физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25%.

3. Объекты приватизации

Объекты приватизации - это  то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с данным Законом. Как уже указывалось, ряд объектов выведен из сферы действия Закона о приватизации, при этом некоторые из них не подлежат приватизации по иным федеральным законам. Кроме того, установлен запрет на приватизацию имущества, отнесенного федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущества, которое в силу федеральных законов может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

1. По своему содержанию  объекты делятся: на имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий; принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации; отдельные виды имущества (здания, сооружения и земельные участки, на которых они расположены и которые необходимы для их использования; объекты незавершенного строительства; земельные участки, находящиеся у унитарного предприятия на праве постоянного, т.е.бессрочного пользования или аренды; объекты культурного наследия; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, входящие в имущественные комплексы унитарных предприятий, и др.).

2. В зависимости от  формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.

3. В зависимости от  возможности и порядка осуществления приватизации можно выделить объекты:

- приватизируемые в общем  порядке;

- приватизация которых  осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных предприятий и пр.).

- приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);

- закрепляемые в государственной  собственности до принятия решения  о прекращении закрепления.

4. Решение об  условиях приватизации

Решение об условиях приватизации принимается в сроки, позволяющие обеспечить его приватизацию, в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации. Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. № 5127  утверждены «Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества».

В решении об условиях приватизации должны содержаться следующие сведения:

1) наименование имущества  и данные, позволяющие его индивидуализировать;

2) способ приватизации;

3) нормативная цена, т.е.  минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества. «Правила определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» определены Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 369

Эти правила касаются:

- подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарных предприятий;

- находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества, образованного в процессе приватизации;

Информация о работе Правовое регулирование приватизации