Правовое регулирование приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:56, реферат

Краткое описание

Цель реферата комплексно-правовой анализ института приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
-изучить понятие и цели приватизации;
-рассмотреть приватизацию, как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом;
-исследовать субъекты и объекты приватизации;
-осветить порядок и способы приватизации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и правовое регулирование приватизации…………………………..4
2. Субъекты приватизации………………………………………………………..7
3. Объекты приватизации………………………………………………………...8
4. Решение об условиях приватизации……………………………………….….9
5. Способы приватизации…………………………………………………….…10
5.1. Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества………………………………………………………………….………10
5.2.Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе………………………………………………………………………..…12
5.3. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе………………………………………………………………………….14
5.4. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций………………………….15
5.5. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг ……………………………16
5.6. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения………………………………………...17
5.7. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены…………………………………………………..……………..18
5.8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ……19
5.9. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления……………………………………………...……..20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

pravo.docx

— 48.75 Кб (Скачать)

- иного подлежащего приватизации  имущества;

4) порядок рассрочки платежа  (в случае ее предоставления);

5) иные необходимые сведения.

При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением о приватизации также утверждаются:

- состав подлежащего приватизации  имущества. Он определяется в передаточном акте на основании данных акта инвентаризации, аудиторского заключения, документов о земельных участках. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества; расчет балансовой стоимости активов; сведения о размере уставного капитала, количестве акций и их номинальной стоимости (в случае создания ОАО);

- перечень объектов, в  том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации в  составе имущественного комплекса. Имущество, не включаемое в состав приватизируемых активов, изымается собственником.

5. Способы приватизации

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации.

К ним относятся:

5.1. Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества

Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации унитарного предприятия служит прогнозный план (программа) приватизации. При подготовке предприятия к преобразованию в открытое акционерное общество проводится инвентаризация, составляется промежуточный баланс унитарного предприятия, осуществляется аудиторская проверка, определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, оценивается имущество. При этом должны быть определены: срок преобразования; величина уставного капитала открытого акционерного общества; количество акций, их номинальная стоимость, способы и сроки продажи; состав совета директоров и ревизионной комиссии; должен быть разработан устав общества.

Законом о приватизации введены некоторые ограничения - так, не допускается сокращать численность работников предприятия; совершать сделки, цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов; получать кредиты и др.

Решением об условиях приватизации унитарного предприятия утверждаются:

а) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса;

б) перечень объектов не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.. Указывается дальнейшая судьба таких объектов, например, передача новому собственнику по договору, передача в собственность субъекту РФ или муниципальному образованию, передача иным юридическим лицам;

в) перечень обременении (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, в соответствии со ст. 28—31 Закона о приватизации;

г) расчет балансовой стоимости активов унитарного предприятия, подлежащих приватизации.

д) размер уставного капитала, количество именных обыкновенных бездокументарных акций общества и номинальная стоимость одной акции.

Решение об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия утверждается Правительством РФ, Росимуществом или его территориальным органом.

Кроме того, утверждается Устав открытого акционерного общества, назначается единоличный исполнительный орган, определяется количественный состав и назначаются члены совета директоров и его председатель, назначаются члены ревизионной комиссии. На основании решения и в соответствии с ним составляется передаточный акт, который подписывается принимающей стороной после регистрации акционерного общества. Государственная регистрация осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Им же осуществляется регистрация сделки приватизации.

Законом предусмотрены некоторые особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Права акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют соответственно Правительство РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 7388.

Единоличный исполнительный орган открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного государственного органа. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.

5.2. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе

Порядок проведения конкурса определен Законам о приватизации и Положением о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 5849. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала этого общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену, при условии выполнения им условий конкурса. Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, должны быть указаны сроки их исполнения и порядок подтверждения исполнения.

При продаже федерального имущества продавцами на конкурсе выступает РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные государственные учреждения. Законодательством определены права и обязанности продавца.

Конкурс является открытым по составу участников. Для участия в нем претенденты представляют заявку, платежный документ (для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка), иные документы. Задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, но не более чем 4,5 млн МРОТ. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Предложения о цене подаются участниками в запечатанных конвертах в день подведения итогов конкурса либо, по желанию претендента, при подаче заявки. Решение продавца об определении победителя конкурса оформляется протоколом. Утвержденный продавцом протокол является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи.

Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов конкурса. При уклонении (отказе) победителя конкурса от заключения договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается. Остальным претендентам суммы задатков возвращаются в течение 5 дней с даты утверждения протокола. Договор купли-продажи между продавцом и покупателем, которым является победитель конкурса, заключается не позднее 10 дней с даты подведения итогов конкурса в порядке, определенном ГК РФ и Законом.

Выполнение условий конкурса контролируется продавцом. При продаже федерального имущества в состав комиссии включаются сотрудники продавца, представители Росимущества, соответствующего отраслевого федерального органа исполнительной власти, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России.

В случае неисполнения победителем конкурса условий, ненадлежащего их исполнения договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с победителя неустойки. Имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении этого имущества прекращаются.

5.3. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

На аукционе продается  государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Порядок проведения аукциона определяют Закон о приватизации и Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 58510 (далее - Положение).

Аукцион является открытым по составу участников. Для участия в нем претендент представляет заявку, платежный документ, подтверждающий перечисление задатка, иные документы. Предложения по цене приватизируемого имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах либо заявляются ими открыто в ходе проведения торгов. Задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, но не более 4,5 млн МРОТ. Аукцион, в котором принял участие только один претендент, признается несостоявшимся. Претендент приобретает статус участника аукциона с момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками. Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе установлен Законом о приватизации и является исчерпывающим.

При продаже федерального имущества продавцом на аукционе выступает РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные государственные учреждения. Права и обязанности продавца и комиссии по проведению аукциона определены Законом о приватизации и Положением.

Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за выставленное на аукционе имущество. Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Договор купли-продажи заключается между продавцом и победителем аукциона в соответствии с ГК РФ и Законом о приватизации не позднее 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Оплата государственного имущества производится единовременно в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи или в рассрочку в порядке, установленном Законом. Передача имущества и оформление прав собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества. Факт оплаты подтверждается выпиской со счета продавца о поступлении средств в размере и в сроки, указанные в договоре. Продавцом публикуется сообщение об итогах аукциона.

5.4. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Порядок его проведения определяется Законом о приватизации и Положением об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденным Постановлением Правительства от 12 августа 2002 г. № 58511.

При продаже на специализированном аукционе акций, находящихся в федеральной собственности, продавцами выступают РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные учреждения. Функции продавца при проведении специализированного аукциона определяются Законом о приватизации и Положением. Решения продавца, в том числе об итогах приема заявок, об определении участников специализированного аукциона и об итогах специализированного аукциона, оформляются соответствующими протоколами.

Единая цена продажи акций  устанавливается по следующим правилам:

а) при ее расчете учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе;

б) единая цена рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала максимально возможный коэффициент реализации акций (отношение числа акций, подлежащих передаче победителям, к числу продаваемых акций), который не может быть менее 0,95.

Победители специализированного аукциона определяются по следующим правилам:

1) число акций, получаемых  победителем, вычисляется путем  деления суммы денежных средств,  указанных в заявке, на единую цену продажи;

2) в первую очередь  удовлетворяются все заявки первого  типа, в которых указанная сумма денежных средств больше единой цены продажи;

3) во вторую очередь  удовлетворяются все заявки второго  типа, в которых указанная максимальная цена покупки превышает единую цену продажи.

Оставшиеся акции распределяются следующим образом:

- в первую очередь удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств равна единой цене продажи;

- во вторую очередь  удовлетворяются заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки равна единой цене продажи (последовательно - от заявки, в которой указана большая сумма, к заявке, в которой указана меньшая сумма);

Не удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств меньше единой цены продажи, и заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки меньше единой цены продажи.

Протокол об итогах специализированного  аукциона оформляется продавцом в день подведения итогов. Утвержденный продавцом протокол означает для победителей специализированного аукциона заключение договоров купли-продажи. Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через 30 дней с даты подведения итогов аукциона в соответствии с законодательством РФ и условиями специализированного аукциона. Также в месячный срок со дня подведения итогов для регистрации покупателей в реестре владельцев акций эмитента продавец направляет реестродержателю эмитента передаточные распоряжения.

5.5. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг

Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли осуществляется по правилам, установленным организатором торговли. В продаже могут участвовать брокеры в соответствии с «Правилами привлечения брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 84512.

Информация о работе Правовое регулирование приватизации