Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью исследования является анализ общегосударственной политики местного самоуправления в областях, районах и городах Республики Казахстан.
Задачи исследования:
1. рассмотреть проблемы становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан;
2. исследовать порядок образования, деятельность и компетенцию местных представительных органов;
3. проанализировать местные органы исполнительной власти.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Органы местного самоуправления: понятие, статус, структура……………….5
1.1 История развития и появления органов местного управления………..5
1.2 Основные источники права о местном самоуправлении……………..10
1.3 Структура органов местного управления ……………………………..15
2 Деятельность органов местного управления в РК……………………………..18
2.1 Правовой статус органов местного управления в Республике ………18 Казахстан ……………………………………………………………………18
2.2 Анализ деятельности органов местного управления в РК …………...22
2.3 Проблемы и пути их решения органами местного управления………25
3 Перспективы развития органов местного управления в РК…………………..27
3.1 Анализ современного состояния органов местного управления в РК.27
3.2 Тенденции развития статуса органов местного управления в РК……30
Заключение …………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………
Следует расширить права и возможности органов местного управления в использовании национального рынка ссудного капитала для финансирования своих инвестиционных программ. Важное значение в этом направлении имели бы дальнейшее усовершенствование «налогово-бюджетных отношений между республиканскими и местными органами государственного управления, переход к постоянным и единым по регионам нормам распределения общегосударственных налогов между ними, разработка четкой системы предоставления субвенций, дотаций, субсидий с учетом социально-экономического положения, уровня доходов и расходов.
Совершенствование местного управления должно осуществляться на основе и ряда других принципов. Важным является принцип преемственности, предполагающий использование всего того положительного, что было в прошлом и есть в современном Казахстане. Это позволить создать необходимые правовые нормы, максимально соответствующие современным условиям.
Не менее важное значение имеет принцип системности, что означает совершенствование местного управления на научной, постоянной, длительной основе и отрицание кампанейщины. Непоследовательность в этом процессе может тормозить обновление на местном уровне.
Публичность, гласность обусловливают участие населения в повышении эффективности местного управления - это неотъемлемая часть демократии, возможность широкого участия населения в управлении местными делами, влияния на выработку решений, соответствующих его интересам, правам и свободам.
Необходимо улучшение процесса нормотворчества как по качеству урегулирования, так и по степени его оперативности, в частности, по линии определения условий передачи объектов республиканской и коммунальной собственности органам местного самоуправления, статуса муниципальных школ, больниц, банков, дорожных, транспортных, коммунальных организаций, играющих важную роль в жизнеобеспечении. Совершенствование механизма правового регулирования, оперативного обновления, развития требует современная социальная практика местного значения. В конечном итоге задача состоит в том, чтобы местные органы управления стали реально работающими, инициативными, полноправными «корпорациями» представительной системы и местного государственного управления, а так же компетентными центрами реализации законодательства.
3.2 Тенденции развития статуса органов местного управления в РК
Перестройка структуры местных органов управления ведет к дальней шей демократизации общественных отношении, появлению новых общественных объединений, что не может не вызывать адекватного законодательства о местных представительных и исполнительных органах.
В юридической литературе высказывалось предложение разработать и утвердить государственную программу поддержки местного управления и самоуправления. Программа должна содержать решение ряда важных для совершенствования местного управления, в т. ч. самоуправления, проблем.
Необходимы усилия центральных и региональных органов по решению вопросов муниципальной собственности, в частности реализации прав населения на ее владение, пользование и распоряжение. Муниципальная собственность — основа местного самоуправления, и распоряжение ею может быть прерогативой самого населения, а сделки с нею должны допускаться с согласия выборного органа самоуправления. Необходимо и чет кое разграничение государственной и муниципальной собственности.
Важным является более четкое определение правового положения муниципальных земель.
Формирование бюджетов местного самоуправления предусмотрено в проекте Закона о местном самоуправлении. Для его реального формирования не следует допускать ликвидацию бюджетов городов и сельских территорий, что означало бы и ликвидацию в них местного самоуправления, установление заниженных нормативов отчислений в местные бюджеты, принудительное изъятие средств из местных бюджетов. Формирование бюджетов целесообразно проводить «снизу вверх» для дотируемых и недотируемых территорий местного самоуправления, создания региональных фондов поддержки территорий.
Эффективность местного государственного управления и самоуправления находится в прямой зависимости от проводимой в стране налоговой политики, которая прежде всего должна стимулировать экономическое развитие территорий. Для этого необходимо:
— установление льгот по налогам за счет компенсации из собственного бюджета;
- закрепление за городскими и сельскими поселениями собственных независимых финансов и собственности, распоряжение ими по усмотрению населения;
— изменение налогового, бюджетного и кредитно-финансового законодательства;
— расширение прав местного самоуправления по установлению местных налогов и сборов;
—создание широкой сети муниципальных банков, соучредители которых в лице органов местного самоуправления, муниципальных предприятий имели бы возможность вовлечь в хозяйственный оборот муниципальную собственность, муниципальные земли, средства населения.
В сфере территориальной организации местного самоуправления необходимы следующие меры:
— совершенствование административно-
—расширение территориальных полномочий местного самоуправления, недопущение изменения его границ без волеизъявления населения;
— установление и реализация права населения на самостоятельное определение структуры местных сообществ, обеспечение подлинной самостоятельности местного самоуправления.
Реализация функций местного самоуправления во многом зависит от его судебно-правовой защиты. Необходим механизм защиты прав местно го самоуправления от нарушений со стороны государственных органов и должностных лиц, в частности четкое определение подведомственности судам дел по спорам о правах местного самоуправления и порядка защиты этих прав. Практика показывает недостаточность судебно-правовой защиты интересов местного самоуправления. Важным явилось бы и систематическое обобщение судебной практики по делам о правах местного самоуправления. Необходимо закрепить в Законе о местном самоуправлении обязанность правоохранительных органов обеспечивать правовую защиту местного самоуправления с использованием мер государственного принуждения. Субъекты различных интересов в самоуправлении должны иметь достаточно широкое поле для договорного права, что должно быть объектом внимания как законодателей, так и ученых-правоведов.
Становление местного самоуправления тесно связано с развитием гражданского общества. Только на основе постепенного процесса без искусственного форсирования можно создать гарантии самоуправления. Необходим не один, а комплекс законов в этом направлении в республике как политико-правового характера, так и социально-экономического содержания: а) о муниципальной собственности; о бюджетных правах местного самоуправления; о местных налогах и сборах и др.; б) о местном референдуме: о наказах избирателей членам органов местного самоуправления; о порядке делегирования правомочий и предметов ведения органам местного само управления государственными органами; о статусе служащих и должностных лиц органов местного самоуправления.
Разработчики проекта Закона “О местном самоуправлении”' предложили:
поэтапно вводить в органы самоуправления в зависимости от создания необходимых экономических, финансовых, кадровых предпосылок (условий) работы местного самоуправления;
сохранить областные, городские (в крупных промышленных, культурных центрах) маслихаты, предоставив им право принимать обязательные правовые акты по вопросам местного значения (модель местного законодательного собрания);
ограничить роль местных исполнительных органов вопросами координации, административного надзора.
Таким образом, расширение и развитие демократии в стране сопровождаются становлением и совершенствованием местного самоуправления как основы укрепления независимой государственности, формирования гражданского общества и демократического развития.
Заключение
В ходе построения властных структур мы встречаемся с немалыми трудностями, связанными с традиционным менталитетом, привычкой к жесткой вертикали власти, и с целым рядом объективных интересов различных властных органов, которые противодействуют процес су становления местного самоуправления.
Процесс «становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в РК, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и определенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти» [44, С.93].
В целом можно позитивно оценить перспективы развития местного самоуправления в Республике Казахстан.
Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплектность правового регулирования), целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно.
XX век принес понимание того, что «демократическое, правовое государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления как местного, так и общественного» [45]. Жители населенных пунктов должны иметь возможность самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы организации своей жизни, используя формы, как прямой демократии, так и через избранные ими органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен определяться возможностями их реализации и ничем иным. Только при таком подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и его граждан. Только такой подход обеспечивает в максимальном объеме права, свободы и интересы граждан.
целью следующего этапа (назовем его условно «социальным»).
Все три составляющие находятся в настоящее время в процессе формирования, но именно их неразрывное сочетание: наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития казахстанского общества и всего государства.
После проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Надо принять идею о признании местного самоуправления первичной ячейкой, звеном государственного управления. Представление о том, что местное самоуправление может быть отделено от государственного управления основывается на идее о несовпадении интересов местного населения и государства. Государство не может безразлично относиться к вопросам местного значения. Предположения о том, что местное самоуправление, его органы в состоянии сами решать все вопросы местного значения, граничат с мифом о его всесилии.
2. Необходимо определиться в отношении маслихатов: что это за образования – чисто государственные или государственно-общественные. По Конституции РК маслихаты называются, с одной стороны, представительными органами, а с другой местными органами государственного управления. Если маслихаты _ представительные органы, то они на уровне района, города должны быть признаны органами государственного управления. Если маслихаты – представительные органы, то они на уровне района, города должны быть признаны органами местного самоуправления. В то же время они должны выполнять и государственные функции. Однако маслихаты не могут являться органами местного управления; у них нет ни объектов управления, ни управляющих.
3. Это означает, что должно быть ещё одно звено местного самоуправления, самое массовое, самое близкое к населению. Конституция РК называет его «местным сообществом». Такое сообщество может состоять из граждан, проживающих в домах, кварталах, микрорайонах, селах, аулах, поселках. Граждане, объединяемые в такие сообщества, могут образовывать различные органы с целью решения задач микроместного значения (хозяйственные, культурные, образовательные, правоохранительные, оказания помощи малообеспеченным и др.)
1. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.: Ин-т государства и права РАН, 2003.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию» - М.: Аспект Пресс, 2006
3. Панина Е.В. «Земское движение – путь к созиданию» // «Россия и современный мир».- 2007 - №2.
4. Панина Е.В. «Земское движение – путь к созиданию» // «Россия и современный мир».- 2007 - №3.
5. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепция и решения нового закона. // Вестник Московского университета. Серия «Право», 2006, № 2
6. Лаптева Л.Е. «Земские учреждения в России» - М.,2003
7. Панина Е.В. «Земское движение – путь к созиданию» // «Россия и современный мир.» – 2007.- № 6
8. Якубовский Д. «Теоретическая основа, правовая природа и содержание понятия «местное самоуправление» // Право и жизнь. - 2002. -№6
Информация о работе Перспективы развития органов местного управления в РК