Перспективы развития органов местного управления в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ общегосударственной политики местного самоуправления в областях, районах и городах Республики Казахстан.
Задачи исследования:
1. рассмотреть проблемы становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан;
2. исследовать порядок образования, деятельность и компетенцию местных представительных органов;
3. проанализировать местные органы исполнительной власти.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Органы местного самоуправления: понятие, статус, структура……………….5
1.1 История развития и появления органов местного управления………..5
1.2 Основные источники права о местном самоуправлении……………..10
1.3 Структура органов местного управления ……………………………..15
2 Деятельность органов местного управления в РК……………………………..18
2.1 Правовой статус органов местного управления в Республике ………18 Казахстан ……………………………………………………………………18
2.2 Анализ деятельности органов местного управления в РК …………...22
2.3 Проблемы и пути их решения органами местного управления………25
3 Перспективы развития органов местного управления в РК…………………..27
3.1 Анализ современного состояния органов местного управления в РК.27
3.2 Тенденции развития статуса органов местного управления в РК……30
Заключение …………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Правовой статус и перспективы развития органов местного управления в Республике Казахстан.doc

— 231.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Органы местного самоуправления: понятие, статус, структура……………….5

              1.1 История развития и появления органов местного управления………..5

              1.2 Основные источники права о местном самоуправлении……………..10

              1.3 Структура органов местного управления ……………………………..15

2 Деятельность органов местного управления в РК……………………………..18

              2.1 Правовой статус органов местного управления в Республике ………18              Казахстан ……………………………………………………………………18

              2.2 Анализ деятельности органов местного управления в РК …………...22

              2.3 Проблемы и пути их решения органами местного управления………25

3 Перспективы развития органов местного управления в РК…………………..27

              3.1 Анализ современного состояния органов местного управления в РК.27

              3.2 Тенденции развития статуса органов местного управления в РК……30

Заключение …………………………………………………………………………33

Список использованных источников……………………………………………..35

 


Введение

 

Актуальность данной темы. Мотивом послужившим, написанию данной темы является проблема прав и свобод граждан. Наша страна находится сейчас на переходном этапе, этот факт отмечают и многие профессиональные юристы, но мы уверены, что наступит такой момент, когда уровень жизни поднимется до такой степени, когда Казахстан можно будет по праву назвать демократическим, правовым государством, и где гарантии прав и свобод людей будут стоять на первом месте.

Выбор данной темы для работы основывался на том, что хотелось бы, чтобы развитие Казахстана было быстрым и прогрессирующим, а уровень правовой культуры был настолько высок, что все решения, принимаемые компетентными органами были основаны на законе и гуманном отношении к людям, тоже относится и к последним. И хотя это звучит фантастично, но уже сама попытка была бы большим плюсом.

Тем не менее, мировая практика показывает, что конституционные механизмы регулирования переходных процессов очень подвижны.

Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное значение. Местные представительные органы сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в современном Казахстане, составляют одну из основ демократического строя.

Принятие закона «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления в современной республике. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути реализации закона возникает много проблем, связанных не только с созданием необходимой материально-финансовой базы местного само управления, но и с оценкой Закона, толкованием его отдельных положений и норм, пониманием самой концепции местного самоуправления, лежащей в основе Закона, наконец, содержания общих принципов организации местного само управления.

Становление местного самоуправления - один из центральных вопросов развития конституционного строя и всего государственного механизма нашей страны.

«Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения и противостояния индивидуального и социального интереса, чаяний в жизни малых, так или иначе спаянных (например, объединенных проживанием на одной небольшой территории) групп населения и крупных социальных образований. Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и разделение общественных свобод (часто называемых общественными обязанностями) и свобод индивидуальных, баланс и разделение законов, баланс ветвей власти и их функций - вот основной принцип, согласно которому должно строиться здание общественной жизни».[2, С. 71] Только в таком случае это здание может устоять во времена потрясений, выдержать губительный для любой жесткой социальной конструкции напор технологических новшеств, изменений среды обитания, честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.

Значение данной темы на сегодняшний день достаточно велика, так как наша республика сейчас переживает очень сложные моменты становления правового, демократического государства в период сложных экономических, политических, социальных перемен сложившихся в нашем обществе. Многие устои нашей жизни совсем не соответствуют нормам этого времени, когда старые жизненные позиции уходят навсегда, а новое только появляется и закрепляется путем принятия новых законов, постановлений, решений, указов и т.д.

Степень научной разработанности. В работе использовались труды следующих авторов: Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, М.Т. Баймаханова, М. Кулмухаммед, Н. Назарбаева.

Целью исследования является анализ общегосударственной политики местного самоуправления в областях, районах и городах Республики Казахстан.

Задачи исследования:

1.              рассмотреть проблемы становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан;

2.              исследовать порядок образования, деятельность и компетенцию местных представительных органов;

3.              проанализировать местные органы исполнительной власти.

Объект исследования: государственное управление и самоуправление в Республике Казахстан.

Предмет исследования: местные органы государственной власти.

Теоретическая значимость данной темы заключается в попытке исследования новой модели местных органов: местного государственного управления и местного самоуправления.

Практическая значимость темы: заключается в возможности использования органами государственного управления выводов и рекомендации, предложенных в работе.


1 Органы местного самоуправления: понятие, статус, структура

 

1.1 История развития и появления органов местного управления

 

Обращаясь к истории, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в Республике Казахстан для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом, так как когда-то Казахстан был единым целым с Россией.

«Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия «земским» и «губным» старостам, избираемым населением. В задачу земских и губных властей входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем считалось второстепенным делом. Однако несомненным прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах управления». [2, С.209]

С 1719 г. Петр предпринял новую реформу, которая привела к еще большей бюрократизации страны и централизации административной системы. Губернии разделены на провинции, провинции на дистрикты. Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные только центру. Таким образом, Петром был осуществлен тип полицейского государства и перед бюрократией поставлены самые широкие задачи: не только правосудие и безопасность жителей, но и образование, благотворительность, медицина, поощрение торговли и промышленности - все это возлагалось на администрацию.

Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце ХVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.

Обратить внимание на эту сторону русской общественной жизни Екатерину II заставили бесчисленные злоупотребления администрации и широко распространившееся недовольство населения. В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату; городские обыватели по одному от города; прочие сословия и звания по одному от своей провинции.

«В начале 1786 г. новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а затем - и в остальных городах Империи. Однако в большинстве уездных городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все самоуправление было представлено в лице так называемых «городовых старост».

Но, несмотря на это, именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования российской системы местного самоуправления». [3,С.21]

«Сразу же после отмены крепостного права, крестьянское общественное устройство в сельской местности (по Положению 1861 г.) представляло из себя сословные волости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Должности крестьянского общественного управления замещались по выбору на три года. Сельский сход и сельский староста составляли сельское общественное управление. Сход выбирал сельских должностных лиц, решал дела о пользовании общинной землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, земских и мирских денежных сборов и т.п. Сельский староста наделялся обширными полномочиями как по делам общественным, в пределах компетенции сельского общественного управления, так и административно-полицейским (охрана общественного порядка, безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль). В отсутствие сельского старосты решения сельского схода считались незаконными».[4, С.17]

Александр II учредил Положение о земских учреждениях, которое, после опубликования 1 января 1864 года, в течение нескольких лет было распространено на тридцать четыре губернии Европейской России. Собственно введение земских учреждений началось с февраля 1865 г. и в большинстве губерний закончилось к 1867 г.

Несколько лучшая судьба сложилась у наиболее прогрессивной реформы городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16 июня 1870 г. Городового Положения.

«Городовым Положением 1870 г. избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлено было каждому городскому обывателю, к какому бы сословию он ни принадлежал. Если он был русским подданным, имел не менее 25 лет от роду и владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочной торг (лицензию на право мелкой торговли), то пользовался правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные». [5, С.19]

Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда.

Но при всех своих недостатках Положение 1870 г. все же являлось крупным шагом вперед как по сравнению с предшествующим периодом, так и с той ситуацией, в которой оказалось городское самоуправление в конце ХIХ - начале ХХ веков. Будучи построено на идее доверия к общественной самостоятельности, оно вызвало российские города из спячки и придало им ту силу и значение, о которых лишь мечтали преобразователи ХVIII века.[6, С.214-215]

Оно позволило говорить о реальных предпосылках формирования в России муниципального права, и, несмотря на усиление административных начал 90-х годов ХIХ столетия, способствовало всплеску муниципального законотворчества 1906-1917 годов.

Неожиданный для властей общественный подъем 1904-1905 гг. поставил вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах. 6 августа 1905 г. было издано положение о законосовещательной Государственной Думе, а 17 октября Высочайшим манифестом Николая II на правительство была возложена задача «установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей». [7, С.19]

Последняя в дореволюционное время попытка повысить роль самоуправления в государстве, реформировать систему земского и городского самоуправления, расширив прав их учреждений, была предпринята Временным Правительством.

3 марта 1917 г. Временное Правительство приняло Декларацию, где во главу предстоящих преобразований ставилась реформа местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права.

После Октября 1917 года земское самоуправление просуществовало недолго. Несмотря на то, что одни из первых декретов Временного Рабочего и Крестьянского Правительства говорили о расширении прав местного самоуправления. В ноябре 1917 г. состоялся земский съезд, который пытался наметить пути преодоления кризиса, но уже 19 декабря 1917 г. за подписью председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ленина был опубликован декрет «Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению», образовываемого для благой цели «объединения деятельности всех городских и земских учреждений».[8, С.31-32]

Вновь созданному ведомству из Комиссариата внутренних дел были переданы: главное управление по делам местного хозяйства, касса городского и земского кредита, так и не ставшая Банком, и другие относящиеся к местному самоуправлению учреждения.

Однако, уже в процессе подготовки первой Конституции РСФСР 1918 года, при работе над разделом 3 «Конструкция Советской власти» (часть Б «Организация Советской власти на местах»), большинство предлагавшихся проектов организации местной власти строились на системе и опыте деятельности земского и городского самоуправления, были пронизаны их идеологией. Естественно, все эти проекты были отклонены комиссией ВЦИК или просто не рассматривались ею. В 1919 году началась работа по поиску форм децентрализации управления, ведущаяся под лозунгами «борьбы с главкизмом» и «собирания коммун». Под «борьбой с главкизмом» подразумевалось формирование в структуре исполкомов местных Советов специальных отделов, задачей которых была организация коммунального хозяйства на местах («откоммунхозы»). Декретами СНК им передавались функции главков ВСНХ и частично отраслевых наркоматов. «Борьба с главкизмом» завершилась Постановлением СНК, утвердившим «Положение о городских Советах» (1925 г.) и «Положение о местных финансах» (1926 г.), сформировавших достаточно независимую хозяйственно-организационную власть на местах. [6, С.216]

Информация о работе Перспективы развития органов местного управления в РК