Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью исследования является анализ общегосударственной политики местного самоуправления в областях, районах и городах Республики Казахстан.
Задачи исследования:
1. рассмотреть проблемы становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан;
2. исследовать порядок образования, деятельность и компетенцию местных представительных органов;
3. проанализировать местные органы исполнительной власти.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Органы местного самоуправления: понятие, статус, структура……………….5
1.1 История развития и появления органов местного управления………..5
1.2 Основные источники права о местном самоуправлении……………..10
1.3 Структура органов местного управления ……………………………..15
2 Деятельность органов местного управления в РК……………………………..18
2.1 Правовой статус органов местного управления в Республике ………18 Казахстан ……………………………………………………………………18
2.2 Анализ деятельности органов местного управления в РК …………...22
2.3 Проблемы и пути их решения органами местного управления………25
3 Перспективы развития органов местного управления в РК…………………..27
3.1 Анализ современного состояния органов местного управления в РК.27
3.2 Тенденции развития статуса органов местного управления в РК……30
Заключение …………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………
5) осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.
«Право законодательной инициативы в законодательном представительном органе государственной власти региона РК принадлежит депутатам, акиму территориально-
Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории административно-
Полномочия представительных органов местного само управления определены Конституцией Республики Казахстан и описаны выше.»[32, С.33]
К формам прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) относятся местный референдум, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива.
Местный референдум по своей юридической силе выше юридической силы актов органов местного самоуправления.
Местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, при изменении границ территории и при определении структуры органов местного само управления.
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с законодательством.
В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории административно-
Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Собрания (сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. Порядок их созыва и про ведения, принятия и изменения решений, пределы компетенции устанавливаются в соответствии с законами РК.
Население имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного само управления, подлежат обязательному рассмотрению на от крытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Особую роль в работе с массовым сознанием играют электронные средства массовой информации – телевидение, радио. С этой целью необходимо способствовать созданию на основных телевизионных и радиоканалах вещания специализированных программ и наладить регулярный выпуск теле- и радиопередач по проблемам местного самоуправления.
Среди существующих систем обеспечения населения информацией без должного внимания до настоящего времени остается развитая сеть государственных библиотек, расположенных во всех городах, поселках и селах. Она является в определенной мере естественным монополистом в области информационного обеспечения, так как средства массовой информации сообщают, прежде всего, текущие сведения, но не могут обеспечить необходимую полноту официальной информации.
Важное значение как для информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, так и для работы со средствами массовой информации и частными пользователями, имеет и использование современных информационных технологий (компьютерных сетей различных типов). Наиболее подходящей технологией решения этой проблемы является использование сети «Интернет» с созданием страниц в Web-серверах соответствующих организаций.
Решение всех вышеперечисленных проблем будет способствовать реализации одной из основных задач работы с населением в области местного самоуправления - добиться четкого понимания гражданами, какие органы власти и должностные лица в системе управления государством обладают теми или иными полномочиями («за что отвечают»), как может рядовой гражданин влиять на местную власть и контролировать ее деятельность.[14, С.492]
В Законе РК «О местном государственном управлении в РК» определяется статус депутата маслихата. В Законе сказано, что «депутат маслихата выражает волю населения соответствующей административно – территориальной единицы с учетом общегосударственных интересов» [25]. В соответствии с Конституцией не депутат, а маслихат выражает волю населения соответствующей административно – территориальной единицы. Это означает, что «Закон не обязывает, чтобы каждый депутат непременно выступал выразителем общей воли населения. Ведь население состоит из различных социальных, экономических групп. Его воля не всегда может быть единой, монолитной. Воля отдельных групп населения может не совпадать. И депутат может выражать волю одной группы населения, которая не совпадает со всеобщей волей населения. Именно исходя из возможных таких противоречий Закон предусматривает и процедуру принятия маслихатом решения, и процедуру роспуска маслихата. Так, решение маслихата принимается большинством голосов от общего числа депутатов маслихата. А решения маслихата должны соответствовать Конституции и законодательству. Если решения маслихата, принятые большинством голосов, соответствуют законам, значит те депутаты, которые голосовали против таких решений, уже не учитывали общегосударственные интересы» [33].
Поэтому не отдельный депутат выражает только волю населения. Он может выражать волю населения административно – территориальной единицы. Он может выражать волю отдельной группы населения. Он может не выражать волю населения, в таком случае он вступает в противоречие со своим статусом. В данном случае речь может идти о досрочном прекращении полномочий депутата.
Следовательно, «волю населения соответствующих административно – территориальных единиц выражает не просто отдельный депутат, а маслихат в целом или большинство маслихата».[34, С.72]
Депутат маслихата выбирается на четыре года, и его полномочия начинаются с момента его регистрации в качестве депутата маслихата соответствующей территориальной избирательной комиссией и прекращаются с момента прекращения полномочий в связи с истечением срока.
«Полномочия депутата маслихата могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой в соответствии с законодательством несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;
2) вступления в законную силу решения суда о признании депутата недееспособным;
3) прекращения полномочий маслихата;
4) смерти депутата;
5) утраты им гражданства Республики Казахстан;
6) вступления в отношении депутата в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда на постоянное местожительство за пределы соответствующей административно-
8) в связи с личным заявлением депутата об отставке;
9) систематического невыполнения депутатом своих обязанностей, в том числе отсутствия без уважительных причин на пленарных заседаниях сессии маслихата более трех раз подряд.» [25, п.3 ст.20]
Решение о досрочно прекращении полномочий депутата принимается на сессии маслихата большинством голосов депутатов по представлению соответствующей территориальной избирательной комиссии. Как видно из перечисленных оснований досрочного прекращения полномочий депутата, среди них нет отзыва избирателями депутата.
«К исключительным полномочиям маслихатов относятся:
1.решение отнесенных к ведению соответствующих маслихатов вопросов местного административно – территориального устройства и определение границ организации местного сообщества;
2.рассмотрение отчетов руководителей исполнительных органов и внесение в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата;
3.в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях утверждение правил, за нарушение которых установлена административная ответственность;
4.осуществление в соответствии с законодательством полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан;
5.осуществление регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством;
6.содействие исполнению гражданами и организациями норм Конституции, законов, актов Президента и Правительства, нормативных и местных государственных органов» [35, С.501].
В организационном отношении маслихаты в пределах предоставленных полномочий решают вопросы административно – территориального устройства. Эти полномочия маслихатов конкретизированы в ряде нормативных правовых актов. Важное значение имеет нормотворческое полномочие маслихатов по регулированию земельных отношений в соответствии с Законом РК «О земле» и установлению административной ответственности за ряд административных правонарушений.
Акты, принимаемые маслихатом, называются решениями. Они могут быть нормативными правовыми и ненормативными. Решения маслихата, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат официальному опубликованию в установленном законом порядке и обязательны к исполнению на соответствующей территории. Решения маслихата, имеющие общеобязательное значение, межведомственный характер или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат государственной регистрации территориальными органами Министерства Юстиции. Если маслихат примет решение, не соответствующее Конституции и законодательству РК, то оно может быть отменено самим маслихатом либо в судебном порядке.
В ст.6 Закона РК «О местном государственном управлении в РК» выделены некоторые полномочия отдельных звеньев маслихатов. К компетенции маслихатов областных, города республиканского значения и столицы относятся:
1. «внесение представлений об утверждении схемы районной планировки области, проекта генерального плана застройки областного центра, города республиканского значения и столицы в Правительство РК;
2.утверждение проектов районной планировки административных районов, генеральных планов застройки городов областного (кроме областных центров) и районного значения. К компетенции районных маслихатов, кроме выше указанных, относится также утверждение генеральных планов застройки городов, поселков, аулов, расположенных на территории соответствующего района.
В ряду полномочий маслихатов областей, города республиканского значения и столицы – право по предложениям соответствующих акиматов принимать решения о заимствовании в соответствии с законодательными актами Республики».[25, ст.41]
2.2 Анализ деятельности органов местного управления в РК
Органы местного самоуправления по закону обособлены от органов государственной власти государства и ее субъекта, на территории которого реализуется самоуправление. Власти субъекта не вправе вмешиваться в дела самоуправления, могут устанавливать лишь общие принципы его организации. Жители вправе сами, без предписаний, определять структуру органов местного самоуправления, непосредственно или через представительные органы принимать положения новые образования и другие нормативные акты, регулирующие процедуру и порядок созыва сходов, собраний и т.п.
Согласно Конституции «органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются государственной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок. Им гарантируется право на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений органов государственной власти или ограничения прав местного самоуправления. Но суды, как правило, встают не на их сторону» [22, С.213].
Включаемые в республиканский бюджет расходы на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, передаваемых в ведение органов местного самоуправления, можно рассматривать лишь в качестве финансового обеспечения бывшей государственной собственности.
Реализация населением конституционного права на местное самоуправление возможна либо непосредственно, либо через создаваемые им органы местного самоуправления и избираемых должностных лиц.
Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения, необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению государственным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных определенной компетенцией, необходимой для осуществления возложенных на них населением функций. В Конституции утверждается, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Конституция, естественно, не дает определения понятия «вопросы местного значения». Примерный перечень «вопросов местного значения» дается в Законе РК «О местных представительных органах» от 10.12.2003 г.: «планы мероприятий по благоустройству и улучшению санитарного состояния населенных пунктов, вопросы кооперирования средств предприятий, организаций всех форм собственности граждан для развития социальной инфраструктуры своей территории, вопросы административно – территориального устройства, вопросы в области земельных отношений и др. если бы подобные вопросы оставить в ведении органов местного самоуправления». [23, С.312-313]
Информация о работе Перспективы развития органов местного управления в РК