Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 16:14, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение особенностей местного самоуправления и его разновидностей на примере европейских стран и Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо ре¬шить ряд задач:
-рассмотреть теоретические основы организации местного самоуправления;
- охарактеризовать зарубежные модели местного самоуправления;
- проследить развитие российской модели местного самоуправления и выявить проблемы;
-провести сравнительный анализ организации местно¬го самоуправления на примере некоторых федеративных стран Европы и Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления. Понятие «местное самоуправление»……………………………………………………………….....4
Глава 2. Модели местного самоуправления……..................................................7
2.1. Зарубежные модели местного самоуправления….……………………..7
2.2. Развитие российской модели местного самоуправления……………15
2.3. Основные проблемы развития местного самоуправления в России…19
Глава 3. Сравнительная характеристика местного самоуправления федеративных стран Европы (на примере Австрии, Германии, Бельгии, Швейцарии) и России……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………..……………………………………………………..36
Приложение……………………………………………………………………....39
В Российской Федерации система административного надзора за местным самоуправлением не развита, что обусловлено особенностями развития российской муниципальной системы, а также существованием российской прокуратуры, как государственного института, осуществляющего надзор за соблюдением законов как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления.
Однако местное самоуправление в европейских федеративных государствах наделено гарантиями от излишнего вмешательства в его деятельность государственных органов, в первую очередь, органов субъектов федерации. Важной гарантией самостоятельности местного самоуправления при осуществлении принадлежащих ему полномочий является возможность судебного обжалования актов органов государственной власти. Представляется возможным по примеру Австрии, ФРГ и Швейцарии наделить российские муниципальные образования правом на обжалование в органы конституционной юстиции федеральных законов и законодательных актов субъектов Российской Федерации, нарушающих права местного самоуправления, закрепленные в Конституции РФ.
Заключение
На основании исследования истории развития теоретических концепций местного самоуправления в государствах Европы, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время в их конституционно-правовой доктрине господствует дуалистическая теория местного самоуправления, в соответствии с которой местное самоуправление, с одной стороны, признается продолжением государственного управления на местном уровне, а с другой - является легитимным выразителем интересов местного сообщества. Воплощение данной теории в муниципальном законодательстве Австрии, ФРГ и Швейцарии позволило преодолеть противопоставление государственного, публично-правового и локального начал в местном самоуправлении и способствовало успешному проведению муниципальных реформ в европейских федерациях в конце 20 - начале 21 века.
Изучение моделей местного самоуправления, реализованных в зарубежных государствах и Российской Федерации, позволило сделать вывод о том, что на формирование муниципальной системы в конкретном государстве существенное влияние оказывают не только особенности его правовой системы, но и государственное устройство и связанные с ним принципы территориального распределения властных полномочий, а также специфика исторического развития местного самоуправления, и государства в целом. Федеративное устройство государства обусловливает разнообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, соответствие их историческим и национальным традициям местного управления в многонациональных государствах, а также позволяет распределить полномочия между государственными органами субъектов федерации и муниципальными органами в соответствии с имеющимся уровнем финансово-экономической обеспеченности местного самоуправления.
На основании исследования положений Европейской хартии местного самоуправления 1985 г. и особенностей их реализации в законодательстве и правоприменительной практике зарубежных федеративных государств и Российской Федерации, можно придти к выводу, что Хартия не содержит императивного требования построения местного самоуправления по единому образцу во всех государствах-участниках, она является лишь инструментом гармонизации стандартов местного самоуправления с учетом уважительного отношения к национальному своеобразию каждого государства.
Можно выделить следующие общие тенденции развития местного самоуправления в федеративных государствах, ратифицировавших Европейскую хартию местного самоуправления:
а) повышение самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
б) расширение перечня государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления;
в) предоставление гарантий международной защиты местному самоуправлению.
На этом основании можно сделать вывод о том, что реализация положений Европейской хартии в законодательстве и правоприменительной практике федеративных государств может в дальнейшем привести к постепенной унификации законодательства о местном самоуправлении и, в конечном итоге, возникновению общей европейской модели местного самоуправления.
Список литературы:
Европейская хартия
местного самоуправления
(Страсбург, 15 октября 1985 г.)
Преамбула
Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Хартию,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием,
считая, что одним из средств, служащих достижению этой цели, является заключение соглашений в области управления,
считая, что органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя,
считая, что право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, разделяемым всеми Государствами-членами Совета Европы,
полагая, что это право наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне,
будучи убежденными, что наличие облеченных реальной ответственностью органов местного самоуправления может обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление,
сознавая, что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти,
утверждая, что это предполагает наличие местных органов самоуправления, которые располагают уполномоченными для принятия решений органами, созданными демократическим путем, и которые имеют широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка и средств ее осуществления и необходимых для этого ресурсов,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, в каком это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии.
Часть I
Статья 2
Конституционная и законодательная
основа местного самоуправления
Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства.
Статья 3
Понятие местного самоуправления
1. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.
Статья 4
Сфера компетенции местного самоуправления
1. Основные полномочия и
2. Органы местного
3. Публичная власть, как правило,
должна преимущественно осущест
4. Предоставляемые органам
5. При делегировании полномочий центральными или региональными органами местным органам самоуправления последние должны, насколько это возможно, обладать свободой применять их в соответствии с местными условиями.
Информация о работе Модели местного самоуправления в зарубежных странах и российская модель