Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:56, доклад

Краткое описание

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в ст.13 устанавливает: гражданский служащий-гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Конфликт интересов.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Свидетель выступал в суде под вымышленной фамилией Николаев. Показания Николаева были оглашены в ходе слушаний по вопросу постановления об отмене очередного дела в отношении Назарова. Жалобу на постановление подал глава Серпуховского района Московской области Александр Шестун, который заявлял, что Назаров требовал у него 2 миллиона долларов за прекращение проверки работы чиновника. "Коммерсантъ" пишет, что Назаров, возможно, действовал в интересах первого заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко.

Показания свидетеля  Николаева были зачитаны по настоянию  прокуратуры. Свидетель, в частности, рассказал, что между Назаровым  и органами областной прокуратуры  действительно существовали коррупционные  связи, а также сделал заявление, что к ним были причастны "люди Артема Чайки". Шестун, в свою очередь, отметил, что сотрудники Мособлпрокуратуры неоднократно упоминали в разговорах с ним имя сына генпрокурора. Тот факт, что в материалах дела о покровительстве игорному бизнесу в Подмосковье упоминается Артем Чайка, подтвердили в Следственном комитете России.

В то же время  официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева заявила, что "бред анонимных заявителей" вряд ли достоин  комментариев со стороны ведомства.

Решение об отказе от возбуждения дела в отношении Назарова по этому эпизоду было принято в связи с тем, что предприниматель, по мнению Мособлпрокуратуры, "добровольно и окончательно отказался от приготовления к совершению преступления". В то же время сам факт того, что Назаров требовал два миллиона, считается подтвержденным. Шестун утверждает, что Назаров отказался от своих преступных намерений только в связи с тем, что глава Серпуховского района попал под госзащиту по делу о вымогательстве у него пяти миллионов рублей сотрудником Генпрокуратуры Сергеем Абросимовым.Из-за этого Назаров и его окружение "не могли продолжать свои преступные действия", заявил Шестун.

Дело о покушении  на мошенничество в отношении  Назарова было заведено в СКР 22 марта, однако спустя день его закрыла прокуратура. Оно стало одним из многих дел в рамках расследования игорного бизнеса в Подмосковье, которое было закрыто прокурорами вскоре после его заведения в Следственном комитете. По данным СКР, к функционированию игорного бизнеса причастны несколько сотрудников органов прокуратуры. Так, Игнатенко и прокурор Московской области Александр Мохов были временно отстранены от занимаемых должностей, но после проведения внутренней проверки Генпрокуратура не нашла оснований для подозрений в их адрес, и прокуроры вернулись на работу. Между тем по данным СМИ они будут отправлены в отставку или переведены на другие должности.9

Резюмируя всё  выше сказанное можно сделать  вывод ,что высокопоставленное должностное  лицо на своем примере должно показывать правильность совершения тех или иных действий и возникновение конфликта интересов недопустимо, так как ставит под сомнение его авторитет тем самым представляя не только его, но и остальную государственную систему в его лице в “невыгодном свете”.В этом случае должностное лицо обязано оставить свою должность показывая, что он прежде всего соблюдает закон.

Нередко конфликт интересов может служить поводом  для оставки,так прежнего начальника ГУВД Пермского края Юрия Горлова (занял  должность в сентябре 2003 года) послужили  натянутые отношения с губернатором Олегом Чиркуновым. Конфликт между генералом и губернатором разгорелся весной 2007 года и касался правовой оценки сделки по продаже летного поля аэропорта Бахаревка. Земля была продана за 73 млн руб. Губернатор публично назвал сделку циничной и потребовал от ГУВД возбудить по факту мошенничества уголовное дело. После того как в возбуждении дела было отказано, глава региона обвинил милиционеров в защите интересов коммерческих структур. Три года начальник ГУВД и губернатор работали в одном регионе в состоянии холодной войны. Милиционеры время от времени возбуждали уголовные дела в отношении высокопоставленных сотрудников администрации Пермского края, а глава Прикамья пытался добиться изменений в руководстве ГУВД через полпредство и администрацию президента. По данным источников „Ъ“, генерала Горлова долгое время поддерживал глава «Единой России», председатель Госдумы Борис Грызлов, однако ситуация поменялась в апреле 2008 года, когда главой администрации президента РФ стал Сергей Нарышкин, хорошо знающий губернатора Олега Чиркунова по совместной работе в службе внешней разведки.

Информация о  скорой смене руководства ГУВД Пермского  края стала циркулировать в милицейской  среде в конце 2010 года. Поводом  для этого послужили итоги  проверки оперативно-служебной деятельности ГУВД в Прикамье сводной бригадой МВД России.

В течение двух недель ревизоры изучили работу всех ключевых подразделений краевой  милиции и поставили оценку: «неудовлетворительно». В марте 2011 года, еще до начала переаттестации руководящих сотрудников МВД, Юрий Горлов был вызван в Москву. По одной из версий, ему предложили перевестись на службу в другой регион. В частности, называлась должность главы управления МВД по Республике Марий Эл. Однако предложенные варианты генерал-лейтенанта не устроили. 14 марта 2011 года господин Горлов написал рапорт на имя главы МВД Рашида Нургалиева о выходе в отставку. 1 апреля президент РФ Дмитрий Медведев своим указом официально освободил Юрия Горлова от занимаемой должности.10

Так например,бывший руководитель федерального государственного предприятия «АМНГР» Олег Мнацаканян осужден за то, что он сдал в аренду норвежцам буровую платформу по заниженной цене. В результате государство потеряло значительную сумму на налогах. И хотя Мнацаканян получил условный срок, ему придется погасить весь ущерб — один миллиард семьдесят миллионов рублей.

В подобной же ситуации оказался бывший вице-губернатор Борис  Воробьев, который, будучи главой Заозерска, заключил четыре договора об инвестировании строительства с фирмой своего приятеля. В документах не было фиксированной цены на единицу жилья. По этой причине стоимость квадратного метра неоднократно произвольно увеличивалась. В результате было потрачено лишних двенадцать миллионов шестьсот тысяч рублей. Эту сумму по решению суда Борис Воробьев и должен возместить.

Возможность злоупотреблений  прокуроры нашли даже в Интернете. Так, котировки на муниципальные  и государственные заказы размещаются  на разных ресурсах, хотя им положено быть на одном. А контроль над ними возложен на заинтересованное управление госзаказа.11

Конфликты интересов  могут обернуться серьезной проблемой в случае, например, когда чиновник оставляет государственное  учреждение и переходит в частный сектор или неправительственную организацию, или когда бухгалтерская фирма предлагает одному и тому же клиенту услуги по аудиту и консалтингу, или когда орган государственного регулирования начинает поддерживать слишком тесные отношений с теми  деловыми структурами, за  которыми он должен осуществлять надзор.  В этой связи растущая обеспокоенность общества заставляет правительства принимать все меры для сохранения добропорядочности официального механизма принятия решений.

Хотя конфликт интересов нельзя отожествлять с  коррупцией, наблюдается растущее признание того, что неадекватное управление разрешением конфликтов между частными интересами и государственными обязанностями должностных лиц государства может порождать коррупцию.

Однако политика предотвращения конфликта интересов  не должно сводится к простому запрещению каких бы то ни было частных интересов должностных лиц государственных органов.  Непосредственная задача  предотвращения конфликтов интересов должна заключаться в поддержании добропорядочности официальных политических и административных решений и системы государственного управления  в целом.

Если  рассматривать конфликт интересов в общем, то его можно определить как ситуацию, когда человек или юридическое лицо выступают одновременно в нескольких лицах, цели которых не совпадают либо вообще противоречат друг другу. Например, когда человек является членом совета директоров двух разных компаний, в чем-то конкурирующих между собой. Корректным действием с его стороны при этом является информирование о сложившейся ситуации остальных членов совета директоров, особенно если требуется принятие решения по предмету конфликта. Конфликт интересов, как явление, представляет собой сложную теоретическую и практическую проблему. В большинстве стран, в том числе и в России, это правовая категория, обладающая неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддающаяся внутреннему и внешнему контролю, имеющая нечеткий, неясный и неполный механизм предотвращения и урегулирования, часто не позволяющий применять его напрямую12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Порядок предотвращения и урегулирования  конфликта интересов  на государственной и муниципальной  службе.  

     Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной  гражданской   службе  Российской Федерации» имеется специальная статья 19, которая посвящена урегулированию  конфликта   интересов   на   гражданской   службе:

1. Конфликт  интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

2. Случаи возникновения  у гражданского служащего личной  заинтересованности, которая приводит  или может привести к конфликту  интересов, предотвращаются в  целях недопущения причинения  вреда законным интересам граждан,  организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Под личной  заинтересованностью гражданского  служащего, которая влияет или  может повлиять на объективное  исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения  гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

4. Представитель  нанимателя, которому стало известно  о возникновении у гражданского  служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Для соблюдения  требований к служебному поведению  гражданских служащих и урегулирования  конфликтов интересов в государственном  органе, федеральном государственном  органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по  урегулированию конфликтов интересов  образуется правовым актом государственного  органа. В состав комиссии входят  представитель нанимателя и (или)  уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

7. Составы комиссий  по урегулированию конфликтов  интересов формируются таким  образом, чтобы была исключена  возможность возникновения конфликтов  интересов, которые могли бы  повлиять на принимаемые комиссиями  решения.

8. Положение  о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента Российской Федерации.

Пункт 11 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» утверждает обязанность муниципального служащего «сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта».

     Таким образом, на государственного служащего и муниципального служащего возлагается обязанность уведомления о  конфликте   интересов  как своего непосредственного начальника, так и представителя нанимателя. 

Информация о работе Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе