Взаимосвязь государственной и муниципальной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление и развитие института государственной гражданской службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения.

Оглавление

Государственная служба в системе государственного управления 3
Понятие, признаки и сущность государственной и муниципальной службы 6
Правовая природа соотношения и различий государственной и муниципальной служб 9
Проблемы государственной и муниципальной службы в механизме современного российского государства 14
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Курсовая2.docx

— 36.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

КУСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Взаимосвязь государственной и муниципальной службы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  Оглавление

Государственная служба в системе государственного управления 3

Понятие, признаки и сущность государственной и  муниципальной службы 6

Правовая  природа соотношения и различий государственной и муниципальной  служб 9

Проблемы  государственной и муниципальной  службы в механизме современного российского государства 14

Список использованных источников 17

 

 

 

 

 

 

Государственная служба в системе государственного управления

Непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление  и развитие института государственной  гражданской службы, занимающего  приоритетное место в реализации задач и функций государственной  власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях  власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных  и правоохранительных, реализующих  от имени государства специальные  цели и задачи с применением военной  силы и мер государственного принуждения.

Государственная служба - комплексный правовой и  социальный институт, функционирующий  посредством осуществления определенными  гражданами (госслужащими) профессиональной деятельности по реализации компетенций (полномочий) госорганов и государственных  должностей. В ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» дано следующее  определение понятия «государственная служба» (ст. 1) – это профессиональная служебная деятельность граждан  Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов  Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных  органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые  конституциями, уставами, законами субъектов  Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов Российской Федерации.

Например, Г.В. Атаманчук полагает, что государственная  служба как институт состоит из двух системно организованных частей:

а) норм, правил, стандартов, процедур, структур и других элементов, диктующих порядок  осуществления государственной  власти, а также требований, предъявляемых  к тем, кто непосредственно участвует  во властеотношениях, государственном  управлении общественными процессами (правовая составляющая);

б) граждан, профессионально подготовленных и  постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных  органов (социальная составляющая)

Государственная служба как система социальных институтов включает организационно-управленческий, социально-экономический, социально-правовой, интеллектуально-духовный институты. В качестве системы социальных институтов государственная служба взаимодействует с важнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей и задач, а также условий своей деятельности.

Государственная служба тесно связана со следующими институтами:

1) институтом  права, поскольку сама существует  в правовом качестве и подвергается  довольно жесткой правовой регламентации,  что придает государственной  службе черты социально-правового  института;

2) экономическими  институтами, так как она призвана  обеспечивать проведение государственной  политики в экономической области,  осуществлять поддержку реального  сектора экономики, гарантировать  соблюдение экономических прав  и свобод, регулировать рыночные  отношения и т.п., что наделяет  государственную службу статусом  социально-экономического института;

3) институтами  гражданского общества, ибо она  является опосредующим звеном  в системе взаимодействия государства  и гражданского общества, выступая  в этом случае, как было отмечено  выше, в качестве социального  института, с одной стороны,  реализуя функции государственного  регулирования общественных процессов,  в том числе и деятельности  институтов гражданского общества, а с другой - подвергаясь социальному  (общественному) контролю;

4) институтами,  относящимися к социальной сфере  общества, так как регулирование  широкого круга социальных проблем,  касающихся вопросов социальной  защиты населения, здравоохранения,  образования, социального обеспечения,  создания современной социальной  инфраструктуры и т.д., находятся  в непосредственном ведении государственной  службы по их ведомственной  принадлежности; в связи с этим  государственная служба выступает  в качестве института государственных  социальных услуг;

5) институтами  культурно-духовной сферы общества, поскольку сама государственная  служба воспринимает существующие  в обществе системы ценностей  и моральных норм, а ее особое  место в системе отношений  «общество – государство» предполагает  культивирование в среде государственных  служащих высоких этических качеств,  способных служить социальными  ориентирами в обществе, что придает  государственной службе черты  социально-культурного института.

Специалистами неоднократно отмечалось, что первым зримым воплощением нового облика государственной  службы Российской Федерации стал ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», который  должен сформироваться в ближайшие  годы на основе принципа карьерной  или контрактной государственной  службы.

Как отмечается учеными, он во многом противоположен менеджеральному принципу, на котором  в основном развивалась государственная  служба в предыдущие годы. В ввиду  этого, добавляют, что сама прежняя  государственная служба, которая, по сути являлась гражданской, освободилась от несвойственных ей наслоений, перестала  существовать как нечто противостоящее службе в других государственных  органах и, наконец, влилась в  формирующуюся единую систему государственной  службы Российской Федерации как  один из ее основных компонентов наравне  с военной и еще не обретшей законодательную основу правоохранительной службой.

Как организационно-управленческий институт государственная служба имеет  следующие признаки:

во-первых, это объединение государственных  служащих, реализующих функции управления государственными делами и организации  социума;

во-вторых, это упорядоченное структурное  образование, совокупность организационных  норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования  и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной  службы согласованности для достижения ее целей.

В ходе своего реформирования система государственной  службы обрела достаточно четкие очертания  в трех ее основных видах: гражданской, военной и правоохранительной, каждый из которых предполагал собственное  законодательное регулирование.

Таким образом, в качестве социального института государственная служба опосредует отношения между гражданским обществом и государством, представляет собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина.

Институт  государственной службы, во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его  органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную  исполнительной властью, а во-вторых - обслуживать общество, вносить  порядок и рациональную организацию  в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения.

Понятие, признаки и сущность государственной и муниципальной службы

В части 4 ст. 32 Конституции РФ говорится  о том, что граждане Российской Федерации  имеют равный доступ к гражданской  службе. Многие авторы расширительно  трактуют эту норму и обоснованно  полагают, что граждане имеют и  равный доступ к муниципальной службе.

В ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» говорится, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством  участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством  иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Но это  не значит с непосредственным участием в этих органах в качестве выборного  лица или муниципального служащего.

Статья 42 ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» гласит: «Правовое регулирование  муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной  службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок  прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и  уставами муниципальных образований».

Таким образом, ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» предполагает достаточно широкие  правовые основы муниципальной службы трех уровней - федеральный закон, закон  субъекта РФ, устав муниципального образования.

На федеральном  уровне основным источником в рассматриваемой  сфере является ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция  РФ, а также настоящий Федеральный  закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов  РФ (далее - законодательство о муниципальной  службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и  иные муниципальные правовые акты. ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет более широкую  правовую базу муниципальной службы, включая в нее, с одной стороны, основополагающие акты, с другой - даже решения, принятые на сходах граждан, и  иные муниципальные акты.

Однако  очевидно, что основой организации  муниципальной службы является в  первую очередь сам ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации». Он позволяет выяснить, кто является муниципальным служащим, что такое  муниципальная должность и что  такое муниципальная служба. В ч. 2 ст. 1 говорится, что «настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими».

ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оперирует двумя понятиями: муниципальная должность и должность  муниципальной службы.

Лиц указанных  в ч. 2 ст. 1, Закон не называет муниципальными служащими, хотя все они считаются  замещающими муниципальные должности  и могут получать оплату за свою работу (избираемые населением депутаты представительного органа, глава  муниципального образования, члены  контрольного органа; избираемые представительным органом глава муниципального образования, другие должностные лица из числа  депутатов, например заместитель председателя представительного органа, и т.п.; члены сформированной представительным органом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, в том числе  ее председатель, заместитель председателя и секретарь; руководитель контрольного органа, сформированного на выборах  населением, избранный этим органом  из своего состава).

Если  речь идет о муниципальных служащих, ими являются лица, которые занимают должности муниципальной службы.

При определении  того, что есть муниципальная служба, надо руководствоваться ст. 2 ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации», где  говорится, что муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной  службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Таким образом, муниципальная служба, во-первых, профессиональная деятельность соответствующего лица, во-вторых, осуществляется на постоянной основе, в-третьих, предполагает занятие  одной из должностей муниципальной  службы, в-четвертых, замещается лишь на основании договора (контракта).

Только  наличие всех перечисленных условий  в совокупности позволяет считать  лицо муниципальным служащим и отличать его по статусу от лиц, занимающих муниципальную должность (например, член избирательной комиссии с правом решающего голоса находится на муниципальной  должности, но не по контракту (трудовому  договору), а в силу решения представительного органа об утверждении состава комиссии; депутат, перешедший на работу в представительный орган на постоянной основе, делает это также не по контракту, трудовому договору, а на основании решения представительного органа; в то же время работник аппарата избирательной комиссии или аппарата представительного органа занимает свою должность по трудовому договору и является муниципальным служащим).

Информация о работе Взаимосвязь государственной и муниципальной службы