Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:56, доклад

Краткое описание

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в ст.13 устанавливает: гражданский служащий-гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Конфликт интересов.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Порядку предотвращения и урегулирования  конфликта   интересов  на государственной  службе, также посвящена специальная глава в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статья 11. «Порядок предотвращения и урегулирования  конфликта   интересов  на государственной и муниципальной  службе » устанавливает:

1. Государственный  или муниципальный служащий обязан  принимать меры по недопущению  любой возможности возникновения  конфликта интересов.

2. Государственный  или муниципальный служащий обязан  в письменной форме уведомить  своего непосредственного начальника  о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель  нанимателя, если ему стало известно  о возникновении у государственного  или муниципального служащего  личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение  или урегулирование конфликта  интересов может состоять в  изменении должностного или служебного  положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение  и урегулирование конфликта интересов,  стороной которого является государственный  или муниципальный служащий, осуществляются  путем отвода или самоотвода  государственного или муниципального  служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если  государственный или муниципальный  служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями  в уставных (складочных) капиталах  организаций), он обязан в целях  предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, реализуя предоставленное Федеральным законом  
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О   государственной  
гражданской   службе  Российской Федерации» право, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой  конфликт   интересов , государственный служащий обязан предварительно уведомить об этом представителя нанимателя. Данное право реализуется гражданским  служащим не в разрешительном, а в уведомительном порядке.

Представитель нанимателя может, получив такую информацию и оценив намерения  гражданского  служащего по поводу выполнения им иной оплачиваемой работы, усмотреть в этом  конфликт   интересов . В таком случае представитель нанимателя, обязан предпринять меры по его предотвращению или урегулированию через рассмотрение этой проблемы в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению  гражданских  служащих и урегулированию  конфликтов  интересов .

     Комиссия  рассматривает данный вопрос и принимает  решение:

    1. либо об установлении, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности  гражданского  служащего, которая приводит или может привести к  конфликту   интересов ;
    2. либо об установлении факта наличия личной заинтересованности  гражданского  служащего, которая приводит или может привести к  конфликту  интересов .
    3. На основании решения Комиссии представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта   интересов .

     Вторым  субъектом, на которого Федеральный  закон от 25 декабря  
2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию  
конфликта   интересов , является представитель нанимателя.

     В частях 4 и 5 статьи 11 данного закона содержится указание на основные способы  предотвращения и урегулирования  конфликта   интересов  на государственной или муниципальной  службе Предотвращение или урегулирование  конфликта   интересов  может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной  конфликта   интересов , вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения  конфликта   интересов .

     Предотвращение  и урегулирование  конфликта   интересов , стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются также путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     В настоящее время процесс отвода (самоотвода) государственного служащего  не урегулирован. Понятие отвода (самоотвода) ранее в законодательстве о государственной не использовалось и было характерно в основном для сферы юрисдикционной деятельности. Так, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в определенных случаях отводу подлежат судьи, эксперты, специалисты, переводчики, прокуроры, следователи. По аналогии можно предположить, что отвод (самоотвод) государственного служащего не связан с его отстранением от должности, а может касаться недопущения его к рассмотрению конкретного дела, принятия определенного управленческого решения, осуществления контроля деятельности определенной организации и т.п.

     Рассмотренные способы не являются исчерпывающими в предотвращении и урегулировании  конфликта   интересов . В определенных случаях предотвращение или урегулирование  конфликта   интересов  может быть достигнуто только путем увольнения государственного служащего.

В комплексе  мер по предупреждению и урегулированию  конфликта   интересов , которые минимизировали бы коррупционные угрозы в деятельности, отмечаются:

    1. создание правил совершения управленческих действий, уменьшающих необоснованно широкое усмотрения должностных лиц;
    2. введение административных регламентов по каждой из функций, направленных на соблюдение прав и законных  интересов  граждан и организаций при оказании государственных услуг, и системы оценки качества их выполнения.

     Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной  службы  Российской Федерации (2009 - 2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №261, определила не только стратегию дальнейшего развития государственной  службы , но и конкретные задачи и приоритеты, которые раскрывают содержание развития государственной  службы , мобилизующие и организующие государственных служащих на высокопрофессиональную эффективную служебную деятельность. 
 

     Среди задач Федеральной программы:

  1. разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной  службы  единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;
  2. развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения  конфликта   интересов  на государственной  службе ;
  3. создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов  гражданского  общества;
  4. упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения;
  5. методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию  конфликта   интересов ;
  6. разработка механизма принятия мер по предотвращению  конфликта   интересов , в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы ;
  7. разработка процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих;
  8. совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной  службе .

Информация о работе Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе