Порядку предотвращения
и урегулирования конфликта интересов на государственной службе, также посвящена специальная
глава в Федеральном законе от 25 декабря
2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Статья 11. «Порядок
предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной
и муниципальной службе » устанавливает:
1. Государственный
или муниципальный служащий обязан
принимать меры по недопущению
любой возможности возникновения
конфликта интересов.
2. Государственный
или муниципальный служащий обязан
в письменной форме уведомить
своего непосредственного начальника
о возникшем конфликте интересов или о
возможности его возникновения, как только
ему станет об этом известно.
3. Представитель
нанимателя, если ему стало известно
о возникновении у государственного
или муниципального служащего
личной заинтересованности, которая
приводит или может привести к конфликту
интересов, обязан принять меры по предотвращению
или урегулированию конфликта интересов.
4. Предотвращение
или урегулирование конфликта
интересов может состоять в
изменении должностного или служебного
положения государственного или муниципального
служащего, являющегося стороной конфликта
интересов, вплоть до его отстранения
от исполнения должностных (служебных)
обязанностей в установленном порядке,
и (или) в отказе его от выгоды, явившейся
причиной возникновения конфликта интересов.
5. Предотвращение
и урегулирование конфликта интересов,
стороной которого является государственный
или муниципальный служащий, осуществляются
путем отвода или самоотвода
государственного или муниципального
служащего в случаях и порядке,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
6. В случае, если
государственный или муниципальный
служащий владеет ценными бумагами,
акциями (долями участия, паями
в уставных (складочных) капиталах
организаций), он обязан в целях
предотвращения конфликта интересов
передать принадлежащие ему ценные бумаги,
акции (доли участия, паи в уставных (складочных)
капиталах организаций) в доверительное
управление в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Так, например, реализуя
предоставленное Федеральным законом
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
право, выполнять иную оплачиваемую работу,
если это не повлечет за собой конфликт интересов , государственный служащий
обязан предварительно уведомить об этом
представителя нанимателя. Данное право
реализуется гражданским служащим не в разрешительном,
а в уведомительном порядке.
Представитель
нанимателя может, получив такую информацию
и оценив намерения гражданского служащего по поводу
выполнения им иной оплачиваемой работы, усмотреть
в этом конфликт интересов . В таком случае представитель
нанимателя, обязан предпринять меры по
его предотвращению или урегулированию
через рассмотрение этой проблемы в комиссии
по соблюдению требований к служебному
поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов .
Комиссия
рассматривает данный вопрос и принимает
решение:
- либо об установлении,
что в рассматриваемом случае не содержится
признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая
приводит или может привести к конфликту интересов ;
- либо об установлении факта
наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая
приводит или может привести к конфликту интересов .
- На основании
решения Комиссии представителю нанимателя
предлагаются рекомендации, направленные
на предотвращение или урегулирование
этого конфликта интересов .
Вторым
субъектом, на которого Федеральный
закон от 25 декабря
2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
возлагает обязанность принимать меры
по предотвращению или урегулированию конфликта интересов , является представитель
нанимателя.
В
частях 4 и 5 статьи 11 данного закона
содержится указание на основные способы
предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной
или муниципальной службе . Предотвращение или
урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении
должностного или служебного положения
государственного или муниципального
служащего, являющегося стороной конфликта интересов , вплоть до его отстранения
от исполнения должностных (служебных)
обязанностей в установленном порядке,
и (или) в отказе его от выгоды, явившейся
причиной возникновения конфликта интересов .
Предотвращение
и урегулирование конфликта интересов , стороной которого
является государственный или муниципальный
служащий, осуществляются также путем
отвода или самоотвода государственного
или муниципального служащего в случаях
и порядке, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
В
настоящее время процесс отвода
(самоотвода) государственного служащего
не урегулирован. Понятие отвода (самоотвода)
ранее в законодательстве о государственной
не использовалось и было характерно в
основном для сферы юрисдикционной деятельности.
Так, в соответствии с процессуальным
законодательством Российской Федерации
в определенных случаях отводу подлежат
судьи, эксперты, специалисты, переводчики,
прокуроры, следователи. По аналогии можно
предположить, что отвод (самоотвод) государственного
служащего не связан с его отстранением
от должности, а может касаться недопущения
его к рассмотрению конкретного дела,
принятия определенного управленческого
решения, осуществления контроля деятельности
определенной организации и т.п.
Рассмотренные
способы не являются исчерпывающими
в предотвращении и урегулировании конфликта интересов . В определенных случаях
предотвращение или урегулирование конфликта интересов может быть достигнуто только
путем увольнения государственного служащего.
В комплексе
мер по предупреждению и урегулированию конфликта интересов , которые минимизировали
бы коррупционные угрозы в деятельности,
отмечаются:
- создание
правил совершения управленческих действий,
уменьшающих необоснованно широкое усмотрения
должностных лиц;
- введение
административных регламентов по каждой
из функций, направленных на соблюдение
прав и законных интересов граждан и организаций
при оказании государственных услуг, и
системы оценки качества их выполнения.
Федеральная
программа «Реформирование и развитие
системы государственной службы Российской Федерации
(2009 - 2013 годы)», утвержденная Указом Президента
Российской Федерации от 10 марта 2009 г.
№261, определила не только стратегию дальнейшего
развития государственной службы , но и конкретные задачи
и приоритеты, которые раскрывают содержание
развития государственной службы , мобилизующие и организующие
государственных служащих на высокопрофессиональную
эффективную служебную деятельность.
Среди
задач Федеральной программы:
- разработка
и введение антикоррупционных стандартов в
виде установления для государственной
и муниципальной службы единой системы запретов,
ограничений, обязанностей и дозволений,
направленных на предупреждение коррупции;
- развитие
механизма предупреждения коррупции,
выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе ;
- создание
системы контроля деятельности государственных
служащих со стороны институтов гражданского общества;
- упорядочение
и конкретизация полномочий государственных
служащих, которые должны быть закреплены
в должностных регламентах совершенствование
механизма, обеспечивающего соблюдение
государственными служащими общих принципов
служебного поведения;
- методологическое
обеспечение деятельности комиссий по
соблюдению требований к служебному поведению
и урегулированию конфликта интересов ;
- разработка
механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов , в том числе после ухода
государственного служащего с государственной службы ;
- разработка
процедуры, обеспечивающей проведение
служебных расследований случаев коррупционных
проявлений со стороны государственных
служащих;
- совершенствование
работы, направленной на приоритетное
применение мер по предупреждению коррупции и
борьбе с ней на государственной службе .