Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, доклад
Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.
объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
Все доходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.
В конце 1919 г. были определены единицы местного самоуправления независимо от размера (губернии, уезда, волости, города, деревни). Они стали называться коммунами. В Советах были созданы специальные органы (коммунотделы) для руководства «коммунальным хозяйством». В апреле 1920 г. был создан центральный регулирующий орган - Главное управление коммунального хозяйства.
Самостоятельная хозяйственная деятельность Советов началась осенью 1924 г. с выделения самостоятельных городских бюджетов. С развитием товарно-денежных отношений у местных Советов появляются средства для формирования собственных бюджетов. Их основой становятся доходы от вновь восстановленных налогов, платы за жилье и другие коммунальные услуги.
В целом же периоду деятельности Советов были присущи:
некоторая децентрализация единой иерархической советской системы, перераспределение прерогатив в сторону некоторого усиления прав и полномочий ее низовых звеньев;
расширение социально-
попытки более или
менее широкого вовлечения в избирательный
процесс на местах «трудящихся масс»,
оживления Советов при
формирование самостоятельной финансово-материальной базы местных Советов, восстановление системы налогообложения в условиях реанимации товарно-денежных отношений;
создание нормативно-правовой
основы, обеспечивавшей определенную
«автономизацию» местных
В 60—80 г. XX в. в СССР
было принято немало постановлений,
посвященных проблемам
Но, как отмечают историки,
эти нововведения желаемого результата
не дали: свою роль сыграла командно-
Система местного самоуправления в СССР, в том числе и в Российской Федерации в 80-е гг. XX в. Характеризовалась следующим образом. По Конституции СССР 1997 г. местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждать планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обороноспособности страны.
В пределах своих полномочий местные Советы должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координировать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового иного обслуживания населения.
К исключительной компетенцией местных Советов относится:
избрание и изменение составов исполнительных комитетов;
образование, избрание и изменение составов постоянных комиссий Совета, заслушивание отчетов о работе исполкомов и постоянных комиссий.
Внимание к проблемам
самоуправления в нашей стране возросло
во второй половине 80-х г., когда была
признана необходимость перехода от
административных к преимущественно
экономическим методам
Первым практическим шагом на этом пути стало принятие 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
Согласно Закону система
местного самоуправления включала в
себя местные Советы, органы территориального
общественного самоуправления населения
(советы и комитеты микрорайонов, домовые,
уличные, квартальные, сельские комитеты
и другие органы), а также местные
референдумы, собрания, сходы граждан,
иные формы непосредственной демократии.
Первичным территориальным
Историки, юристы и политологи оценивают «советский период развития и функционирования местного самоуправления в России следующим образом:
По мнению В.В. Еремяна и М.В. Федорова, для советского периода были характерны:
во-первых, строгая
иерархичность социальных отношений,
структуры местных
во-вторых, не всегда
демократические методы управления
корпорацией формировали и
в-третьих, функциональное
содержание местной самоуправляющейся
единицы (корпорации) - поселка, района
и т. д. как, с одной стороны, регулятора
политической мобилизации должно было,
в конечном итоге, сформировать и
двойственное понимание природы
Советов. Вместе с тем на развитие
Советов, их трансформацию из органов
самоуправления в местные органы
государственной власти и управления
огромное влияние оказали исторические
условия России. Одним из первых
признаков, показавших изменение принципиальных
основ функционирования и деятельности
местных Советов, стал отказ от выборов
и переход к системе так
называемых «освобожденных работников»,
назначенных на руководящие должности
вышестоящими Советами. Наконец, включение
Советов в систему
По его мнению А.Н. Бурова, этот период в развитии местного самоуправления в России отличался следующими факторами:
1. Возникновение «советской»
системы местного
2. Однако в противовес
доктринальной
3. Упраздненный «буржуазный»
принцип разделения властей
4. В рамках целостной
политической системы
5. При решении второстепенных
вопросов местной жизни Советы
в ряде случаев выступали в
качестве субъекта
6. В период апогея
тоталитаризма («поздний
7. Сверхцентрализация
политической системы нарушила
устойчивость ее несущей опоры,
8. Для восстановления
динамического» равновесия
9. Вместе с тем
известная демократизация
10. Всеохватывающий
процесс деградации советского
общества обернулся также и
деградацией низовых звеньев
политической системы (местных
Советов). Они все более и более
теряли и без того весьма
куцую самостоятельность,
11. Принимаемые центральной
властью решения по развитию
хозяйственной
Информация о работе История развития местного самоуправления