Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, доклад
Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.
нансовых источников покрывается за счет дотаций со стороны правительства (гранта поддержки доходов).
В Великобритании нет специального органа, который контролирует законность принимаемых местными
властями решений, но можно обратиться в суд в случае принятия противоправных решений. Кроме того, сущест-
вуют специализированные отраслевые органы контроля, подчиняющиеся правительству (например, школьные
инспекторы, инспекторы пожарной, лесной охраны и т.п.) [3].
В целом, советы как представительные органы обладают достаточной политической самостоятельностью,
с чем не может не
считаться центральное
Характерные особенности модели:
• муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложен-
ную на них парламентом;
• на местах отсутствуют
полномочные представители
органы;
• правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления осуществля-
ют свои задачи, используя финансовые рычаги: субвенции, дотации, а также путем осуществления контроля.
Если органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий, то контроль ограничивается
согласованием вопросов с соответствующими министерствами;
• отношения между
центральной властью и
пределах своих полномочий». В противном случае акты местной власти считаются совершенными с превышени-
ем полномочий и могут быть признаны судом не имеющими силы и повлечь за собой судебную ответственность.
«Вестник ИГЭУ» Вып. 1 2008 г.
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»
2
Континентальная модель (Франция). Для этой страны всегда была характерна высокая степень центра-
лизации местного управления. Там сложилась бюрократическая субординация центра и провинций. В распоря-
жении центральной власти находятся разнообразные средства давления на местное управление. Единственная
цель центра – жестко подчинить деятельность местных сообществ.
Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны (90 % коммун имеют менее 2 тыс. жите-
лей). Каждая коммуна имеет свой совет, который избирает из своего состава мэра – главу исполнительной вла-
сти – и, по предложениям мэра, его заместителей. Структура муниципальной администрации, как правило, соот-
ветствует основным компетенциям коммуны. Мэр и заместители образуют муниципалитет – исполнительный
орган коммуны. Совет и мэр избираются на шесть лет.
Мэр является не только главой исполнительной власти коммуны, но и представителем центральной вла-
сти. Он осуществляет свои полномочия под контролем муниципального совета и представителя государства в
департаменте – префекта, который наблюдает за законностью принимаемых коммунами решений. Префект
вправе направлять решения коммун в административный суд на предмет их отмены как противоречащих закону.
За серьезный проступок деятельность мэра по постановлению министра внутренних дел может быть приоста-
новлена на срок не более одного месяца. Мэр также может быть отправлен в отставку по указу президента,
одобренному Советом министров.
Совет призван решать следующие вопросы: утверждение бюджета и финансового отчета мэра; создание
муниципальных служб и их организация; управление имуществом коммуны; регулирование общественных работ,
предпринимаемых коммуной;
утверждение коммунального
Любое решение совета
может быть опротестовано в
чьи интересы пострадали в результате принятого советом решения.
Наиболее влиятельным уровнем местной власти является департамент. На уровне департамента суще-
ствует представительный орган – генеральный совет, а также президент генерального совета, являющийся
главой исполнительной власти, и постоянная комиссия. Генеральный совет принимает бюджет, создает адми-
нистративные службы департамента и т.п. Президент генерального совета имеет определенные полномочия в
области руководства полицией, осуществляет общее руководство пожарной службой. Постоянная комиссия из-
бирается советом из своего состава и осуществляет текущую работу совета.
На уровне региона органами управления являются региональный совет, президент совета, постоянная
комиссия. В полномочия регионального совета входят: принятие бюджета; назначение органов исполнительной
власти региона; создание служб администрации региона; принятие программ развития, регионального плана и
других документов.
На региональном уровне также есть консультативный орган – экономический и социальный комитеты. По
некоторым вопросам региональный совет и его президент обязаны запрашивать мнение комитета, хотя следо-
вать ему не обязаны.
Президент регионального совета избирается из его состава и является главой исполнительной власти. Он
единолично руководит администрацией региона [4].
Основные полномочия на различных властных уровнях распределяются следующим образом.
Экономика. Муниципальная власть – межмуниципальные договоры. Департамент – программа помощи
сельским коммунам. Регион – региональный план, приоритетные программы. Государство – национальный план.
Социальные и коммунальные услуги. Муниципальная власть – коммунальные услуги, сбор и переработка
мусора. Департамент – социальная помощь в области здоровья (материнство и детство, семьи, пенсионеры,
инвалиды), борьба с раком и туберкулезом; профессиональная реабилитация и проблема занятости. Регион –
профессиональное обучение, повышение квалификации, обучение без отрыва от производства, наставничество
и ученичество. Государство – социальное страхование и медицина, борьба с долговременной безработицей и
т.п., контроль и регламентирование.
Образование. Муниципальная власть – создание, строительство, содержание зданий начальных школ. Де-
партамент – создание, строительство, содержание зданий средних школ. Регион – создание, строительство, со-
держание зданий лицеев и специального технического образования. Государство – высшее образование; разра-
ботка программ, набор и оплата преподавателей, организация учебного процесса на всех уровнях образования.
Общественный транспорт. Муниципальная власть – городской общественный транспорт, школьный
транспорт в пределах города. Департамент – пригородный, междугородный транспорт внутри департамента,
школьный транспорт за пределами города. Регион – междугородный транспорт. Государство – железнодорожный
транспорт, общий контроль и регламентирование.
Дороги. Муниципальная власть – содержание, строительство улиц и дорог местного значения. Департа-
мент – содержание,
строительство дорог
ство дорог регионального значения. Государство – содержание, строительство национальных автомагистралей.
Порты. Муниципальная власть – порты отдыха. Департамент – торговые и рыболовные порты. Регион –
содержание судоходных рек и каналов, порты регионального значения. Государство – порты национального
значения, регламентация и контроль.
Территориальное планирование, урбанизм. Муниципальная власть – схема застройки муниципалитета,
выдача разрешений на строительство, участие в градостроительстве, строительство жилья. Департамент – де-
партаментская схема организации территории, организация зон отдыха и туризма. Регион – региональная схема
обустройства территории, создание региональных природных парков. Государство – контроль и регламентиро-
вание, национальные парки, охрана памятников [5].
Местные бюджеты формируются за счет налогов и сборов, трансфертов и субсидий государства (либо дру-
гих территориальных сообществ), доходов от экономической деятельности и собственности.
«Вестник ИГЭУ» Вып. 1 2008 г.
3
На всех уровнях
территориальной организации
региона и департамента и супрефектом округа. Постоянно контролируется законность деятельности местных
органов управления, которые обязаны передавать принятые ими решения в префектуру в течение четырех дней.
Префект, представляя интересы государства, осуществляет следующие функции:
1. Политические. Префект представляет государство во всех официальных мероприятиях; информирует
свое руководство о местных событиях, эволюции общественного мнения; информирует своих подчиненных о
правительственной политике; поддерживает отношения со всеми влиятельными лицами, экономическими и по-
литическими группами и т.п.
2. Юридические. Префект
подписывает все контракты,
государство в судебных органах.
3. Полицейские. Префект
принимает меры по поддержанию
нормального порядка,
ется в работу административной полиции (например, если необходимо принимать срочные полицейские меры
при проведении демонстраций и т.п.), контролирует деятельность полиции по выдаче разрешений на проведение
охоты, рыбной ловли, спортивных игр и т.д. [6].
Характерные особенности модели:
• высокая степень централизации местного самоуправления;
• развитая система административного контроля центральной власти над местными органами;
• муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся
к компетенции других органов.
Германская модель (ФРГ). Базовой единицей местного самоуправления являются общины. Общины мо-
гут составлять город, сельское поселение, несколько поселений. Функционирование и структура органов местно-
го самоуправления различаются в зависимости от модели организационного устройства.
Вопросы организации общин решаются по-разному. В ФРГ действует четыре типа организационного уст-
ройства общин:
1. Магистратный тип.
Путем всеобщего голосования
формируется совет, который
става председателя.
Совет назначает путем
числа профессиональных управленцев на период от 6 до 12 лет.
Магистрат состоит из бургомистра (председателя) и заместителей бургомистра. Роль бургомистра невели-
ка: он председательствует на заседаниях магистрата, представляет магистрат в совете, обладает правом ре-
шающего голоса в магистрате (при равном количестве голосов). Он не является начальником для членов маги-
страта. Члены магистрата избираются советом.
2. Северо-германский
тип. Основные черты данного
типа копируют английскую
Информация о работе История развития местного самоуправления