История развития местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, доклад

Краткое описание

Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.

Файлы: 1 файл

История развития местного самоуправления сем 3.docx

— 56.50 Кб (Скачать)

нансовых источников покрывается за счет дотаций со стороны  правительства (гранта поддержки доходов).

В  Великобритании  нет  специального  органа,  который  контролирует  законность  принимаемых  местными

властями решений, но можно обратиться в суд в  случае принятия противоправных решений. Кроме того, сущест-

вуют специализированные отраслевые органы контроля, подчиняющиеся  правительству (например, школьные

инспекторы, инспекторы пожарной, лесной охраны и т.п.) [3].

В целом, советы как  представительные органы обладают достаточной  политической самостоятельностью,

с чем не может не считаться центральное правительство.

Характерные особенности  модели:

• муниципалитеты рассматриваются  как автономные образования, осуществляющие власть, возложен-

ную на них парламентом;

• на местах отсутствуют  полномочные представители правительства, опекающие местные выборные

органы;

• правительство оказывает  влияние на то, каким образом органы местного самоуправления осуществля-

ют свои задачи, используя  финансовые  рычаги: субвенции, дотации, а также путем осуществления  контроля.

Если органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий, то контроль ограничивается

согласованием вопросов с соответствующими министерствами;

• отношения между  центральной властью и муниципалитетами определяются принципом «действовать в 

пределах своих  полномочий». В противном случае акты местной власти считаются совершенными с превышени-

ем полномочий и  могут быть признаны судом не имеющими силы и повлечь за собой судебную ответственность.

 «Вестник ИГЭУ»    Вып. 1     2008 г.

 

 

 ГОУВПО «Ивановский  государственный энергетический университет  имени В.И. Ленина» 

2

 

Континентальная модель (Франция). Для этой страны всегда была характерна высокая степень центра-

лизации местного управления. Там сложилась бюрократическая  субординация центра и провинций. В  распоря-

жении центральной  власти находятся разнообразные  средства давления на местное управление. Единственная

цель центра – жестко подчинить деятельность местных  сообществ. 

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны (90 % коммун имеют менее 2 тыс. жите-

лей). Каждая коммуна  имеет свой совет, который избирает из своего состава мэра – главу  исполнительной вла-

сти – и, по предложениям мэра, его заместителей. Структура  муниципальной администрации, как  правило, соот-

ветствует основным компетенциям коммуны. Мэр и заместители образуют муниципалитет – исполнительный

орган коммуны. Совет  и мэр избираются на шесть лет.

Мэр является не только главой исполнительной власти коммуны, но и представителем центральной  вла-

сти. Он осуществляет свои полномочия под контролем муниципального совета  и представителя государства  в 

департаменте –  префекта,  который  наблюдает  за  законностью  принимаемых  коммунами  решений.  Префект 

вправе направлять решения коммун в административный суд на предмет их отмены как противоречащих закону.

За серьезный проступок  деятельность мэра по постановлению  министра внутренних дел может быть приоста-

новлена  на  срок  не  более  одного  месяца.  Мэр  также  может  быть  отправлен  в  отставку  по  указу  президента,

одобренному Советом  министров.

Совет призван решать следующие вопросы: утверждение  бюджета и финансового отчета мэра; создание

муниципальных служб  и их организация; управление имуществом коммуны; регулирование общественных работ,

предпринимаемых коммуной; утверждение коммунального плана  землепользования и т.п.

Любое решение совета может быть опротестовано в административном трибунале префектом и/или лицом,

чьи интересы пострадали в результате принятого советом  решения. 

Наиболее влиятельным  уровнем местной власти является департамент. На уровне департамента суще-

ствует представительный орган – генеральный совет, а  также президент генерального совета, являющийся

главой исполнительной власти, и постоянная комиссия. Генеральный  совет принимает бюджет, создает  адми-

нистративные службы департамента и т.п. Президент генерального совета имеет определенные полномочия в 

области руководства  полицией, осуществляет общее руководство  пожарной службой. Постоянная комиссия из-

бирается советом  из своего состава и осуществляет текущую работу совета.

На уровне региона  органами управления являются региональный совет, президент совета, постоянная

комиссия. В полномочия регионального совета входят: принятие бюджета; назначение органов исполнительной

власти региона; создание служб администрации региона; принятие программ развития, регионального плана  и 

других документов.

На региональном уровне также есть консультативный орган  – экономический и социальный комитеты. По

некоторым вопросам региональный совет и его президент обязаны  запрашивать мнение комитета, хотя следо-

вать ему не обязаны.

Президент регионального  совета избирается из его состава  и является главой исполнительной власти. Он

единолично руководит  администрацией региона [4].

Основные полномочия на различных властных уровнях распределяются следующим образом.

Экономика.  Муниципальная  власть – межмуниципальные  договоры.  Департамент – программа  помощи

сельским коммунам. Регион – региональный план, приоритетные программы. Государство – национальный план.

Социальные и коммунальные услуги. Муниципальная власть –  коммунальные услуги, сбор и переработка 

мусора.  Департамент  – социальная  помощь  в  области  здоровья (материнство  и  детство,  семьи,  пенсионеры,

инвалиды), борьба с  раком и туберкулезом; профессиональная реабилитация и проблема занятости. Регион – 

профессиональное  обучение, повышение квалификации, обучение без отрыва от производства, наставничество

и ученичество. Государство  – социальное страхование и медицина, борьба с долговременной безработицей и 

т.п., контроль и регламентирование.

Образование. Муниципальная  власть – создание, строительство, содержание зданий начальных школ. Де-

партамент – создание, строительство, содержание зданий средних  школ. Регион – создание, строительство, со-

держание зданий лицеев и специального технического образования. Государство – высшее образование; разра-

ботка программ, набор  и оплата преподавателей, организация  учебного процесса на всех уровнях  образования.

Общественный  транспорт.  Муниципальная  власть – городской  общественный  транспорт,  школьный

транспорт  в  пределах  города.  Департамент – пригородный,  междугородный  транспорт  внутри  департамента,

школьный транспорт  за пределами города. Регион – междугородный  транспорт. Государство – железнодорожный 

транспорт, общий контроль и регламентирование.

Дороги. Муниципальная  власть – содержание, строительство  улиц и дорог местного значения. Департа-

мент – содержание, строительство дорог департаментского значения (шоссе). Регион – содержание,  строитель-

ство дорог регионального  значения. Государство – содержание,  строительство национальных автомагистралей.

Порты. Муниципальная  власть – порты отдыха. Департамент  – торговые и рыболовные порты. Регион – 

содержание  судоходных  рек  и  каналов,  порты  регионального  значения.  Государство – порты  национального 

значения, регламентация  и контроль.

Территориальное  планирование,  урбанизм.  Муниципальная  власть – схема  застройки  муниципалитета,

выдача разрешений на строительство, участие в градостроительстве, строительство жилья. Департамент  – де-

партаментская схема  организации территории, организация  зон отдыха и туризма. Регион –  региональная схема 

обустройства территории, создание региональных природных парков. Государство – контроль и регламентиро-

вание, национальные парки, охрана памятников [5].

Местные бюджеты формируются  за счет налогов и сборов, трансфертов  и субсидий государства (либо дру-

гих территориальных  сообществ), доходов от экономической  деятельности и собственности.

 «Вестник ИГЭУ»    Вып. 1     2008 г.

3

 На всех уровнях  территориальной организации осуществляется  государственное управление префектами 

региона  и  департамента  и  супрефектом  округа.  Постоянно  контролируется  законность  деятельности  местных 

органов управления, которые обязаны передавать принятые ими решения в префектуру в  течение четырех дней.

Префект, представляя  интересы государства, осуществляет следующие  функции:

1. Политические. Префект  представляет государство во  всех официальных мероприятиях; информирует 

свое  руководство  о  местных  событиях,  эволюции  общественного  мнения;  информирует  своих  подчиненных  о 

правительственной политике; поддерживает отношения со всеми  влиятельными лицами, экономическими и по-

литическими группами и т.п.

2. Юридические. Префект  подписывает все контракты, заключаемые  от имени государства, представляет 

государство в судебных органах.

3. Полицейские. Префект  принимает меры по поддержанию  нормального порядка, безопасности, вмешива-

ется в работу административной полиции (например, если необходимо принимать  срочные полицейские меры

при проведении демонстраций и т.п.), контролирует деятельность полиции  по выдаче разрешений на проведение

охоты, рыбной ловли, спортивных игр и т.д. [6]. 

Характерные особенности  модели:

• высокая степень  централизации местного самоуправления;

• развитая система  административного контроля центральной  власти над местными органами;

• муниципальным органам  разрешены все действия, которые  прямо не запрещены законом и  не относятся 

к компетенции других органов.

Германская модель (ФРГ). Базовой единицей местного самоуправления являются общины. Общины мо-

гут составлять город, сельское поселение, несколько поселений. Функционирование и структура органов  местно-

го самоуправления различаются в зависимости от модели организационного устройства.

Вопросы организации  общин решаются по-разному. В ФРГ  действует четыре типа организационного уст-

ройства общин:

1. Магистратный тип.  Путем всеобщего голосования  формируется совет, который избирает  из своего со-

става председателя. Совет назначает путем голосования  исполнительный коллегиальный орган  – магистрат – из

числа профессиональных управленцев на период от 6 до 12 лет.

Магистрат состоит  из бургомистра (председателя) и заместителей бургомистра. Роль бургомистра невели-

ка: он председательствует на заседаниях магистрата, представляет магистрат в совете, обладает правом ре-

шающего голоса в магистрате (при равном количестве голосов). Он не является начальником для членов маги-

страта. Члены магистрата избираются советом.

2. Северо-германский  тип. Основные черты данного  типа копируют английскую систему  организации мест-

Информация о работе История развития местного самоуправления