История развития местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, доклад

Краткое описание

Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.

Файлы: 1 файл

История развития местного самоуправления сем 3.docx

— 56.50 Кб (Скачать)

12. Предпринятые в  период «перестройки» меры по  демократизации деятельности Советов  способствовали их очередному  «оживлению», создав, таким образом,  предпосылки для решающего рывка  в деле формирования местного  самоуправления.

13. Вместе с тем  «перестроечные» меры показали  всю исчерпанность возможностей  реформирования местных Советов  в рамках дышавшей на ладан  тоталитарной политической системы,  когда встала задача ее демонтажа  и смены общественного строя,  формирования гражданского общества  с принципиально иным политическим  устройством: на демократической  основе и с социально ориентированной  рыночной экономикой, позволяющей  сформировать реальные органы  местного самоуправления.

14. Переход к системе  местного самоуправления логически  вытекал из предшествующего социального  развития страны. Это было необходимо  для того, чтобы эффективно решать  местные проблемы, которые «сверху»  должным образом разрешаться  уже не могли. Семидесятилетний  «зигзаг» истории не прошел  даром, из него были извлечены  соответствующие уроки, в частности,  стала ясна настоятельная необходимость  местного самоуправления как  такового.

История 

Развитию  местного самоуправления в дореволюционной  России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских  учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные  земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация  городского самоуправления определялась Городовым  положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и  управы. Наряду с  губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали  государственные  органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под  контроль правительственных  чиновников. Муниципальная  реформа 1917 года не была проведена в жизнь. 

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации  власти был положен  принцип единство системы Советов  как органов государственной  власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось[3]. К  идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х  годов в связи  с реформой государственной  власти в стране, а также под  давлением движения МЖК. Закон СССР «Об  общих началах  местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую  роль в становлении  местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. 

В 1993 году в период поэтапной  конституционной  реформы Президент  РФ провёл реформу  местного самоуправления. Деятельность местных  советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным  администрациям, а  выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. 

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное  самоуправление и  его самостоятельность, в том числе  и при определении  структуры органов  местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный  закон «Об общих  принципах организации  местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах  к нему принимались  существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности  органов местного самоуправления и  их должностных лиц. 

Новый Федеральный закон  «Об общих принципах  организации местного самоуправления в  Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной  реформе, которая  должна была закончиться  к 2009 году, когда Федеральный  закон полностью  вступил в силу. Однако, по признанию  Дмитрия Медведева  реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: «Муниципалитеты  — это органы местного самоуправления. Формально  не государственные, но мы же понимаем, что  это такое же государство».[4] 

4 вопрос 

советский этап развития местного управления и самоуправления

Революционные, события 1917 г. в России положили начало принципиально  новому, беспрецедентному по своим  последствиям этапу организации  власти на местах. Слом государственной  машины на всех иерархических уровнях  власти и замена ее новым государственным  аппаратом с самого начала сопровождались реализацией ленинской идеи сращивания государственной власти и местного самоуправления, единства всех высших и местных органов (сверху донизу) государственной власти. На месте  разрушенной российской государственной  машины была организована власть Советов, что означало создание и государственное  оформление диктатуры рабочего класса под руководством коммунистической партии. 

В результате на многие десятилетия разошлись пути Советского государства и западных демократий в устройстве власти на местах. Советская  модель устройства местного управления, противопоставленная «буржуазному» местному самоуправлению, стала порождением общества тоталитарного типа, превратилась в важный инструмент командно-административной суперцентрализованной системы. Она в то же время выполняла функцию демократического камуфляжа последней. 

Советские органы местного управления видоизменялись вместе с  изменением их задач и функций. В  советском периоде развития местного управления можно выделить, по меньшей  мере, четыре стадии различных по протяженности  во времени. 

5 вопрос современный  этап развития  местного самоуправления  в российской федерации

Нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы переходного периода, отражает его противоречивость, незавершенность  и неопределенность многих процессов  и решений. 

Реформа местного самоуправления — достаточно длительный процесс, охватывающий десятилетия. В этой связи для  успешного начала реформ следует  достаточно четко определить направление, по которому следует идти России при  реформировании общественных отношений, в том числе на местном уровне, сформулировать конкретные, реалистические задачи каждого этапа реформы. 

Российское государство  объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления. Оно в силу своей природы выступает  связующим звеном между населением и государственными структурами, эффективным  инструментом региональной политики. Развитие местного самоуправления содействует  укреплению государства, его территориальной  целостности; снижению вероятности  возникновения социальных напряжений и национальных конфликтов; формированию адаптированной к местным особенностям экономики. Местное самоуправление — это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких  населению социальных проблем и  удовлетворения наиболее важных потребностей населения в социальной сфере, решения  государственных задач силами местных  органов самоуправляемых территорий путем передачи им отдельных государственных  полномочий. 

Известно, что в  пространстве страны общественно-политические процессы развиваются неравномерно. Асинхронность протекания различных  преобразований и трансформаций  обусловлена влиянием крайне противоречивых многослойных региональных факторов: культурно-этническим разнообразованием, неодинаковым уровнем социально-экономического развития регионов, политическими пристрастиями  региональных элит (сословий, классов) различными формами хозяйствования. Результирующее действие этих разнокачественных  факторов привело к возникновению  и развитию многообразных организационных  форм осуществления местного самоуправления. 

Реальное и эффективное  местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок  и условий, которые в своей  совокупности формируют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую. 

6 вопрос. ЗАРУБЕЖНЫЕ  МОДЕЛИ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ 

       

Рассматриваются наиболее известные и типичные организационные  формы реализации местного самоуправ-

ления, существующие в Западной Европе, – англосаксонская, французская и германская модели. Выявлены их осо-

бенные и общие  черты. 

 

В настоящее время  в Западной Европе сложились следующие  модели местного самоуправления.

Англосаксонская  модель (Великобритания).  Страна  состоит  из  административно-территориальных  еди-

ниц, в которых формируются  выборные органы местного самоуправления – Советы. На локальном уровне не су-

ществует органов  прямого государственного управления, поэтому советы в каком-то смысле сами являются такими

органами,  так  как  полномочия  делегируются  им  парламентом.  В  то  же  время  отдельные  специализированные

функции могут передаваться специальному органу, не связанному с  классическими органами местного самоуправления. Советы имеют право обращаться к  парламенту с просьбой предоставить то или иное полномочие.

Советы избираются на 4 года либо обновляются наполовину каждые 2 года или каждый год на одну треть.

Председательствует  на совете мэр или лорд-мэр (если численность населения не превышает 75 тыс. человек),

избираемые советом  из его членов. Мэр не обладает полномочиями, связанными с исполнительской властью.

Он осуществляет лишь представительские функции.

Вся управленческая деятельность осуществляется через советников, комиссии и административный аппа-

рат. Члены местных  советов – советники – работают безвозмездно или по совместительству и, как правило, со-

ставляют две трети  в составе всех членов совета. Они  создают отраслевые или функциональные комитеты и 

комиссии для решения  основных вопросов. Одна треть совета – нанимаемые советом эксперты и  местные слу-

жащие. Только финансовый комитет полностью состоит из советников, а комитет по делам  полиции включает в 

свой состав мировых  судей. Работой служащих руководит  главный администратор.

Главный администратор  назначается на должность советом  и объединяет работу всех отделов. Формально 

он не является главой исполнительной власти, так как все  полномочия по местному управлению принадлежат  со-

вету, который может  делегировать служащим, в том числе  и администратору, лишь второстепенные функции [1].

В стране могут сложиться  такие варианты формирования исполнительной власти:

1) Система «мэр  и кабинет». Местное население  выбирает мэра. Он руководит исполнительной  властью 

и назначает от двух до девяти помощников («кабинет»).

2) Система «лидер  и кабинет». Главу исполнительной  власти выбирает совет из своего  состава. «Каби-

нет» формирует  либо лидер, либо совет.

3)  Система «мэр  и управляющий от совета». Всенародно  избранный мэр делит полномочия  исполни-

тельной власти с управляющим, которого назначает совет из числа  профессиональных чиновников [2].  

В Великобритании нет  двух советов с идентичным списком  полномочий, так как он формируется  через об-

ращения к парламенту с соответствующим запросом. Тем  не менее в ведении органов  местного самоуправления

находятся, как правило, следующие вопросы: местное здравоохранение, местное образование, благоустройство 

муниципального образования, местное коммунальное хозяйство, поддержание  общественного порядка, бытовое 

обслуживание, местный  транспорт, противопожарная безопасность и т.п. Местные органы также контролируют

деятельность промышленных предприятий по вопросам выброса  в атмосферу пыли и других загрязняющих воз-

дух веществ, следят за уровнем шума на их территории, санитарными  условиями на промышленных стройках и 

т.п.  Сейчас  большинство  местных  советов  решают  вопросы  трудоустройства  молодежи,  которая  оканчивает

среднюю школу и  колледжи.

Муниципальные образования  имеют собственный бюджет, около  половины которого составляют местные 

доходы. Остальное  восполняется за счет ассигнований из центра. Правительство определяет уровень  расходов

совета на грядущий бюджетный год. Разница между  предполагаемыми расходами и  доходами от местных фи-

Информация о работе История развития местного самоуправления