Государственное управление в области социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Оглавление

Введение
1. Социальная защита: понятие, функции и принципы социальной защиты населения
2. Правовое регулирование социальной защиты населения РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ГОС.УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦ.ЗАЩИТЫ.docx

— 35.06 Кб (Скачать)

В настоящее время активно  формируется законодательство, регламентирующее сложные и многоуровневые вопросы  социальной защиты различных категорий  населения (приняты десятки федеральных  законов, например, о занятости населения, о статусе военнослужащих, о ветеранах, о беженцах). Следовательно, нормы  социального законодательства чрезвычайно  многообразны. Отношения в сфере  социальной защиты населения — это  разновидность общественных отношений, поэтому на их правовое регулирование  распространяются те же основные принципы, которые используются при регулировании  общественных отношений в целом. Особенность этого регулирования  состоит в том, что оно ведется  по двум тесно связанным между  собой направлениям: первое — правовое регулирование организации социальной защиты, второе — правовое регулирование социальной защиты.

Предметом правового регулирования  социальной защиты населения является:

–защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального  обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования  и пенсионного обеспечения;

–социальная защита отдельных  категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных  лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и  нуждающихся в социальной защите.

Государство создает финансовую базу и организационные структуры  для реализации гражданами конституционного права на социальную защиту. Организационно-правовыми  формами социальной защиты населения  являются: обязательное социальное страхование; обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета; государственная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга  по кругу (субъектам) обеспечиваемых, источникам финансирования, видам выплат, управленческим структурам.

Во всех видах рассматриваемых  отношений обязательно участвует  орган исполнительной власти, без  которого отношения по социальной защите населения возникнуть не могут, так  как только эти органы выражают исполнительную власть государства в этой сфере (такие отношения не могут возникнуть между гражданами или общественными  объединениями).

Управленческие отношения  в области социальной защиты населения  в зависимости от целей их направленности можно разделить на:

1) внутренние (внутриорганизационные), связанные с формированием управленческих  структур, определением прав, обязанностей  и ответственности их должностных  лиц;

2) внешние, связанные с  непосредственным воздействием  на объекты (граждан, их общественные  объединения), не входящие в систему. 

Методы правового регулирования  отношений по социальной защите населения  имеют свою специфику. Общеизвестно, что правовые средства, способы воздействия  заложены в самой природе права  и представляют следующие юридические  возможности: предписание, запрет, дозволение. Большинство общественных отношений, составляющих предмет социального права, исключает юридическое равенство их участников, является властеотношениями, поэтому преимущественно используется первый способ воздействия, который характеризует метод как императивный.

Содержание метода правового  регулирования социальной защиты населения  заключается:

1) в установлении определенного  порядка действий, т.е. предписании  поступить только так, а не  иначе (например, нарушение норм, устанавливающих обязанности безработных,  вынужденных переселенцев, беженцев, влечет применение к ним санкций,  предусмотренных законодательством; 

2) в запрещении определенных  действий под страхом применения  ответственности (например, направлять  жалобу гражданина на рассмотрение  должностному лицу, действия которого  обжалуются);

3) в предоставлении возможности  выбора одного из вариантов  должного поведения (например, выбрать  один из видов пенсионного  обеспечения);

4) в предоставлении возможности  действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать  предусмотренные нормой действия (например, право гражданина на  обжалование нарушения его прав  на социальную защиту со стороны  государства).

В системе социально-правовой защиты населения можно выделить:

–общую часть, включающую: нормы, характеризующие понятие, предмет, метод, функции и принципы социальной защиты населения; нормы, связанные  с процессом и механизмом правового  регулирования отношений в сфере  социальной защиты населения; нормы, определяющие сущность правоотношений, содержание, стандарты (объемы) и гарантии социальной защиты. Важнейшее место в общей  части занимают нормы, отражающие основные положения социальной политики государства;

–особенную часть, включающую: нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального  обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования  и пенсионного обеспечения); правовой статус и функции государственных  органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан; нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты; нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций. К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения.

В последние годы одним  из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового  регулирования социальной защиты населения. Из теории права известно, что принципы права — это основные исходные положения, определяющие цели правового  регулирования, дающие ему общее  направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти  принципы принято классифицировать на:

1)общеправовые, свойственные  всем отраслям права; 

2)межотраслевые, отражающие  общие черты нескольких отраслей;

3)отраслевые, характеризующие  специфику конкретной отрасли;

4)внутриотраслевые, касающиеся  отдельных институтов.

Соблюдение принципов  права обеспечивает единообразие развития и функционирование правовой системы.

С точки зрения сущностных признаков социальные программы  организации - это установленная  практика предоставления работникам (и  иным получателям социальных выплат) дополнительных (сверх установленного законодательством) материальных льгот, компенсаций, услуг, направленная на решение  задач повышения привлекательности  организации на рынке труда, усиления лояльности и мотивации работников, закрепления высококвалифицированного персонала, увеличения эффективности  деятельности организации, удовлетворения потребностей самого работника.

В содержательном плане данные программы представляют собой совокупность конкретных мероприятий по развитию персонала, охране его здоровья, созданию благоприятных условий труда, социально  ответственной реструктуризации, поддержке местного сообщества; благотворительную деятельность, а также добросовестную деловую практику. В процессуальном плане социальные программы организаций - добровольно осуществляемая организацией деятельность в социальной и экономической сферах, которая носит системный характер, связана со стратегией организации и направлена на удовлетворение запросов различных заинтересованных в деятельности организации сторон.

Эти программы:

1) функционируют сверх  законодательно установленного  минимума для социального развития  как самих работников организаций  и членов их семей, так и  для окружающего сообщества на  добровольной основе;

2) выступают специфической  формой социальной защиты работников  организации (нередко и не только  их), финансируются из ее доходов;  в большинстве случаев не предполагают  финансового участия самих работников;

3) составляют часть системы  социально-трудовых отношений организации  (внешне ориентированные социальные  программы выходят за их рамки). В некоторых организациях положения  социальных программ зафиксированы  в тарифных соглашениях, распространяющихся  на всех работников одной отрасли,  коллективных и индивидуальных  трудовых договорах в рамках  социального партнерства между  работниками и работодателями, а  все, что не зафиксировано в  данных соглашениях и договорах,  отнесено к корпоративной социальной  ответственности (КСО);

4) увязаны с целями  и задачами, динамикой развития  организации;

5) имеют важное значение  не только для работников организации,  но и для акционеров, собственников.  Только те социальные программы,  которые построены с учетом  интересов всех участвующих сторон, могут быть действительно эффективными;

6) должны регулярно пересматриваться, так как меняются макроэкономические  условия, финансовое состояние  организации и пр.

Социальные программы  являются одной из форм социальной защиты занятого населения (табл. 1).

 

Таблица 1

Формы и виды социальной защиты

занятого населения в  Российской Федерации

┌───────────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┐

│  Формы социальной │       Виды социальной защиты       │    Источники   │

│       защиты      │                                    │ финансирования │

├───────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Обязательное       │Обязательное медицинское страхование│Страховые       │

│социальное         ├────────────────────────────────────┤взносы,         │

│страхование        │Обязательное пенсионное страхование  │уплачиваемые    │

│                   ├────────────────────────────────────┤работодателями в│

│                   │Обязательное социальное страхование  │бюджеты всех    │

│                   │(в узком значении этого термина)    │уровней         │

├───────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Государственное    │Социальное страхование              │Бюджеты всех    │

│социальное         │государственных служащих и лиц      │уровней         │

│страхование        │опасных профессий                   │                │

├───────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Социальное         │Выплаты матерям, родившим второго   │Бюджеты всех    │

│(государственное)  │ребенка, субсидии при оплате        │уровней         │

│обеспечение        │жилищно-коммунальных услуг, пособия  │                │

│                   │при опекунстве, пособия по          │                │

│                   │безработице и помощь в              │                │

│                   │трудоустройстве, социальная помощь  │                │

│                   │неимущим, социальные пенсии, доплаты│                │

│                   │пенсионерам                         │                │

├───────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Социальные         │                                    │                │

│программы          │                                    │                │

│организаций:       │                                    │                │

│- добровольное     │- Накопительное страхование в  виде  │                │

│(корпоративное)    │дополнения к обязательным видам     │Доходы          │

│социальное         │социального страхования             │организаций, в  │

│страхование        │                                    │ряде случаев    │

│- нестраховые формы│- обеспечение  работников жильем,    │самих работников│

│(возмездные или    │выдача льготных или безвозмездных   │                │

│частично возмездные│ссуд, оплата образования, отдыха,   │                │

│формы)             │санаторно-курортного лечения,       │                │

│                   │финансирование программ оздоровления│                │

│                   │детей работников, помощь бывшим     │                │

│                   │работникам, достигшим пенсионного   │                │

│                   │возраста, и пр.                     │                │

│- безвозмездное    │- спонсорство, меценатство,         │Доходы          │

│корпоративное      │благотворительность                 │организаций     │

│финансирование     │                                    │                │

Информация о работе Государственное управление в области социальной защиты