Японская модель управления персоналом и возможность ее использования в других странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определение возможности использования японского опыта управления персоналом в других странах.
Задачи:
1. Раскрыть взаимосвязь менталитета и стиля управления
2. Описать особенности японского менталитета и предпосылки его формирования
3. Проанализировать японские черты управления, сформированные историческими особенностями этой страны
4. Ознакомиться с особенностями процессов управления персоналом (наем, обучение, стимулирование персонала) в Японии
5. Рассказать о уже существующих примерах использования японского опыта в других странах
6. Проанализировать общие черты менталитета Японии и России
7. Определить японские методы управления персоналом, возможные для использования в России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии…..…………………........6
1.1. Японский менталитет и его влияние на стиль управления…………………...6
1.2. Наем рабочей силы в Японии……………………..…………………...............10
1.3. Обучение и стимулирование персонала на японских предприятиях………..13
Глава 2. Внедрение японской модели управления персоналом за рубежом..……..20
2.1. Использования японского опыта управления персоналом в других станах....20
2.2. Возможность применения японских методов управления персоналом в России……………………………………………………………………………….….24
Заключение…………………………………………………………………………….31
Глоссарий……………………………………………………………............................33
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Японская модель управления персоналом.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, полярность российского менталитета  имеет как отрицательные, так  и положительные стороны. С одной стороны, не существует унифицированных рецептов в управлении, любой опыт необходимо подстраивать под национальные особенности России. С другой стороны, у нас есть много примеров эффективного управления наших восточных и западных соседей. Необходимо использовать эту возможность, т.к. эти методы уже проверены временем и действительно имеют огромный положительный эффект. 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Понимание феномена японского стиля управления человеческими ресурсами возможно поможет русским консультантам, экономистам, бизнесменам разобраться в проблемах экономики нашей страны, позволит выработать гибкую стратегию развития, научит принимать оптимальные решения на пути совершенствования.

     «Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью», - сказал Сусума Такамия, декан экономического факультета Токийского Университета – «Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших» [1]

     Анализ  сильных и слабых сторон японской модели управления персоналом можно  представить в виде таблицы.

    Сильные стороны  Слабые  стороны 
Пожизненный Наем  

  

  

  

  

  
 

Система оплаты труда и  продвижения по работе на основе выслуги  лет 
 
 
 

Ориентация  на человека

  1. Прочные связи при тесных межличностных отношениях.
  2. Чувство единства с управлением. Господство образа мышления, акцентирующего зависимость успешного развития компании от успехов работников.
 
  1. Чувство убежденности, что в будущем станет лучше, чем  сегодня, усиливает трудовой дух.
  2. Чувство удовлетворенности при продвижении в должности является мотивирующим фактором.
 
  1. Раскрытие и развитие природных способностей человека
  2. Цель компании- удовлетворенность персонала, в результате чего появляется чувство удовлетворенности трудом, благодарности организации, повышается его производительность
  1. Необходимость содержать неэффективную рабочую силу.
  2. Способные люди, поменявшие работу, принимаются холодно, что деморализует их.
 
 
  1. Человек, поменявший место работы не может  претендовать на высокую з/п.
  2. Слабый материальный стимул для молодых работников.
 
 
  1. К трудной, рутинной работе, связанной с большой  степенью риска, относятся уважительно, но холодно.
  2. В результате того, что работа ориентируется на человека, маневренность организации снижается

     У Японии действительно есть колоссальный опыт в эффективном управлении человеческими  ресурсами, и многие страны активно его используют. У нашей страны есть огромное преимущество: наш менталитет ближе японскому, чем европейский и американский, поэтому для нас более приемлемы методы управления персоналом Японии.

     У японцев действительно есть чему поучиться. Страна, обладающая ограниченными  ресурсами, потерпевшее поражение в войне, добилась лидирующих позиций во многих отраслях экономики. «Мы поставляем в Японию пшеницу, кукурузу, соевые бобы, лес и уголь. Япония экспортирует к нам автомобили, мотоциклы, электронику, оборудование. Что получается? Мы поставляем в Японию сырье, она нам - готовые изделия. Америка оказалась в роли колонии. Дожили!»- писал в своей книге «Карьера менеджера» Ли Якокка. [13, С. 234] Этот прорыв Японии удался за счет грамотного управления человеческими ресурсами, который проверен временем и действительно эффективен. У японцев есть чему поучиться.

Глоссарий.

Делегирование полномочий- передача части прав и обязанностей в принятии решений и в осуществлении тех или иных действий из сферы деятельности руководителя подчиненному, который принимает на себя ответственность за них.

Дифференциация  в оплате труда- разница между самой большой и самой маленькой заработной платой в организации.

Индивидуализм- 1. особая форма мировоззрения, противопоставляющая индивида обществу как таковому. 2. нравственный принцип, ставящий интересы отдельного человека выше интересов общества.
Кадровая  политика- генеральное направление кадровой работы; совокупность принципов, форм, методов по выработке целей и задач, направленных:
- на  сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
-на  создание высокопроизводительного,  сплоченного коллектива, способного  своевременно реагировать на  меняющиеся требования рынка. 
Кадры- штатный состав квалифицированных работников организаций, государственных учреждений, профессиональных, общественных и иных организаций. Кадры характеризуются численностью, составом и профессиональной, квалификационной, должностной и половозрастной структурой. К кадрам не относят временных и сезонных работников, совместителей, работающих по краткосрочным трудовым соглашениям, нештатных сотрудников.
Коллективизм-  1. тип мировоззрения, не допускающий противопоставления человека обществу, исходящий из признания необходимости гармоничного сочетания общих и частных, коллективных и личных интересов. 2. нравственный принцип, противоположный индивидуализму, не терпящий себялюбия, своекорыстия и эгоизма, отдающий приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности.
Концепция управления персоналом- система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом.

Менталитет- подсознательная социально-психологическая «программа» действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей.

Организационная культура- свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников.

Перемещение персонала- изменение места сотрудников в организационной структуре управления. Перемещение персонала:
- является  способом повышения эффективности использования персонала;
- позволяет  покрыть потребность в персонале, не прибегая к внешним источникам.

Персонал  (От лат.Personalis – личный)– личный состав организации, работающий по найму. Персонал работает на обеспечение целей организации.

Планирование  персонала- целенаправленная деятельность, ориентированная на предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями и склонностями работников и требованиями организации.

Пожизненный наем- форма гарантированной занятости, применяемая в крупных компаниях и государственных учреждениях. При пожизненном найме:  
- организация нанимает работников один раз в год, когда молодежь оканчивает учебные заведения;
- продвижение  по службе производится за счет собственных работников организации;  
- работник работает в компании до официального выхода на пенсию.
Развитие  персонала- совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом:
- по  обучению, переподготовке и повышению квалификации персонала;
- по профессиональной адаптации;
- по  текущей периодической оценке кадров;
- по планированию деловой карьеры;
- по  работе с кадровым резервом.

Ротация кадров- горизонтальные перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации.

Синтоизм- государственная религия Японии в 1868-1945 гг., сложившаяся на основе древних анимистических культов, шаманства и буддизма. Для синтоизма характерно обожествление императорской семьи.
Система управления персоналом- система, в которой реализуются функции управления персоналом организации. Система управления персоналом включает:
- подсистему  общего и линейного руководства;
- подсистему  планирования и маркетинга персонала;
- подсистему найма и учета персонала;
- подсистему трудовых отношений;
- подсистему  условий труда; 
- подсистему развития персонала;
- подсистему  мотивации поведения персонала;
- подсистему социального развития;
- подсистему  развития организационных структур управления;
- подсистему правового обеспечения;
- подсистему  информационного обеспечения. 
В крупных  организациях функции этих подсистем  выполняются различными подразделениями  по работе с кадрами организации.
Служба  управления персоналом- совокупность подразделений организации, выполняющих функций системы управления персоналом.

Стимулирование  персонала- совокупность форм и методов обеспечения и повышения заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов. Различают материальное (денежное) и нематериальное (моральное) стимулирование. 
 

Список  литературы:

  1. Веретнов В. Японский опыт в управлении бизнесом.// www.management.com.ua
  1. Глиньский Б. М. О японском опыте управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001, - №4. С. 56-60.
  2. Голубчиков Е. И. Подготовка управленческого персонала для работы за рубежом: опыт японских корпораций // Проблемы теории и практики управления. – 2001, - №6. С. 59-67.
  3. Горчакова Т. Японцем можешь ты не быть… // Новые рынки. – 2004, - №3. С. 21-25.
  4. Дорофеев, В.Д., Шмелева, А.Н., Шестопал, Н.Ю. Менеджмент: Учебное пособие.  П.: Изд. ПГУ, 2008, 440 С.
  5. Журавлев, П.В., Кулапов, М.Н., Сухарев, С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М.: Центр, 2005, 463 С.
  6. Карасюк Е.А. Музыка японская, слова американские, исполнение наше // Секрет фирмы. - 20.10.2005, - №35. С. 7-12.
  7. Картавый М.А., Нехашкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента// Менеджмент в России и за  рубежом.- 1999,- № 3. С. 32-35.
  8. Каршанова, Л.В. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2005, 234 С.
  9. Козлов А.А. Управление персоналом в японских корпорациях в условиях глобализации экономики. // Менеджмент в России и за рубежом.- 2002, - №2. С. 64-67.
  10. Коркина Т., Боковикова И. Японская система управления персоналом// Управление персоналом. -2008, - №6. С. 44-48.
  11. Куцивол В. Японский опыт управления персоналом. //Управление персоналом. - 2005, - №7. С. 47-52.
  12. Ли Якокка. Карьера менеджера. М.: Бином, 2004, 432 С.
  1. Пронников, В.А., Ладанов, И.Д. Управление персоналом в Японии. М.: Наука, 2001, 245 С.  
  1. Резник, С.Д. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2006, 378 С.
  1. Старобинский  Э.Е. Кадровая политика за рубежом // Управление персоналом. – 2000, - №10. С. 56-60.
  2. Щегорцов В. А. Плюсы и минусы кадровой политики в США и Японии // Служба кадров. – 2003, - №12. С. 28-33.

Информация о работе Японская модель управления персоналом и возможность ее использования в других странах