Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:23, курсовая работа
Цель курсовой работы: определение возможности использования японского опыта управления персоналом в других странах.
Задачи:
1. Раскрыть взаимосвязь менталитета и стиля управления
2. Описать особенности японского менталитета и предпосылки его формирования
3. Проанализировать японские черты управления, сформированные историческими особенностями этой страны
4. Ознакомиться с особенностями процессов управления персоналом (наем, обучение, стимулирование персонала) в Японии
5. Рассказать о уже существующих примерах использования японского опыта в других странах
6. Проанализировать общие черты менталитета Японии и России
7. Определить японские методы управления персоналом, возможные для использования в России
Введение…………………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии…..…………………........6
1.1. Японский менталитет и его влияние на стиль управления…………………...6
1.2. Наем рабочей силы в Японии……………………..…………………...............10
1.3. Обучение и стимулирование персонала на японских предприятиях………..13
Глава 2. Внедрение японской модели управления персоналом за рубежом..……..20
2.1. Использования японского опыта управления персоналом в других станах....20
2.2. Возможность применения японских методов управления персоналом в России……………………………………………………………………………….….24
Заключение…………………………………………………………………………….31
Глоссарий……………………………………………………………............................33
Список литературы……………………………………………………………………
В случае совместных предприятий отдельные элементы японской методологии вкрапливаются в привычную для местных кадров систему.
Например, совместное японо-американское предприятие по производству легковых автомобилей "New United Motor Manufacturing Inc." (NUMMI), созданное компаниями "Toyota" и "General Motors", преуспело. Вскоре после создания, производительность труда на этом предприятии в два раза превысила ее средний показатель для всех других заводов компании "General Motors". И это при фактически неизмененном оборудовании и с той же рабочей силой!
Данный
результат произошел в связи
с широким применением таких
элементов японского стиля
Любопытно,
что и менеджеры этого
Успешное внедрение японской системы на совместных предприятиях наблюдается не только в США, но и в Европе и Азии. Однако, картина не всегда идиллична: рядом с успехами случаются и более или менее серьезные провалы. Такая судьба, например, постигла совместную британско-японскую компанию "Рэнк-Тошиба" по производству цветных телевизоров. Японская сторона деликатно объяснила это высоким курсом фунтов стерлингов, что затрудняло экспорт готовой продукции в другие страны Европейского сообщества. Однако существует и другое мнение, высказанное профессором университета Тюо М.Икэдом, изучавшим этот вопрос. По его мнению, "Тошиба", обладая всего 30% акций этого совместного предприятия, не смогла преодолеть сопротивление со стороны английского партнера и насадить там хотя бы некоторые приемы японского управления.
Сила
сопротивления местных
Но, тем не менее, существуют благоприятные возможности для того, чтобы справляться с этими трудностями. Ведь на совместных предприятиях бок о бок трудятся японские менеджеры, которые разбираются в тонкостях японского стимулирования труда, и местные управляющие, прекрасно знающие специфику национального производства и особенности местной рабочей силы. Более того, те и другие заинтересованы в успешном развитии и функционировании предприятия. [3, С. 65]
И, наконец, третья группа зарубежных предприятий, обращающихся к японскому опыту – это местные предприятия. Западные компании не только изучают методы управления в Японии, но и пытаются использовать их на своих предприятиях. Хотя эти заимствования носят нередко лишь частичный характер, даже такой подход приносит весьма ощутимые и стабильные результаты.
Так,
попытки использования
Таким
образом, использование японских методов
управления персоналом используется уже
во многих странах. Проблемы, связанные
с несоответствием этой модели менталитету,
конечно, возникают, но они решаемы.
2.2. Возможность применения японских методов управления персоналом в России
В
настоящее время стиль
Важнейшим фактором, влияющим на специфику организационной культуры и поведения, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение. В России исторически сложились и существуют и поныне три основных концепции:
1-западничество;
2-славянофильство;
3-евразийтство.
Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский и др.) отрицали самобытную форму мышления русских. По их мнению, в России необходим переход к западным стандартам и формам мышления. Особенно сильно западничество повлияло на интеллигенцию и предпринимателей, которые восприняли некоторые черты чисто западных умонастроений (стремление к свободе, индивидуализм, прагматизм и т.д.). В настоящие время прозападные настроения имеют в российской среде много убежденных сторонников.
Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.), наоборот, считали, что Россия имеет принципиально отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления, основанный на ее самобытности, патриархальности, консерватизме и православии. Основа этой ментальности– общественная форма хозяйствования. Исходя из этого положения, ряд ученых полагают, что менталитет россиян– главное препятствие американизации России.
Однако
Россия представляет собой причудливое
сочетание западничества и
Япония самая успешная и развитая восточная страна в сфере управления человеческими ресурсами. Многие страны счастливы были бы перенять японский опыт управления, но не могут этого сделать в силу слишком большого различия в менталитете. Российская национальная специфика имеет много общего с японской. Кроме того, нам есть чему поучиться у наших восточных соседей. Построенная ими система внутриорганизационных отношений и корпоративная культура имеет огромную эффективность для компании. Таким образом, использование в России японского управленческого опыта, приспособленного к российским особенностям, имеет смысл и реальные возможности.
Существует целый ряд подходов, позволяющих определить отличия различных стран друг от друга. Один из наиболее известных подходов к анализу отличий между странами предложен Г. Хофштеде. Обследовав в 70-е гг. свыше 116 000 работников в международных корпорациях 40 стран, он сформулировал четыре важнейших критерия различия представителей этих стран:
• индивидуализм/коллективизм;
• отношение к власти;
• отношение к риску;
• отношение к роли женщины в обществе. [9, С. 145.]
На мой взгляд, сравнение России и Японии по этой методике поможет определить общие черты этих культур, а также выявить те методы японского стиля управления, которые можно перенести в Россию.
Критерий
по
Г. Хофштеде |
Россия | Япония |
Индивидуализм/ коллективизм | Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие впитало в себя эту геополитическую реальность. От Азии Россия впитала форму группового мышления- группизм, а от Европы- индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм- два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причем они входят в противоречие между собой в силу полярности их основ. Их соотношение в ходе исторического развития не было постоянным. Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, при этом не забывая, что славянские культуры исторически складывались как коллективистские культуры. Коллективизм в славянском мире, сформированный в крестьянских общинах с древнейших времен, является фактором, определяющим благополучие страны и ее граждан даже сегодня. Быть изгоем –значит быть хуже холопа. [5, С. 35- 42] | Япония — страна, где люди живут и действуют «как все». Японец счастлив, если его поступки согласованы со взглядами и оценками окружающих или приспособлены к ним. Члены одной общины как две капли воды похожи друг на друга, они внимательно следят за тем, чтобы их схожесть не нарушалась, чтобы каждый был «как все»: приобретать те же продукты, что и все, иметь кимоно, как у всех, отдыхать, как все, и т.д. В отличие, например, от жителей стран Западной Европы или США, стремящихся выделиться среди людей своего круга, японец добивается иной цели: утвердить себя в рамках группы — не как личность в ряду других индивидуальностей, а как рядовой член группы, получивший возможность действовать согласно ее требованиям. У японцев есть поговорка «забивать гвозди»: это удары по поднявшейся над группой индивидуальности. Далеко не у всякого японца появляется желание, а главное мужество, стать таким «гвоздем». Если же все-таки человек продолжает проявлять свою индивидуальность, группа старается порвать с ним. [14, С. 109-110] |
Отношение к власти | «Дистанция
власти» и степень |
Японская организация строится на основах незыблемой иерархии. Руководитель, т.е. сильный, всегда побуждает подчиненного, т.е. слабого, к реализации и развитию всех своих позитивных качеств. Считается, что старший всегда одобряет правильные действия младшего и критикует неправильные. Японская философия ориентирует менеджеров на опеку и защиту своих подчиненных. Открытая конфронтация в системе подчинения практически отсутствует, случаи неповиновения старшим наблюдаются крайне редко. Таким образом, менеджеры на японских предприятиях обладают абсолютной властью. Считается, что власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с готовностью принимается и уважается. Рабочие чувствуют, что их менеджеры более образованы и компетентны. Менеджеры не имеют избыточных привилегий, что могло бы вызвать ревность. Их оклады и другие вознаграждения считаются скромными по сравнению к их заслугам. [14, С. 75-80] |
Отношение к риску | В России в общем сильно выраженное стремление свести риск в обществе к минимуму; В итак нестабильной внешней среде русский человек стремится к спокойствию и постоянству. Однако риск в его жизни полностью не исключается. Даже за рубежом ходят легенды о русских аферистах, которые если рискуют, так рискует по-крупному. Отношение к риску- еще один пример полярности российского менталитета. | Восточные страны, в том числе Япония, негативно относятся к риску, предпочитая ему размеренное и спокойное течение жизни. Доказательством тому служит и система пожизненного найма, и высокий уровень социальной защищенности –все это мечта многих людей, не привыкших к риску. |
Отношение к роли женщины в обществе | В российском обществе в отношении женщины существует только формальное равноправие. В 20 веке Россия как и вся Европа уравняла в правах мужчин и женщин, однако исторически на Руси женщина всегда была слабым и беззащитным созданием. Женщина воспитывала детей, создавала уют, а хозяином в доме всегда оставался мужчина. Корни этих исторических рассуждений остаются в русском менталитете и сегодня. | Женщина в стране
восходящего солнца воспринимается
прежде всего как хранительница
домашнего очага. Статистические данные
свидетельствуют о |
Таким образом, у России и Японии можно выделить следующие общие национальные черты организационного поведения:
2.Отношение к власти. В этой сфере в России эффективным может оказаться следующий японский опыт:
3.Отношение
к риску. Здесь можно