Японская модель управления персоналом и возможность ее использования в других странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определение возможности использования японского опыта управления персоналом в других странах.
Задачи:
1. Раскрыть взаимосвязь менталитета и стиля управления
2. Описать особенности японского менталитета и предпосылки его формирования
3. Проанализировать японские черты управления, сформированные историческими особенностями этой страны
4. Ознакомиться с особенностями процессов управления персоналом (наем, обучение, стимулирование персонала) в Японии
5. Рассказать о уже существующих примерах использования японского опыта в других странах
6. Проанализировать общие черты менталитета Японии и России
7. Определить японские методы управления персоналом, возможные для использования в России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии…..…………………........6
1.1. Японский менталитет и его влияние на стиль управления…………………...6
1.2. Наем рабочей силы в Японии……………………..…………………...............10
1.3. Обучение и стимулирование персонала на японских предприятиях………..13
Глава 2. Внедрение японской модели управления персоналом за рубежом..……..20
2.1. Использования японского опыта управления персоналом в других станах....20
2.2. Возможность применения японских методов управления персоналом в России……………………………………………………………………………….….24
Заключение…………………………………………………………………………….31
Глоссарий……………………………………………………………............................33
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Японская модель управления персоналом.doc

— 246.50 Кб (Скачать)
Параметры оценки Япония 
1.Демократизм  управления Управленческие  решения принимаются коллективно на основе единогласия.
2.Организационная структура Имеет корпоративную  философию, упор делается на личностные аспекты, структура базируется на взаимопомощи и  поэтому она вертикальна.
3. Оценка  с точки зрения равенства – иерархия В Японии иерархия приняла образ семьи, связи старших и младших по принципу морального долга и благодарности.
4.Форма  ответственности Ответственность коллективная.
5.Вопросы  «кооперации и конкуренции» В Японии эти  два понятия совместимы, считается, что можно одновременно и конкурировать и сотрудничать (и–и). Благодаря конфуцианству  в Японии более расположены  к поиску взаимовыгодных решений.
6.Формализация системы управления Нестандартно  гибкая система управления.
7. Форма  контроля А) неформальная структура контроля;

Б)коллективный контроль.

8.Влияние возрастных параметров на служебный рост А) продвижение  по службе по старшинству и стажу  работы; замедленный служебный рост;

Б)долгосрочная занятость в фирме. 

9.Приоритетные качества  руководителя Основной критерий руководителя – умение координировать и контролировать деятельность подчиненных.
10.Критерии  оценки труда  Оплата труда  по показателям группы, службы, стажу.
11.Социализация руководителя Подготовка  руководителя универсального типа.

     Таким образом, менталитет является важным фактором формирования национального стиля  управления. Исследования стиля управления персоналом надо начинать с анализа  ментальных особенностей страны. 

 1.2. Наем рабочей силы в Японии

     При планировании трудовых ресурсов в Японии тщательно следят за сбалансированной структурой рабочей силы. На это есть две причины. Первая — экономическая: каждый год определенное число работников уходит в отставку по достижении возрастного предела (когда они получают наивысшую зарплату). Это значительно сокращает расходы на зарплату, так как их заменяют неопытные выпускники школ, получающие меньше всех в компании. Вторая причина объясняется тем, что поддержание определенной возрастной структуры облегчает продвижение по службе.

     Самый распространенный наем персонала- это  прием молодых специалистов(выпускников  школ, колледжей и вузов).

     Выпускников, не имеющих опыта работы, набирают каждый год, чтобы компания могла доводить их до соответствующего уровня квалификации и усвоения культуры корпорации, сохранив возрастную структуру рабочей силы.

     Поскольку при постоянном найме предполагается долговременная работа, и выпускники и компании серьезно относятся к своему выбору. Для выпускников первый наем почти всегда определяет их будущее. При перемене места работы по каким-либо причинам, кроме семейных обстоятельств или банкротства компании, общество подозревает либо эгоистические мотивы («он гонится лишь за собственным финансовым благополучием»), либо отрицательные личностные черты («он не срабатывается с другими людьми»). При смене работы человек должен согласиться на меньшую оплату и более медленное продвижение по службе.

     Наиболее  перспективные выпускники начинают готовиться к выбору компании в самом начале выпускного года. Эта подготовка включает ознакомление с деятельностью компаний, участие во встречах, проводимых школой, беседы с бывшими выпускниками.

     Изучив  личные дела соискателей, и отобрав наиболее достойных, им предлагают написать сочинение и затем пройти первое собеседование. При удовлетворительных результатах кандидаты допускаются ко второму собеседованию и иногда проходят тестирование.

     Многие  компании придают первостепенное значение предварительным неформальным собеседованиям. Они проводятся в виде частных бесед между соискателями и старыми служащими из той же школы, которые работают в отделе кадров.

     Начиная со второго собеседования, в нем могут участвовать и другие непосредственные руководители, а в конце отборочных процедур — и высшие должностные лица. После окончательного собеседования компания принимает предварительное решение о приеме на работу и оповещает принятых лично или через старого служащего.

     Чтобы предварительно принятых не переманила другая фирма, компания поддерживает с ними контакт, например, проводя встречи с работниками отдела кадров и другими работниками, а иногда и с руководящим составом фирмы.  Имеется немало судебных прецедентов, устанавливающих, что компания не может отменить предварительное решение о приеме на работу без уважительных причин. Однако, его может отменить соискатель, если он не дал к тому времени гарантийное обязательство.

     У компании есть возможность применить  санкции против тех школ, учащиеся которых регулярно нарушают предварительную договоренность. Санкции заключаются в сокращении на следующий год числа приглашений для выпускников данной школы или даже полное прекращение набора ее выпускников.

     Примечательно, что условия найма в процессе набора не обсуждаются. Компания представляет самые общие сведения о состоянии своих дел. [10, С. 66]

     Выпускники  серьезно относятся к выбору своего будущего места работы, т.к. в Японии действует так называемая система «пожизненного найма». Она означает, что служащий фактически всю свою жизнь работает на одном предприятии, постоянно продвигаясь вверх по служебной лестнице. При этом независимо от образования (средняя ли это школа или престижный университет) работник начинает свою карьеру с низшей должности. Система занятия должностей построена таким образом, что за это время  выпускник не сможет растерять знания, полученные в вузе потому что его поставят на тот участок, где ему не дадут забыть полученные знания. Кроме того, начав с низов, специалист имеет возможность «пощупать» все своими руками, что-то попытается изменить, улучшить, добиться признания коллег и начальства, заработать репутацию.

     Увольнение  с предприятия является очень  суровым наказанием, потому что устроиться на другое предприятие можно, но за очень низкую заработную плату и без каких-либо перспектив продвижения по службе. Более того, такой работник первым подвергается риску быть уволенным в условиях различных экономических кризисов.

     Однако  известный специалист в области  менеджмента М.Цуда считает, что  эта система в конечном итоге перестанет существовать, ссылаясь на анкетирование управляющих крупными предприятиями (82% опрошенных заявили, что «система пожизненного найма движется к своему краху»).

     Однако  политически и самим предприятиям, и государству в целом эта  система выгодна, поскольку «привязывает» работника к «своей» компании и тем самым обеспечивает «всеобщий мир в промышленности». Исходя из этого, некоторые ученые считают, что система «пожизненного найма» сохранится и в будущем, если не в ее первозданном виде, то в той или иной модифицированной форме. [12, С. 47]

     Одной из новых форм найма персонала  является повторный или вторичный  наем на новых условиях ранее уволенных  работников. Большинство из них нанимаются на значительно худших, чем раньше, условиях, в том числе и касающихся заработной платы. Более того, каждый из них может быть уволен в любое время.

     Также практикуется набор временных работников (временный наем), наем на неполную рабочую  неделю (наем частично занятых) и так  называемая «система арбайто», или наем на короткий период времени на подсобные работы (главным образом студентов, пенсионеров). Эти формы найма особенно выгодны предприятиям, поскольку на перечисленные категории трудящихся распространяются далеко не все положения японского трудового законодательства.

     К сравнительно новым формам найма  относится также «система обязательного  набора». Рабочая сила набирается администрацией компании одновременно для всех предприятий. Через каждые 4-7 лет нанятые работники  переходят на другое предприятие.

     Наконец, к числу сравнительно новых форм найма относится и так называемый «групповой пожизненный наем». Администрация предприятия нанимает на работу сразу целую группу людей, и поэтому не несет персональной ответственности перед каждым отдельным индивидом.

     Итак, подводя итог вышесказанному, можно  сделать вывод, что система 
«пожизненного найма» вытесняется более выгодными для предприятия в новых условиях экономического развития формами найма рабочей силы. [12, С. 48]
 
 

1.3. Обучение и стимулирование  персонала на японских предприятиях

     Программы обучения делятся на два направления: для менеджеров и производственных рабочих.

     Первоначальное  обучение менеджеров в течение одного месяца имеет следующую структуру: 50% времени отводится на изучение английского языка, 50% — на получение общих знаний по менеджменту и специфической информации по управлению данной компанией. Дальнейшее обучение направлено на освоение функции ответственного менеджера — обучение составляет 10 дней, а затем — функции ведущего специалиста, для чего необходимо прослушать за год 18 курсов в рамках трех циклов. После двух лет работы осуществляется временный перевод сотрудника в другой отдел на стажировку, результатом которой становится отчет о проблемах этого отдела с предложением об их разрешении.

     Для менеджеров также практикуется обучение за границей по программе МВА, юриспруденции и иностранному языку. [11, С. 44]

     Отсутствие "школ бизнеса" в японских университетах  является результатом того, что японские фирмы предпочитают готовить руководителей по собственным программам внутри фирмы, а не покупать их в университете. С учетом системы пожизненного найма это вполне логично и оправданно, т.к. фирма готовит руководителей и специалистов так, как считает нужным, и знает, что подготовленный специалист никуда не уйдет. Японцы считают, что главная задача университета- обеспечить всестороннее развитие личности, т.е. выпустить человека с широким кругозором. [17, С. 31]

     Группа  производственных рабочих проходит первоначальное трехмесячное обучение, в течение которого претенденты изучают правила поведения в компании, производственный процесс, получают лицензии и сертификаты на право работы с различным оборудованием. Дальнейшее обучение проходит на рабочем месте без отрыва от производства, с целью выработки необходимых данной конкретной фирме разнообразных навыков и способностей. [11, С. 45]

     Осуществляя профессионально-техническое обучение с отрывом от производства, большинство  крупных японских компаний, наряду с использованием собственных учебных  центров и специалистов, прибегают также к помощи таких специализированных неправительственных организаций, как Японский центр производительности труда, Японская ассоциация эффективности производства, Японский центр экономических исследований и др. [12, С. 49]

     Ежегодно, исходя из бизнес-плана и плана отдела, совместно с руководителем формируется цель каждого сотрудника. По результатам года проводится самооценка и совместная оценка работника, которая влияет продвижение по службе. Основные правила повышения уровня квалификации и продвижения персонала выглядят следующим образом:

     1. Для каждого уровня квалификации (должности) установлены стандартные  минимальные и максимальные сроки,  которые требуется отработать  в компании. В случае окончания  максимального срока и отсутствия продвижения работника уровень заработной платы снижается.

     2. Учитываются оценки деятельности  сотрудника, проводившиеся в прошлом  (при принятии решений о повышении  в должности, присвоении более  высокой квалификации).

     3. Начиная с определенного уровня, работник должен сдавать экзамены для получения очередного квалификационного разряда. [11, С. 47]

Информация о работе Японская модель управления персоналом и возможность ее использования в других странах