Японская модель управления персоналом и возможность ее использования в других странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определение возможности использования японского опыта управления персоналом в других странах.
Задачи:
1. Раскрыть взаимосвязь менталитета и стиля управления
2. Описать особенности японского менталитета и предпосылки его формирования
3. Проанализировать японские черты управления, сформированные историческими особенностями этой страны
4. Ознакомиться с особенностями процессов управления персоналом (наем, обучение, стимулирование персонала) в Японии
5. Рассказать о уже существующих примерах использования японского опыта в других странах
6. Проанализировать общие черты менталитета Японии и России
7. Определить японские методы управления персоналом, возможные для использования в России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии…..…………………........6
1.1. Японский менталитет и его влияние на стиль управления…………………...6
1.2. Наем рабочей силы в Японии……………………..…………………...............10
1.3. Обучение и стимулирование персонала на японских предприятиях………..13
Глава 2. Внедрение японской модели управления персоналом за рубежом..……..20
2.1. Использования японского опыта управления персоналом в других станах....20
2.2. Возможность применения японских методов управления персоналом в России……………………………………………………………………………….….24
Заключение…………………………………………………………………………….31
Глоссарий……………………………………………………………............................33
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Японская модель управления персоналом.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» 
 

ТЕМА:

«ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ

УПРАВЛЕНИЯ  ПЕРСОНАЛОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ  ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В ДРУГИХ СТРАНАХ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…………..3

Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии…..…………………........6

    1. Японский менталитет и его влияние на стиль управления…………………...6
    2. Наем рабочей силы в Японии……………………..…………………...............10
    3. Обучение и стимулирование персонала на японских предприятиях………..13

Глава 2. Внедрение японской модели управления персоналом за рубежом..……..20

2.1. Использования японского опыта управления персоналом  в других станах....20

2.2. Возможность  применения японских методов управления персоналом в России……………………………………………………………………………….….24

Заключение…………………………………………………………………………….31

Глоссарий……………………………………………………………............................33

Список  литературы……………………………………………………………………36 
 
 
 
 

 

Введение 

      Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники. Вот каким путем Япония выросла в мировую экономическую державу. В 1950 г. доля Японии в мировом ВНП не превышала 1%, а на долю США приходилось 50%. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43% мирового ВНП, причем Япония обеспечивает 17% из них, США – 26%. 

     

     Японская  система управления персоналом наилучшим  образом показала себя в способности  наиболее эффективно использовать трудовые ресурсы. Многие страны активно использую японский опыт управления на своих предприятиях. Поэтому следует изучить и проанализировать главные аспекты японской системы управления персоналом, и, если будет возможность, внедрить какие-то части этой теории в России.

     Актуальность  исследования японского стиля управления человеческими ресурсами доказывает и тот факт, что в условиях экономического кризиса единственным стабильным ресурсом организации становится человек. И именно слаженно работающий коллектив и профессионализм каждого отдельного работника поможет вывести предприятие из кризисной «ямы». Японский менеджмент развивает творчество, мастерство и сознательность персонала, стимулирует сотрудничество в работе, которое мобилизует знание и опыт всей группы, еще больше сплачивает ее, развивает дух сотрудничества. Таким образом, японская модель управления персоналом вызывает пристальный интерес, а потому актуальна на сегодняшний день.

     Сегодня степень изученности японских методов  управления персоналом в научных  кругах достаточно велика. Все ученые сводятся к единому мнению о колоссальной эффективности этих методов в  управлении. В теоретическом аспекте современных ученых больше всего проявляют интерес к  вопросу пригодности японской системы управления персоналом в других странах, в частности в России. Сегодня стоит проблема адаптации японской модели управления человеческими ресурсами к российскому менталитету. Этой проблемой занимаются следующие ученые: Веретнов В., Глиньский Б. М., Горчакова Т., Карасюк Е.А., Коркина Т., Боковикова И., Куцивол В., Пронников, В.А., Ладанов, И.Д. и др.

     Целью моей курсовой работы является определение возможности использования японского опыта управления персоналом в других странах. Объектом исследования является персонал организации, а предметом- модель управления персоналом в Японии.

     Курсовая работа имеет стандартную структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, глоссарий. В первой главе рассматриваются особенности японского стиля управления человеческими ресурсами (процесс найма, обучения и стимулирования персонала), а также японский менталитет, как причина и предпосылка этих особенностей. Во второй главе курсовой работы поставлена проблема заимствования японского опыта и перенос его в другие страны. Приводятся примеры применения японской модели управления персоналом за рубежом, а также определяются японские методы, возможные для использования в России.

     Гипотезой исследования является следующее предположение. Использования японского опыта за рубежом возможно при условии его адаптации к условиям принимающей страны. Мною были использованы описательный, сравнительный методы, а также анализ и синтез.

     Таким образом, в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Раскрыть взаимосвязь менталитета и стиля управления
  2. Описать особенности японского менталитета и предпосылки его формирования
  3. Проанализировать японские черты управления, сформированные  историческими особенностями этой страны
  4. Ознакомиться с особенностями процессов управления персоналом (наем, обучение, стимулирование персонала) в Японии
  5. Рассказать о уже существующих примерах использования японского опыта в других странах
  6. Проанализировать общие черты менталитета Японии и России
  7. Определить японские методы управления персоналом, возможные для  использования в России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии

1.1. Японский менталитет  и его влияние  на стиль управления

      Существует  ряд определений менталитета: менталитет

      – «совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации»,

      – «своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах...»,

      – «определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа, его граждан, – запечатлевшее в себе (не «в памяти народа», а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета».

        В этих определениях речь идет не только о психологической, но и о социально-психологической природе менталитета. Буртенко А.П. и Колесниченко Ю.В., основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, отмечают генетические, исторические, природно-климатические источники этого явления, выделяя главным образом менталитет как «код», детерминирующий социальное поведение отдельного человека и нации.

     С точки зрения управленческой науки, менталитет – подсознательная социально-психологическая «программа» действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Источник ее формирования – совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны.

     Управление – форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет – всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету. [8, С. 32]

     В основу японской системы управления положены такие качества,  как  трудолюбие, гармония, лояльность. Интерес  к данной модели со стороны исследователей продиктован ее высокой эффективностью. Основу успеха японских компаний составляют доминирующие национальные черты: коллективизм, лояльность, аккуратность, бережливость, практичность, чрезмерное трудолюбие, высокая приспособляемость к новым условиям.

          Но самой ярко выраженной чертой  японского менталитета является  коллективизм, корни которого глубоко уходят в традиции выращивания риса. Возделывание риса на японских островах  всегда требовало колоссального труда, поэтому рисосеятели сливались в артели, члены которых поддерживали друг друга. С течением времени возникла специфическая групповая активность – известный японский группизм, психология которого проникла во все сферах производственной и социальной жизни. Она вылилась в системе порядка с четкой подчиненностью  лидеру и уважению к старшему.

          Бережливость и практичность японских работников является следствием существования нации в условиях дефицита ресурсов, побуждающего людей действовать  в соответствии с определенным сценарием – они экономят на системе управления, бережливо используют трудовые, финансовые, капитальные и земельные ресурсы – это проявляется в быстром внедрении безотходных, энерго- и материалосберегающих технологий.

          Коллективизм и иерархичность  относятся к базовым принципам  японского управления. При  принятии  решений ответственность за их  исполнение носит коллективный характер без выраженной индивидуальной инициативы, а указание начальника является законом для подчиненного.

           Управление персоналом занимает крайне важное место  в управлении и  является ключевым аспектом японского менеджмента, оно также важно, как и управление финансами или техническим процессом. [4, С. 22]

               Соответствие  менеджмента менталитету  Японии [8, С. 34]

Черты менталитета Обусловленные ими особенности  управления
Группизм Управленческие  решения принимаются коллективно на основе единогласия; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы.
Бережливость Максимальная  экономия на системе управления; имеет  место установка на экономию ресурсов; внедрение безотходных технологий.
Аккуратность  Высокое качество; имеет место высокая культура управления; выборочная форма контроля; высокая исполнительность; управленческая установка на непрерывный рост качества.
Практицизм Формирование нестандартной системы управления, приведение ее в соответствии с конкретными целями и заданиями.
Высокая приспособленность  к новизне Восприимчивость нововведений, ориентация на быстрое  их внедрение; массовая покупка патентов и лицензий
Служебные отношения Личное неформальное отношения с подчиненными; продвижение  по службе по старшинству и стажу  работы; замедленная оценка работы и служебный рост; определяющие качества руководителя быть отцом коллектива, координировать и контролировать деятельность подчиненных. 
Трудолюбие  Высокая  производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений  по отношению к персоналу.
Синтоизм  Обостренное чувство  экологической безопасности; использование  энерго- и материалосберегающих технологий
Буддизм Производство  и деньги – вторично; вера, религия  – цель жизни; религиозные ценности определяют поведение на производстве.
 

     Исходя  из особенностей менталитета, формируются  особенности управления, которые  можно представить в виде следующей таблицы: [7, С. 9]

Информация о работе Японская модель управления персоналом и возможность ее использования в других странах