Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы - определить взаимосвязаны ли кадровая политика и стратегия развития организации в ООО ТД «Милавица – Новосибирск» и предложить методы улучшения кадровой политики, для наиболее эффективной реализации стратегии развития организации.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• дать определение кадровой политики и стратегии развития организации;
• рассмотреть процесс формирования кадровой политики в современной организации;
• выделить взаимосвязь стратегии управления организацией и стратегии управления персоналом.
• провести анализ экономического состояния ООО ТД «Милавица- Новосибирск»
• рассмотреть кадровую политику ООО ТД «Милавица- Новосибирск»
• выработать рекомендации по совершенствования кадровой политики в ООО ТД «Милавица- Новосибирск»

Оглавление

Введение 3
ГлаваI. Стратегия развития и кадровая политика организации. Теоретические основы 5
1.1 Cтратегическое управление и стратегия развития организации 5
1.2. Кадровая политика: сущность и задачи 9
1.3. Стратегия управления персоналом 14
Глава II. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации в ООО ТД "МИЛАВИЦА-Новосибирск" 20
2.1. Характеристика организации ООО ТД «Милавица- Новосибирск» 20
2.2 Анализ кадровой политики ООО ТД «Милавица- Новосибирск» 23
2.3. Принципы совершенствования кадровой политики в ООО ТД «Милавица- Новосибирск» 30
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая УП.docx

— 114.48 Кб (Скачать)

Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор  альтернативных вариантов достаточно широк:

    • увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:

а) переводить на сокращенные  формы занятости;

б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;

в) направлять на длительную переподготовку и т.п.

    • подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
    • набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
    • набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п.

При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:

    • требования производства, стратегия развития предприятия;
    • финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом;
    • количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
    • ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
    • спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
    • влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
    • требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

    1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
    2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
    3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
    4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы  работы с кадрами, которая ориентировалась  бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при  условии соблюдения действующего законодательства.

В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может  быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень  гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам  для него это может привести.

Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а  касается принципиальных позиций предприятия  в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана  с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая  кадровая работа ориентирована на оперативное  решение кадровых вопросов. Между  ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.

Кадровая политика носит  и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и  частный, избирательный, когда ориентируется  на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных  подразделений, функциональных или  профессиональных групп работников, категорий персонала).

Кадровая политика формирует:

    • Требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
    • Отношение к “капиталовложениям” в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
    • Отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);
    • Отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также к переподготовке кадров;
    • Отношение к внутрифирменному движению кадров и т.п.

Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем  будущем.

Свойства кадровой политики:

1. Связь со стратегией 

2. Ориентация на долговременное  планирование.

3. Значимость роли кадров.

4. Круг взаимосвязанных  функций и процедур по работе  с кадрами. 

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью  создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Кадровая политика должна создавать не только благоприятные  условия труда, но обеспечивать возможность  продвижения по службе и необходимую  степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение  в повседневной кадровой работе учета  интересов всех категорий работников и социальных групп трудового  коллектива.

Управление кадрами в  рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация  управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:

    • производственный;
    • финансово- экономический;
    • социальный (кадровая политика).

Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия  к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные  с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:

    • поднятие престижа предприятия;
    • исследование атмосферы внутри предприятия;
    • анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
    • обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.

Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области  управления кадрами.

Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации  и планы по использованию рабочей  силы.

Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем  будущем.

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью  создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

В образовании, как в специфической  отрасли народного хозяйства, кадры, играют важнейшую роль. “Кадры решают все”, но кадры могут стать и  главной причиной неудач.

1.3. Стратегия управления персоналом

Создавшиеся достаточно сложные экономические  условия в начале 80-х годов 20 в. на предприятиях Западной Европы способствовали дальнейшему развитию теории управления персоналом и появлению нового подхода к персоналу организаций. На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, подлежащие сокращению, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. Основные характеристики данных подходов представлены в табл. 1.

Взаимосвязь вышеперечисленных факторов привела к появлению стратегического  управления персоналом (персонал-стратегии), означающего:

– внедрение на практике стратегического  управления деятельностью фирм;

– изменение парадигмы управления и признание персонала основным ресурсом организации4.

Таблица 1 Характеристика двух подходов к понятию персонала

Персонал - издержки

Персонал - ресурс

принуждение

целесообразность

минимизация

оптимизация

малый период планирования

длительный период планирования

результаты

средства + результаты

количество

качество

негибкий

гибкий

зависимый

автономный


 

Выживание организаций, не говоря уже  об их процветании, зависит прежде всего  оттого, имеют ли они собственную  стратегию, а также от того, смогут ли организации последовательно  реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий. Неуверенность перед будущим, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность  управления приводят организации к  необходимости внимательно изучить  и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих  фирм. Стратегическая мысль в этой области за последние годы получила значительный толчок к развитию, особенно из-за ухудшения экономической ситуации как в странах Западной Европы, так и в нашей стране.

Элементами стратегии управления персонала являются:

    • цель деятельности организации;
    • система планирования организации;
    • отношения высших управленческих кадров;
    • организационная структура служб управления персоналом;
    • критерии эффективности системы управления персоналом;
    • ограничения на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные);
    • доступность, полнота и обоснованность используемой информации;
    • образование управляющих (всех уровней управления);
    • взаимосвязь с внешней средой5.

Составляющими стратегии управления персоналом являются:

    • отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
    • оценка квалификации;
    • вознаграждение или, в более широком смысле, возмещение затрат труда в виде заработной платы, участия в прибылях, продажи акций и т.д.
    • развитие персонала.

Основными составляющими стратегии  являются:

    • вклад работников, т.е. ожидаемое поведение индивидов с точки зрения получения общей прибыли деятельности организации;
    • структура занятости служащих, т.е. распределение компетенции сотрудников, квалификационный состав работающих, соотношение категорий работающих, количество уровней управления;
    • компетенция работающих (требуемый от работников организации общий уровень квалификации);
    • прием на работу с учетом уровня соответствия работников целям и задачам организации, степени их привязанности (преданности фирме)6.

Рассмотрим более подробно взаимосвязь  и взаимозависимость стратегий  развития фирмы и управления персоналом. При описании вариантов стратегического  развития организации достаточно часто  использовался термин компетенция, который является центральным понятием всей концепции управления персоналом и персонал-стратегии.

В 1982 г. в США вышло теоретическое  исследование В. Макелвила, в котором  было показано, что сутью организации, ее сердцевиной является располагаемый  набор компетенций всех работников. Понятиекомпетенция было использовано и в работах Г. Каннака (Франция), который доказывал необходимость развивать компетенцию каждого работника для успеха всей деятельности и определил компетенцию фирмы как рациональное сочетание знаний и способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники данной организации. В этой связи управление персоналом может быть представлено как управление компетенцией предприятия с реализацией практики ее приобретения, стимулирования и развития. Именно эти три основные задачи социального управления необходимо реализовать для внедрения стратегии организации7.

Приобретение компетенции. В рамках этой задачи социальное управление обеспечивает организацию компетенциями, которые необходимы для реализации ее стратегии. Выявление потребностей организаций в соответствующей компетенции предполагает внедрение системы прогнозирования человеческих ресурсов, назначение которой в том, чтобы определить в качественном и количественном выражении потребность в компетенции фирмы на предстоящий период (часто на 5 лет). Вместе с тем для прогнозирования своих потребностей организация должна: (а) располагать четким описанием всех должностей и всех функций, выполняемых для реализации поставленных задач; (б) определить необходимый состав компетенций под каждую из должностей; (в) провести анализ взаимосвязи между должностями по составляющим компетенции (особенно данное положение актуально для таких стратегий развития фирмы, как стратегии «прибыли», «ликвидации»). Только после внедрения необходимых методов и процедур предприятие сможет начать процедуру приобретения компетенции либо за счет передвижения специалистов («внутреннего приема»), либо за счет их приема со стороны.

Информация о работе Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации