Взаимодействие человека и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, отдавая все условия для наиболее полной отдачи, получаемой от coтрудников на работе, и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 64.48 Кб (Скачать)

Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно сказываться на многих организационных процессах, в частности, на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как можно большее количество людей в организации при этом старалось, по возможности, учитывать это, критически расценивая свое восприятие. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния личностных черт человека восприятия нет и не может быть в принципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность, пытаться понять особенности и характерные черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать воспринятую ими информацию.

Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов  восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с ним человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, например, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.

Восприятие человека состоит из двух стадий. Первая стадия - это первое впечатление о человеке. Обычно оно базируется на очень не большом количестве информации о  человеке и находится под сильным  влиянием привычек и представлений  воспринимающего. Например, если воспринимающий любит шутить и улыбаться, то первое восприятие человека, обладающего такими же качествами, обычно бывает повышено в положительную сторону. Первое впечатление оказывает воздействие на дальнейшее восприятие человека. Однако тем не менее оно не является на сто процентов определяющим. На второй стадии восприятия человека происходит более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей. Восприятие человека в различных ситуациях и при различных обстоятельствах позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это может привести к корректировке или даже отказу от первого впечатления. Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:

воспринимаемый человек;

воспринимающий человек;

ситуация, в которой  происходит восприятие.

От того, как выглядит воспринимаемый человек, как он ведет  себя в общении, каковы его "анкетные" данные, существенно зависит восприятие человека. В целом это может  показаться неверным с абстрактной  или идеалистической точки зрения справедливого взгляда на каждого  человека. Однако это реальность, которая существует, которую нельзя устранить нравоучениями, нормативными актами и распоряжениями, которую нужно признавать и с которой нужно считаться, как бы нам ни хотелось того, чтобы этого различия в восприятии человека не существовало.

Выделяется три  группы характеристик воспринимаемого  человека, которые влияют на его  восприятие окружающими:

физические и соответствующие  им характеристики;

социальные характеристики;

"анкетные" характеристики.

К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятие человека физических характеристик  относятся его внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Проводимые психологические исследования показывают, что каждая из данных характеристик  вызывает определенные ассоциации у воспринимающего. Данные ассоциации могут не соответствовать реальности, создавать неверный образ воспринимаемого. Однако они оказывают очень сильное влияние на восприятие. В разных странах и культурах может быть различное толкование этих характеристик человека, что может приводить к еще более существенному искажению восприятия. В наибольшей степени данное замечание относится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жесты или же определенное выражение лица могут иметь диаметрально противоположный смысл.

Социальными характеристиками человека, оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера ведения  разговора, стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования, относящиеся  к определенным профессиям или же принадлежащие к определенным социальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стиль  ведения беседы. Поэтому в зависимости  от того, как говорит человек, может  складываться его восприятие. Аналогичная  ситуация наблюдается и в случае с внешним видом, стилем и манерой  одеваться. В любом обществе наблюдается  стремление людей к униформизации, чаше всего отражающей их социальное положение или профессиональный статус. По тому, как человек одет, очень часто делается вывод о  нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Не всегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда они оказывают  существенное влияние на восприятие человека окружающими. В связи с  этим очень важно обращать серьезное  внимание на эти моменты при стремлении добиться позитивного восприятия окружением.

Анкетные данные, такие  как пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и т.п., достаточно сильно влияют на наше восприятие человека. Стереотипные представления, соответствующие этим характеристикам, как бы подменяют реальный образ  воспринимаемого человека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление о нем. В то же время необходимо знать, что  полностью устранить влияние  анкетных данных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая  в контакт с окружением, человек  должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его "анкетных" характеристик. Это может существенно помочь ему реалистично и более успешно построить свое взаимодействие с окружающими.

Три группы характеристик  воспринимаемого человека отражают то, каким человек предстает окружению. Однако это не значит, что все  и окружении его воспринимают совершенно одинаково в соответствии с его характеристиками. Например, одна и та же манера одеваться может вызывать у разных людей разное представление о человеке. И это связано с тем, что восприятие человека зависит также и от характеристик воспринимающего.

То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого человека, находится под влиянием двух групп характеристик воспринимающего:

уровень глубины видения  ситуации;

личностные и социальные характеристики.

В одном и том  же явлении одни люди способны увидеть  только его отдельные, упрощенные и  поверхностные характеристики. Другие видят явление более глубоко, воспринимая его и описывая через  более сложные характеристики. Например, при восприятии человека первые увидят его внешние данные (внешний вид, манеру говорить, отдельные жесты  и т.п.), вторые же увидят отдельные  черты характера (добрый, завистливый, самоуверенный и т.п.). Существует и более глубокая степень восприятия, когда формируется картина из совокупности нескольких характеристик  как позитивного, так и негативного  планов, находящихся между собой  в определенном соотношении (добрый, но ленивый, завистливый и способный и т.п.). Личностные и социальные характеристики воспринимающего в основном проявляются в терпимости к неопределенности, в готовности открыто и непредвзято воспринимать явления, априорно доброжелательном восприятии человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, более способны к восприятию новых людей. Наоборот, люди, закомплексованные, с однозначным взглядом на явления воспринимают других с трудом и неадекватно реальности. Они склонны приписывать им те черты и характеристики (преимущественно отрицательные), которых у них нет, и наоборот, не видеть многие черты, которые имеют позитивный характер.

Восприятие человека в значительной мере зависит от того, в какой ситуации оно происходит. Выделяются три аспекта ситуации, которые оказывают заметное влияние  на восприятие. Во-первых, это место, в котором происходит встреча. Например, неформальная обстановка и неформальные места встречи больше располагают  к более широкому, часто позитивному  и дружескому восприятию. Во-вторых, восприятие человека зависит оттого, по поводу какого дела или в связи с чем состоялась встреча. Если событие, в рамках которого состоялась встреча, имеет для воспринимающего большое положительное значение, то и его восприятие человека, с которым состоялась встреча, может быть соответственно более положительным, чем если бы он встретил его в обычной производственной ситуации. В-третьих, большое влияние на восприятие оказывает то, кем или от чьего имени организована встреча. Например, восприятие человека, рекомендованного для встречи уважаемым или высокопоставленным лицом, может существенно отличаться от восприятия этого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативе малознакомого иди же неуважаемого лица.

Знание того, что  восприятие человека зависит от ряда вышеперечисленных факторов, очень  важно для установления хороших  взаимоотношений между членом организации  и организационным окружением. Особенно важно это знать и использовать данное знание тем, кто входит в организацию, так как от умения создать первоначальное благоприятное восприятие очень  сильно зависит их возможность успешно  вписаться в организационное  окружение.

3.2 Критериальная основа поведения

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. Естественно, на данного рода решения оказывают большое влияние цели, которые преследует человек, условия, в которых разворачиваются действия, его возможности, динамика происходящих процессов, настроение и ряд других факторов. Однако при всем разнообразии факторов поведение каждого конкретного человека обладает определенной стабильностью и предсказуемостью, определенными присущими ему принципами поведения, критериями выбора и предпочтения, табу и тому подобными моментами. Более того, в совершенно одинаковых ситуациях, если только таковые вообще существуют, разные люди могут принять совершенно различные решения. И это опять будет определено тем, что они имеют различную критериальную базу, задающую их приоритеты и оценки происходящих событий.

Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении. Все эти составляющие критериальной базы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако несмотря на сильную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации  в целом играет очень большую  роль в деле установления нормального  взаимодействия человека и организационного окружения. Одно и то же явление или  действие, имеющее совершенно одинаковое проявление и оказывающее одинаковое влияние на людей, может вызвать  различную реакцию в силу того, что у людей существует различное  расположение к этому явлению  или действию. Отражая чувства  человека по отношению к определенному  объекту, расположение делает его решения  и действия индивидуальными. При  этом важно подчеркнуть, что обычно человек имеет определенное расположение к каждому объекту или явлению, с которым он сталкивается в жизни.

Расположение характеризуется  тем, что оно, во-первых, невидимо, так  как заключено в человеке. На "поверхности" видны только его последствия. Во-вторых, расположение проистекает из тех  чувств, которые питает человек к  объекту. В-третьих, расположение как  бы является точкой, находящейся на оси с полюсами "нравится" -- "не нравится". В-четвертых, расположение влияет на поведение человека и проявляется в том, что он ведет себя в соответствии с априорным положительным либо негативным отношением к явлению, объекту, процессу или человеку.

С учетом сказанного можно попытаться сформулировать определение  того, что такое расположение. При этом надо иметь в виду, что существует несколько различных взглядов на то, что такое расположение, и однозначного и совершенно четкого определения этого свойства личности дать невозможно, В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

Расположение имеет  три компоненты. Во-первых, это та часть, которая отражает чувства  человека по отношению к объекту: нравится ли он ему или нет. Данная часть называется воздействующей частью расположения. Во-вторых, это знания об объекте, которыми располагает человек. В-третьих, это намерение по поводу того, как вести себя по отношению  к объекту. Объединяясь вместе, эти  три части формируют расположение человека к объекту, в котором  находят динамическую увязку связи  между знанием человека об объекте, его чувствами по отношению к  этому объекту и его намерениями  в отношении этого объекта.

Расположение человека по отношению к явлениям, процессам  и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном  опыте. Обычно положительное или  отрицательное отношение к объекту  формируется в результате того, вызывал  ли данный объект удовлетворение или  нет. При этом формирование расположения происходит как путем оценки опыта (удовлетворенность -- неудовлетворенность) взаимодействия непосредственно с объектом, так и путем соотнесения объекта с другими объектами, по отношению к которым сформировалось определенное расположение.

Информация о работе Взаимодействие человека и организации