Взаимодействие человека и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, отдавая все условия для наиболее полной отдачи, получаемой от coтрудников на работе, и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 64.48 Кб (Скачать)

Связь между поведением и расположением неоднозначна. Из того, что человек чего-то не любит, не вытекает на сто процентов факт, что он этого полностью не примет. Однако тем не менее в большинстве случаев поведение человека находится под влиянием расположения. В связи с этим важной задачей управления является формирование и изменение, если это необходимо, расположения членов организации.

Важными для эффективного управления и установления хороших  отношений в организации являются три типа расположения:

удовлетворенность работой;

увлеченность работой;

приверженность организации.

То, насколько у  работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их работы, количество прогулов, теку-есть кадров и т.п.

Удовлетворенность работой  оказывает очень сильное влияние  на чувства человека по отношению  к работе, поэтому ее можно отнести  скорее к воздействующей компоненте расположения. Степень удовлетворенности  работой зависит от множества  факторов, как внутренних, так и  внешних по отношению к человеку. Однако при большом разнообразии факторов и различной направленности их влияния на человека выделяется восемь характеристик работы, от которых  достаточно устойчиво зависит степень  удовлетворенности работой;

характер и содержание работы;

объем выполняемой  работы;

состояние рабочего места  и его окружение (шум, освещенность, комфортность, температура воздуха  и т.п.);

сослуживцы;

руководство (начальство, стиль руководства, участие в  управлении);

оплата работы (все  формы компенсации);

возможности продвижения  по работе;

распорядок, правила  поведения и т.п.

Данные характеристики носят достаточно общий характер. Применительно к каждой реальной работе они могут быть конкретизированы либо дополнены в зависимости  от характера деятельности организации, ее характеристик и т.п. Практика показывает также, что приоритетность этих характеристик также может  существенно различаться как  у отдельных членов внутри организации, так и у различных организаций. И наконец, в связи со стабильной удовлетворенностью отдельными характеристиками работы влияние на удовлетворенность  работой со временем могут начинать оказывать новые или же ранее  малозначимые характеристики работы. Поэтому для успешного управления и создания положительного расположения в отношении организации необходимо регулярно проводить исследования с целью выяснения степени удовлетворенности сотрудников организации своей работой.

Стабильно большое  влияние на повышение удовлетворенности  работой оказывает характер и  содержание работы. Поэтому рассмотрим более подробно влияние отдельных  составляющих этого фактора.

Длительное время  стандартизация и специализация  работы рассматривались и на практике выступали сильными источниками  повышения производительности в  работе. Чем выше стандартизация и  специализация, тем выше производительность в.работе. Однако зависимость между удовлетворенностью работой и ее стандартизацией и специализацией носит иной характер. Если работа абсолютно не стандартизирована, то удовлетворенность работой находится на низком уровне. По мере увеличения специализации и стандартизации она начинает расти, но до определенного момента, после которого она начинает быстро снижаться. При полной стандартизации удовлетворенность падает до такого же низкого уровня, как если бы работа была абсолютно не стандартизирована. Поэтому руководство должно думать, как снизить негативное влияние на удовлетворенность работой, порождаемое чрезмерной специализацией и стандартизацией. Двумя наиболее распространенными способами осуществления этого являются ротация (перемещение работника с одного рабочего места на другое) и расширение производственных обязанностей путем постановки перед работником дополнительных задач.

Ясность содержания работы, ясность роли (особенно относительно содержания других ролей), наличие четкой обратной связи, информирующей индивида о результатах его работы, в  определенных обстоятельствах могут  приводить к повышению удовлетворенности  работой. В наибольшей мере это проявляется  тогда, когда в организации существует четкое и формальное разграничение  ролей.

Наличие элементов  вызова в работе, таких как творческое начало, возможность использования  индивидом своих оригинальных или  уникальных способностей, сложность  заданий и т.п., приводит к повышению  удовлетворенности работой. В то же время скучная работа, как это показывают исследования, обычно снижает удовлетворенность ею.

Увлеченность работой  является одним из сильнейших расположений, определяющих то, как человек подходит к своей работе, к своему участию  в процессе совместной работы. Различаются  два типа увлеченности работой. Один тип -- это любовь к работе вообще, практически без учета того, чем конкретно приходится заниматься. Людей с этим типом увлеченности называют работоголиками, т.е. людьми работающими, любящими работать и стремящимися работать. Данный тип расположения формируется воспитанием с детства, хотя и в более позднем возрасте наблюдаются случаи развития этого расположения. Другой тип -- это любовь к той конкретной работе, которую человек выполняет в организации. Оба эти типа не обязательно сопутствуют друг другу, хотя между ними и наблюдается большая взаимозависимость.

Для увлеченности работой  характерно наличие трех аспектов. Во-первых, это то, насколько работа занимает существенное, центральное  место в жизни человека. Во-вторых, насколько работа сама по себе привлекает человека. И в-третьих, насколько человек идентифицирует свою персоналию с выполняемой им работой. Анализ по этим трем направлениям позволяет определить степень увлеченности человека своей работой. При этом необходимо принимать во внимание, что каждый из данных аспектов увлеченности работой является относительно самостоятельным и в зависимости от личностных особенностей человека может в разной степени влиять на его увлеченность работой.

Приверженность организации  является расположением существенно  более широким, чем увлеченность работой или же удовлетворенность  работой. В современных условиях, когда все больше и больше организаций пытаются смотреть на человека не как на работника, выполняющего конкретную работу, а как на члена организации, стремящегося совместно с остальными ее членами привести организацию к достижению целей, значимость данного расположения становится исключительно высокой. Приверженность организации складывается из следующих составляющих. Во-первых, член организации разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности. Во-вторых, член организации стремится оставаться в организации и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно. В-третьих, член организации готов не только стараться для организации, но и, если это надо, принести в жертву организационным интересам свои личные интересы.

Приверженность организации -- личная особенность каждого конкретного человека. Однако это не значит, что менеджмент не может развивать или усиливать это расположение. Существует ряд приемов, способствующих этому. И наиболее успешные современные системы управления в очень большой степени базируются на том, что они развивают у работников сильную приверженность организации и добиваются благодаря этому очень больших результатов.

Ценности так же, как и расположение, оказывают  сильное влияние па предпочтения человека, на принимаемые им решения  и поведение в коллективе. Однако между ценностями и расположениями есть огромная разница. Если последние определяют отношение человека к объекту по принципу "нравится -- не нравится", "люблю -- не люблю" и всегда относятся к какому-то определенному объекту, то ценности задают предпочтение человека по принципу "допустимо -- недопустимо", "хорошо -- плохо", "полезно -- вредно" и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, живут "самостоятельной" жизнью, независимо от конкретного человека, сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться большими группами людей. Поэтому, если расположение всегда сугубо персонально, то носителями ценностей являются группы людей (например, ценности среднего класса), а каждый отдельный человек принимает какой-то набор ценностей, который он может и менять, но которому он следует в каждый конкретный момент времени.

Ценности можно  определить как набор стандартов и критериев, которым человек  следует в своей жизни. Это  проявляется в том, что путем  соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и  людей человек принимает решения  и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени  и их не так много.

Обычно ценности рассматриваются  как нормативная база морали и  фундамент поведения человека. Ценности бывают двух видов;

ценности, относящиеся  к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.;

ценности, относящиеся  к средствам, используемым человеком  для достижения целей.

К первому виду ценностей  относятся, например, ценности, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п.

Ко второму виду ценностей относятся ценности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

Ценностная система  человека формируется в основном в процессе его воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему  людей. Большое влияние оказывают  образовательная система, религия, литература, кинематограф и т.п. Ценностная система подвергается развитию и  изменению даже в зрелом возрасте. Большую роль в этом играет организационное  окружение. В организациях, где серьезно думают о гармонии ценностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем ценностей  уделяется серьезное внимание. В  частности, проводится большая работа по четкому формулированию, разъяснению  и доведению до всех членов организации  системы ценностей, которым следует  организация. Значительное внимание уделяется  также и уяснению того, какие ценностные ориентиры имеют члены организации.

Верования. Очень часто  человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы  и не требуют соответствующих  доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования  можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут  меняться во времени. Однако в тот  момент, когда чело-пек имеет какие-то определенные верования относительно объекта, он обычно воспринимает и оценивает  объект в соответствии с этими  верованиями. По поводу одного и того же объекта может быть множество  различных верований, так как  обычно верования относятся к отдельным характеристикам объекта. Например, по поводу одного и того же человека могут быть следующие верования: 1) надежный человек; 2) хороший специалист; 3) человек, обладающий слабым здоровьем, и т.п.

Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а  также на основе информации, поступающей  от внешних источников. Очень часто  верования носят характер обобщения  единичного опыта. Часто они возникают  у человека в результате способностей других людей убеждать в правоте  своего суждения, своего верования. Поэтому, хотя человек принимает свои верования  за истину, они далеко не всегда полностью  соответствуют действительности.

Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют описывающие  абсолютные и относительные характеристики объекта верования, не имеющие оценочного характера. Например, автомобиль марки "Жигули" является комфортабельным  автомобилем или автомобиль марки "Жигули" потребляет бензина меньше, чем автомобиль марки "Волга".

Ко второй группе относятся  те верования, которые носят оценочный  характер. Например, автомобиль марки "Жигули" лучше, чем автомобиль марки "Волга". Верования оказывают  заметное влияние на расположение, особенно на ту его составляющую, которая  связана сознанием об объекте. Особенно сильное влияние оказывает вторая группа верований. Поэтому, учитывая, что  верования далеко не всегда соответствуют  действительности, для того чтобы  не формировалось неверное расположение по отношению к объекту, что может  отрицательно сказаться на взаимодействии человека с окружением, необходимо критически и скептически подходить  к своим верованиям и достаточно осторожно воспринимать верования  других.

Принципы в жизни  многих людей играют очень большую  роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят  воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы  ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и  воплощением верований в виде определенных стандартов поведения. Люди не обязательно осознают, какие ценности и верования находят свое воплощение в отдельных принципах. Часто  принципы принимаются людьми как  верования, и они следуют им в  своей деятельности, не задаваясь вопросом по поводу оправданности следования этим принципам и почему они им следуют. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

3.3 Характеристика индивидуальности  человека

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет  говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения  и т.п. Однако ни один конкретный человек  не является обезличенным "человеком  вообще". Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в  организацию, именно такой человек  выполняет определенную работу и  играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно  управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал  в решении задач организации, создавая необходимые условия для  его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и  решения собственных жизненных  проблем.

Информация о работе Взаимодействие человека и организации