Взаимодействие человека и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, отдавая все условия для наиболее полной отдачи, получаемой от coтрудников на работе, и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 64.48 Кб (Скачать)

3.1 Восприятие человеком  окружения

Бесспорным фактом является то, что все люди различны. Различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют  разный рост, вес, возраст, пол, образование, используют различные языки, по-разному  делают одинаковые действия и по-разному  надут себя в аналогичных ситуациях. Это разнообразие делает человека человеком, а не машиной, существенно расширяя потенциал и возможности организации. И это же разнообразие порождает  трудности в управлении организацией, проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.

Создавая роли, организация  стремится к стандартизации и  унификации. Но если большинство ролей  можно стандартизировать, то поведение  большинства людей с трудом вписывается  в стандартизированные рамки. Для того чтобы разрешать противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что определяет поведение человека, т.е. необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, чем определяются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что является само собой разумеющиеся. Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация. Вопросы мотивации будут рассмотрены в следующей главе. Сейчас же остановимся на общей характеристике восприятия и критериальной основы поведения человека.

Восприятие может  быть определено в самом общем  виде как процесс получения из окружения и обработки информации. Сам по себе "этот процесс един для всех. На входе -- получение информации из и пешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный "порядок" и, наконец, на выходе -- систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, (поступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительно различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индивидов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.

Восприятие человеком  организационного окружения складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации, каждый из которых осуществляется как в  соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что  он носит выборочный характер. Используя  доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию. Например, не слышать разговора людей, стоящих рядом, в том случае, если он его не интересует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологические нагрузки, давая "отдохнуть" органам чувств, отбор информации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязательно приводит к искаженному восприятию действительности и возникновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окружения с помощью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольший объем информации идет через органы зрения и через органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда это информация данного момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информации, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в целом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.

Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности. Однако они  не являются единственным источником получения информации. Не менее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя воображение  как основное средство получения  информации, интуиция позволяет человеку "видеть" то, что ему недоступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится  к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер.

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному  виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает  ее в определенном порядке, придает  ей некие завершенные формы, что  наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка  информации создает образы, формы, которые  человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

Выделяют три общих  правила обработки информации, позволяющих  свести ее до образов:

установление соотношения  фигуры и фона;

завершение образов;

установление сходства и приблизительности.

В первом случае в  общей "картине" информации выделяется то, что является "фигурой", т.е. смыслом "картины", ее образом. Соответственно то, что не является "фигурой", превращается в "фон". Часто "фигура" выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда "фон" может быть воспринят как "фигура", а "фигура" рассматриваться "фоном". В этом случае обработанная информация может превратиться совсем в другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов  позволяет создать цельный образ  по отдельным частям, даже если для  этого нет достаточной информации. Часто данный процесс обработки  информации может приводить к  созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию  индивидом воздействий, поступающих  в его адрес со стороны организационного окружения. Установление сходства и  приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам  и характерным чертам удается  выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие  некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные  образы и соответственно явления  группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления,

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ -- это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек обрабатывает информацию, также используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам "люблю -- не люблю", "нравится -- не нравится", "хорошо -- плохо", "лучше -- хуже", "приемлемо -- неприемлемо" и т.п.

Восприятие является очень сложным, многогранным и быстротекущим  процессом. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна задругой в четко определенной форме и  по однозначной схеме. В действительности это практически одновременно и  зачастую молниеносно разворачивающиеся  процессы, составляющие вместе восприятие человеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для  каждого человека характерна индивидуальность в протекании этих процессов. Это  всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с человеком  и управлять им, необходимо знать  хотя бы в общем виде то, каковы характерные  черты восприятия данным человеком  действительности.

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие человеком  действительности, можно указать  на несколько внутренних и внешних  факторов, оказывающих стабильное влияние  на восприятие человека. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым  у них есть сильное чувство, как  позитивного, так и негативного  характера;

люди по-разному  могут воспринимать сигнал в зависимости  от того, что предшествовало этому  восприятию и какое состояние (потребности  и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком  действительности, являются следующие:

интенсивность передаваемого  сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

размер (большие объекты  воспринимаются проще, чем малые);

состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным  процессом, зависящим от влияния  многих факторов, в частности, предыдущего  опыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды, оно  зачастую может быть ошибочным. Можно  указать на несколько распространенных способов восприятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к  ошибкам в восприятии реальности человеком.

Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенному стереотипу и, соответственно, упрощенному представлению об этом явлении она помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Но в то же время она зачастую приводит к искаженному восприятию пиления, приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усредненное восприятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют усредненному явлению. В этом случае стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека.

Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления  на другие его характеристики или  же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления  в целом. Данное обобщение может  приводить в целом как к позитивному, так и к негативному восприятию явления, что может совершенно не соответствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при восприятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характера или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же как о работнике вообще.

Перенос и обобщение  оценки отдельных черт человека может  играть сильную негативную роль во взаимодействии человека и организационного окружения. В частности, он может  оказывать большое негативное влияние  на выполнение работником своих ролевых  обязанностей. Получив определенное представление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может  думать, что и всю остальную  работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это  приводит к стремлению работника  не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей  работе. Либо стараться работать не вообще хорошо, а только тогда, когда  это может заметить руководитель. Часто данная особенность восприятия приводит к тому, что члены организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и чаще с ним общаются, оцениваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся вне поля зрения руководства.

К серьезному искажению  восприятия окружения приводит проекция человеком своих собственных  чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соответствии с  тем, почему они сами осуществляют аналогичные  действия, и впадать при этом в  глубокое заблуждение. Отмечено, что  люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым  некое оправдание своему поведению. Негативным проявлением проекции в  организационном поведении является ложное представление человека о  том, что окружающие хотят того же, чего хочет он. Это порождает неадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с организационным  окружением. Работоспособный начальник  может считать, что все его  подчиненные также очень напряженно работают. Это же может быть далеким  от реальности. И наоборот, ленивый  начальник может необоснованно  подозревать всех в том, что они  отлынивают от работы.

Сильное влияние на восприятие человеком определенной действительности может оказывать  первое впечатление. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие находится в плену  у первого впечатления. Сильное  первое впечатление может оказывать  двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно  и не соответствует действительности, но может приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть неадекватным реальности. В организационном поведении человека первое впечатление может способствовать более быстрому и легкому вхождению в организационное окружение и ускоренному установлению нормального взаимодействия между человеком и окружением. Поэтому для нового члена организации очень важно правильно провести свой первый контакт с организацией. Окружению, и особенно руководству, в свою очередь, следует опасаться сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить неоправданные ожидания.

Информация о работе Взаимодействие человека и организации