Взаимодействие человека и группы в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы, на тему «Проблемы взаимодействия человека и организации» состоит в том, что изложенную здесь информацию можно применять и в повседневной жизни при взаимодействии с организацией и с целью ознакомления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3



ГЛАВА I. Проблемы взаимодействия человека и организации…………….4

1.1 Человек и организация………….………………………………….............4
1.2 Взаимодействие человека и группы в организации……………...............5

1.3 Способы управления конфликтами ………………………………..........10



ГЛАВА II. Пример взаимоотношений человека и группы в туристском предприятии «Стар-Тревел»………………………………………………….15

2.1 Общая характеристика исследуемого туристского предприятия….......15

2.2 Исследование по методике К. Томаса ……………..….………………...16



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….20



ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….....21

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 52.86 Кб (Скачать)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ИМ. Ю.А. СЕНКЕВИЧА»

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг туризма»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной  дисциплине «Менеджмент»

Тема: «Взаимодействие человека и группы в организации»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3

 

ГЛАВА I. Проблемы взаимодействия человека и организации…………….4

1.1 Человек и организация………….………………………………….............4

1.2 Взаимодействие человека и группы в организации……………...............5

1.3 Способы управления конфликтами ………………………………..........10

 

ГЛАВА II. Пример взаимоотношений человека и группы в туристском предприятии «Стар-Тревел»………………………………………………….15

2.1 Общая характеристика исследуемого туристского предприятия….......15

2.2 Исследование по методике К. Томаса ……………..….………………...16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….20

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной курсовой работы, на тему  «Проблемы взаимодействия человека и организации» состоит в том, что  изложенную здесь информацию можно применять и в повседневной жизни при взаимодействии с организацией и с целью ознакомления. Она помогает разобраться и учит поведению как при вхождении в новую организацию, так и в организации, в которой вы уже работаете сравнительно давно. Это теоретический материал, который полезно изучить, и применять на практике.

Объектом курсовой является  изучение  взаимодействия между человеком и организацией, предметом -  проблемы взаимодействия человека и организационного окружения.

Цель работы - выявить проблемы взаимодействия между человеком и организацией и предложить методы их решения.

Для достижения поставленной в курсовой работе  цели мною решались следующие задачи:

1. Изучить модели взаимодействия человека и организационного окружения.

2. Подробно изложить информацию о проблемах вхождения человека в организацию и влиянии организации на этот процесс вхождения.

3. Выявить проблему установления взаимодействия между человеком и организационным окружением.

4. Рассмотреть на примере  взаимодействие человека и организации.

 

 

 

 

 

Глава I. Проблемы взаимодействия человека и организации

1.1  Человек и организация

Основой любой организации и  ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что  машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций  и окончательно утвердят примат техники  над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила  человека частично или даже полностью  из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации  не только не упали, но и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть  свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или  продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится  максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.

Подавляющее большинство людей  почти всю свою сознательную жизнь  проводят в организациях. Начиная  с яслей и кончая домом для  престарелых, человек сознательно  или бессознательно, добровольно  или по принуждению, заинтересованно  или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими  членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также  что-то в обмен. 1

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах  он должен делать в организации, в  каких условиях функционировать  в организации, с кем и сколько  времени взаимодействовать, что будет давать ему организация. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Установление органичного сочетания  двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной  из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

Поэтому необходимо понять, как строится взаимодействие человека с организацией, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.2

 

1.2 Взаимодействие человека и группы в организации

Взаимодействие  — человека и группы всегда носит  двусторонний характер: человек своим  трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и  группа оказывает большое влияние  на человека, помогая ему удовлетворять  его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования личности, устранения беспокойства. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутри групповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает, как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений.3 Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы.

Во-первых, под  общественным влиянием происходят изменения  таких характеристик человека, как  восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек  расширяет сферу своего внимания за счет усиления внимания к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.

Во-вторых, в  группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию  каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь  при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой  он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может  быть не менее важной, чем их формальная позиция.

В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое  видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и  это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании  своего места в мире и своего предназначения.

В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях  и выработке решений, человек  может выдать также предложения  и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно  повышает творческий потенциал человека.

В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо  в большей мере склонен принимать  риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев  эта особенность изменения поведения  человека является источником более  действенного и активного поведения  людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в  одиночку.4

Неверно думать, что группа меняет человека так, как  ей захочется. Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго  сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказывает воздействие на группу, на других ее членов.

Находясь  во взаимодействии с группой, человек  пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это  было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справляться  со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень  влияния человека на группу существенно  зависят как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать  влияние, так и от характеристик  группы. При этом суждения человека всегда находятся в зависимости  от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и  соответственно оттого, какие цели и интересы он преследует сам лично.5

Взаимодействие человека с группой может носить либо характер:

  • кооперации
  • слияния
  • конфликта.

Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться различная  степень проявления. То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о  неразрешимом конфликте. В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает задачи группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе. При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого, являющегося группой. Человек строит свои цели, исходя из задач группы, в значительной мере подчиняет свои интересы интересам группы и идентифицирует себя с группой. Группа, в свою очередь, также старается смотреть на индивида, не как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного группе человека. В этом случае группа берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем.

В случае конфликта  наблюдаются противопоставление интересов  человека и группы и борьба между  ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут  быть порождены двумя группами факторов:

  • организационными факторами;
  • эмоциональными факторами.

Первая группа факторов связана с различием  во взглядах на стоящие перед группой  цели, структуру, взаимоотношения, распределение  ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его  относительно легко разрешить. Ко второй группе факторов относятся такие  факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п. Конфликты, порождаемые  этими факторами, слабо поддаются  полному устранению. Конфликт между  членом группы и группой неверно  рассматривать только как неблагоприятное, негативное состояние отношений  в группе. Оценка конфликта принципиально  зависит оттого, к каким последствиям для человека и группы он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическое  противоречие, разрешение которого носит  разрушительный характер для человека или для группы, то такой конфликт должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаимоотношений человека и группы.6

Но очень  часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что конфликт может привести к следующим благоприятным последствиям:

 Во-первых, конфликт может повысить мотивацию  на достижение поставленных перед  группой целей. Он может вызвать  дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого  пассивного состояния.

 Во-вторых, конфликт может привести к  лучшему пониманию отношений  и позиций в группе, к уяснению  членами их роли и места  в группе, к более четкому пониманию  задач и характера деятельности  группы.

В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к  решению задач группы, в генерировании  новых идей и соображений относительно его, как строить отношения между  членами группы.

 В-четвертых,  конфликт может привести к  проявлению межличностных отношений,  к выявлению отношений между  отдельными членами группы, что,  в свою очередь, может предотвратить  возможное негативное обострение  отношений в будущем.7

 

1.3 Способы управления конфликтами

Стиль конкуренции  или соперничества – этот стиль  наиболее типичен для поведения  в конфликтной ситуации. Его можно  использовать, если делается большая  ставка на свое решение возникшей  проблемы, поскольку исход конфликта  очень важен для вас:

Информация о работе Взаимодействие человека и группы в организации