Возникновение управленческой мысли в древних цивилизациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность и особенности управленческих практик древних цивилизаций.
Задачи работы:
- выявить периодизацию развития управления в Древнем Мире
определить причины появления управления как особого рода деятельности человека;
- выделить характерные черты той модели управления обществом, которая сложилась в Древнем Китае;
охарактеризовать модель управления Древней Индии;
охарактеризовать модель управления Древнего Египта;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ
В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ……………………………………………………………4
1.1 Историческая периодизация развития менеджмента…………..4
1.2. Появление первых менеджеров…………………………………7
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.9
2.1. Характерные черты модели управления в Древнем Египте……..9
2.2. Характерные черты модели управления в Древнем Китае……15
2.3. Характерные черты модели управления в Древней Индии……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ...26

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 59.27 Кб (Скачать)

Таким образом, можно констатировать, что  с появлением управления как особого  рода деятельности уже представители  древнейших обществ начинают осознавать его специфический характер. С помощью законодательной базы было закреплено особое положение управленцев в обществе. Управление в ранних человеческих обществах имеет сакрализованный характер, то есть управленческие функции часто исполняли представители сословия священнослужителей.

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ  УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ  В ДРЕВНЕМ МИРЕ

2.1. Характерные черты  модели управления  в Древнем  Египте 

В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое  общество и впервые в мире возникло государство. В отличие от Месопотамии древнеегипетская государственность практически не прерывалась. Когда там появились первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к 3-му тыс. до н. э. государство в Египте существовало.

История Древнего Египта делится на ряд периодов:

Раннее царство (3100-2800 гг. до н.э.)

Древнее царство (около 2800-2250 гг. до н.э.)

Среднее царство (около 2050-1700 гг. до н.э.)

Новое царство (около 1575-1087 гг. до н.э.)

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его сначала завоевывают персы, затем Александр Македонский, а впоследствии римляне, включившие ко II веку до н.э. Египет в состав Римской державы [3, C. 45].

Египетские  пирамиды, построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

На  управление возлагалась необходимость  координирования действий десятков тысяч рабов, крестьян и чиновников. Дошедшие до нашего времени незначительные источники свидетельствуют о довольно широком понимании египтянами проблем управления государством, и в частности, сущности власти, значения стиля и методов руководства.

Исследователи считают, что Древний Египет и Китай по государственному строю являются типичной формой древневосточной деспотии. Это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем  и высшим судьей централизованного государства, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. Также Египет отличался сверхразвитой и централизованной системой бюрократической власти в центре и на местах. Первые протогосударства в Египте возникли в виде объединений вокруг храмов. Позже они стали называться «ном».

В период Раннего царства начинает формироваться государственный  аппарат. Во главе стоял царь, которого окружали придворные чины и прислужники. Фараоны были обожествлены, этим проявляется сходство с Китаем. В Египте фараон назывался – «сын бога Солнца», а в Китае – «сын неба». Его имя запрещалось произносить. Вся земля находилась в его собственности, он раздавал ее членам своей семьи и вельможам. Фараон руководил внешней торговлей, по его приказу сгонялось население на общественные работы и на работу для удовлетворения личных потребностей. Он обладал неограниченной экономической, политической, судебной и верховной жреческой властью. Фараон являлся главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Всякий социальный протест против царя рассматривался как преступление против религии. Ему принадлежало верховное право на земельный фонд, мог раздавать земли и титулы. Власть передавалась по наследству. Допускалось наследование престола женщинами. Но все-таки власть фараона сдерживалась религиозно-моральными нормами справедливости (маат). По представлениям египтян фараон был не только богом, но и человеком. Со смертью фараона наступал всеобщий траур.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве  – верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным  лицом в государственном аппарате был верховный сановник – везир. Он управлял деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, управление частью областей и государственными хранилищами [1, C.108].

Начало  эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов.

Основная  черта государственного строя в  период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена  на 2 административных округа: Верхний  и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на номы (области). Города и крепости возглавляли начальники, их назначал фараон. Первый и высший сановник – везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Ключевая  государственная должность в  центральном аппарате управления –  должность великого управителя или  «джати». Он был истолкователем и исполнителем повелений фараона. Он издавал законы, повышал в чинах, был верховным судьей, осуществлял главные полицейские функции, был начальником царского двора, ведал придворными церемониями, канцелярией фараона. В Новом царстве джати осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, всей системой водоснабжения, осуществлял высшую военную власть, контролировал набор войска, строительство приграничных крепостей, командовал флотом. Ему принадлежали высшие судебные функции. Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона. Практически вся полнота управления принадлежала ему, а не царю. Также джати был верховным судьей-начальником 6 великих палат.

В административно-территориальном плане  Египет делился номы (области), Верхний  Египет – на 22 нома, Нижний Египет –  на 16, а затем на20 номов. Во главе  номов были номархи (правители областей). Правитель нома обладал административными  и финансовыми полномочиями, он же был великим жрецом одного из культов. В их руках была сосредоточена практически вся исполнительная, полицейская и судебная власть на местах. Они имели огромный штат чиновников. Их поддерживали жрецы и местное чиновничество. Управление сельской общиной осуществлялось через собрание, совет и старейшин (джаджаты). В городах все управление и власть были сосредоточены в руках царских вельмож и городской администрации [25].

Центральной фигурой разветвленного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и другое.

Аппарат подавления включал армию и полицию. Основное ядро армии составляли со времен Древнего царства профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами страны набирались ополченцы. В период Нового царства почти вся армия стала профессиональной, а ее отборные войска комплектовались из иностранцев. Древний Египет был страной достаточно развитого полицейского аппарата. Осознав недостаточность одной полиции, египетские правители создали полицию явную и тайную, пограничную стражу, специальные охранные отряды. Наблюдавшие за безопасностью каналов и других важных сооружений, наконец, службу охраны фараона и высших сановников (телохранителей).

Суд в Древнем Египте не был полностью  отделен от администрации. В Древнем  царстве в качестве местного суда (кенбеты) выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах были номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял фараон или джати, которые могли пересмотреть решение любого суда. В эпоху Нового царства в столице располагался суд «шести палат», достоверных сведений о его компетенции не сохранилось. В это время джати подчинялась верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось отправкой различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Знаменитый  историк древности Геродот называет 7 каст: жрецов, воинов, свинопасов, купцов и вообще ремесленников, переводчиков и корабельщиков. Касты существовали и в Индии, но назывались варнами. Гегель говорил, что они отличались. Касты Египта не были замкнутыми, застывшими. В них наследственность не была так вредна, как в Индии, поэтому касты Египта больше напоминают сословия. Также характерной чертой общественного строя Древнего Египта являлась общинная организация основной массы населения, каковой являлись сельские жители. Сельская община сохранялась довольно долго, так как орошаемое земледелие требовало коллективной организации труда. В эпоху Среднего царства число свободных крестьян-общинников начинает резко убывать. Работавший на государственной земле крестьянин («царский человек») уже преобладает в эпоху Нового царства. Закрепляется явление, характерное в целом для восточных деспотий, - сочетание системы принудительного труда с системой насильственного прикрепления людей к определенным профессиям. Платой за труд стали продовольственные выдачи и выдачи одежды. Создавались также «рабочие армии». В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате войн появились пленники-рабы.

Схематично  сословная структура выглядела так:

Свободные сословия:

А) жрецы (в том числе фараон –  верховный жрец);

Б) фараон и его ближайшее окружение («царский двор»);

В) светская знать: 1) потомственная (номархи, богатые землевладельцы); 2) служилая (государственные чиновники-вельможи, воины и другие);

Г) крестьяне-общинники и «сильные неджесы»;

Д) горожане (купцы, ремесленники и другие);

Е) работники умственного труда  и представители так называемых «свободных искусств» (ученые, педагоги, врачи, художники и другие);

Полузависимые сословия:

А) «царские люди»;

Б) люди «домов» (хозяйств) нецарских;

Зависимые сословия:

А) «царские хемуу»;

Б) рабы («баку»).

Господствующим  классом была рабовладельческая  знать и жречество. Имелся многочисленный штат писцов, все учитывалось и  докладывалось царю. Положение знатного человека определялось тремя условиями: древностью рода, величиной землевладения, значением занимаемой должности. Доступ к государственным должностям не был закрыт. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.

Весь  служилый люд, начиная от свободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался термином «хам». Среди рабов были 2 категории: порабощенные (баку) и подвластные (хему). Последние были, видимо, сыновьями наложниц, которых отец лишил право на свободу и наследство. Они считались подданными царя (хему несут), хотя на практике работали в патриархальной семье своего господина (фактически отца). Рабов в период Древнего царства было мало. Часто создавались «рабочие отряды» из рядовых общинников, обычно мужчин, которые вместо выполнения государственных повинностей высокопоставленные вельможи заставляли трудиться в частных хозяйствах.

В эпоху Среднего царства наряду со знатью выдвигаются средние слои населения – «сильные неджесы». Их появление было связано с развитием  частного землевладения, товарно-денежных отношений, рынка. Часть неджес могла владеть и землями, сдававшимися в аренду. Это были разбогатевшие земледельцы и ремесленники, ведущие самостоятельное хозяйство и порой приобретавшие рабов. Основной контингент работников был «слуги царя» - земледельцы, обрабатывавшие земли государства, храмов, и должностных лиц, и ремесленников разных специальностей, и представителей сферы услуг. Все «слуги царя» кроме своих функций обязаны были выполнять «царские работы», трудовую повинность в пользу казны. Простолюдин назывался «мерет». Наряду с неджес в период Нового царства появляется категория населения, близкая к нему по положению - «немху». Это были земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воли фараоновской администрации могли быть повышены или понижены  в социально-правовом статусе в зависимости от потребностей государства. В эпоху Среднего царства рабов называли только «баку»,  а «хему несут» или «царские хемуу» - трудовое население. Они были лишены собственности и могли  находиться во владении отдельных должностных лиц либо храмов или государственных учреждений. По сути царские хемуу принадлежали не хозяину, а его должности. В период Нового царства царские хемуу «семдет» - это люди, распределенные по профессии.

Рабов было меньше, чем царских хемуу. Работали они в хозяйстве отдельных  лиц. Они были полной собственностью хозяина. Существовал рабский рынок, где баку свободно покупались и продавались. Царскими хемуу хозяева владели  при условии службы фараону, а баку были их полной собственностью.

В период Нового царства разразился политический кризис, жречество вышло из-под  контроля царской власти. Жрецы и  храмы становятся собственниками богатств, земли. Назначение на церковные должности  стало проводиться независимо от правительства. Также усиливается влияние светской служилой знати, и она оттесняет на второй план знать потомственную («номовую»). Но последнее стало результатом реформ фараона Аменхотепа IV. Он, пытаясь увести страну от кризиса, сделал ставку на неродовитых служилых людей («немху»). Аменхотеп IV конфисковал все владения старой жреческой родовой знати, также ввел новый государственный культ верховного бога Атона вместо культа Амона. Атон стал как царское божество, а фараон – единоличный верховный жрец нового бога. Он принял имя Эхнатон. После этого местные храмы попали в немилость, а власть и жречество на местах стали подчиняться фараону. Но реформы Эхнатона не получили дальнейшего развития.

Информация о работе Возникновение управленческой мысли в древних цивилизациях