Влияние национальных факторов на менеджмент организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение и анализ способов отражения культурных и исторических особенностей населения (в качестве персонала организации) на методики управления.
Среди задач работы выделим следующие:
- охарактеризовать и конкретизировать понятия «менталитет», «менеджмент»;
- рассмотреть закон соответствия менеджмента менталитету;
- рассмотреть некоторые модели менеджмента (американскую, японскую, комбинированную модель У. Оучи);
- охарактеризовать возможные способы формирования менеджмента в России;
- выделить характерные национальные черты, на которые может быть ориентирован российский менеджмент;
- рассмотреть практический опыт учета национальных особенностей в сфере управления на примере опыта различных компаний в области тайм-менеджмента, рекламы (DDB Needham), производственной деятельности в области сельского хозяйства (компания ЭФКО).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕНЕДЖМЕНТ……4
1.1 Характеристика и взаимосвязь менталитета и менеджмента….…4
1.2. Японская модель менеджмента…………………………………….9
1.3. Американская модель менеджмента…………………...…………11
1.4. Комбинированная модель У.Оучи…………………………….….13
1.5. Альтернативные способы формирования менеджмента
в России……………………………………………………….…...…….15
1.6. Методологические принципы формирования российского
менеджмента…......................................................................................17
Выводы…………………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕНТАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ………..……………………………….22
2.1. Тайм-менеджмент и национальные особенности……………...…22
2.2. Влияние культурных различий на планирование
и проведение международных рекламных кампаний………………..23
2.3. «Что подумает сосед?»
Влияние социально-психологических особенностей русского
человека на способы его мотивации………………………………..….27
Выводы…………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……...34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ то (Автосохраненный).docx

— 71.04 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3                                                                                         

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕНЕДЖМЕНТ……4

1.1 Характеристика и взаимосвязь менталитета и менеджмента….…4    

1.2. Японская модель менеджмента…………………………………….9                                                   

1.3. Американская модель менеджмента…………………...…………11                                         

1.4. Комбинированная модель У.Оучи…………………………….….13                                           

1.5. Альтернативные способы формирования менеджмента

 в  России……………………………………………………….…...…….15                                                                      

1.6. Методологические принципы формирования российского

менеджмента…......................................................................................17                                                                                      

Выводы…………………………………………………………………...20                                                                                            

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕНТАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ………..……………………………….22                                                                                        

2.1. Тайм-менеджмент  и национальные особенности……………...…22                    

2.2. Влияние культурных различий на планирование

 и  проведение международных рекламных  кампаний………………..23                    

2.3. «Что подумает сосед?»

Влияние социально-психологических особенностей русского

человека  на способы его мотивации………………………………..….27                                                

Выводы…………………………………………………………………...30                                                                                           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………..32                                                                                  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……...34                      

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Невозможно управлять людьми, должным  образом мотивировать их, если  находишься вне их культуры и являешься носителем  иных ценностей. В настоящее время, когда все увереннее в свои права вступает глобализация, стирающая внешние межкультурные различия, необходимо помнить, что ментальные, укоренившиеся за века истории  характеристики народа межкультурная коммуникация стереть не сможет, по крайней мере, так быстро, как это ожидается. Для современной науки и практики стало уже очевидным, что менеджмент напрямую связан с культурными традициями той или иной страны и неотделим от них. Именно поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Проблема исследования  состоит в том, что национальные особенности в практике менеджмента учитываются далеко не всегда. Главную причину этого стоит искать в истории менеджмента, который является порождением американской нации, и, что вполне логично, учитывает особенности именно ее культуры. Перед менеджментом в России сейчас остро стоит проблема поиска «своего лица», своих методов, национальной идентификации.

Целью работы является рассмотрение и анализ способов отражения культурных и исторических особенностей населения (в качестве персонала организации)  на методики управления.

Объектом исследования является национальная модель организационного управления, а предметом – специфика применения методов управления в зависимости от особенностей менталитета.

Среди задач работы выделим следующие:

- охарактеризовать и конкретизировать  понятия «менталитет», «менеджмент»;

- рассмотреть закон соответствия  менеджмента менталитету;

- рассмотреть некоторые модели менеджмента (американскую, японскую, комбинированную модель У. Оучи);

- охарактеризовать возможные способы формирования менеджмента в России;

- выделить характерные национальные черты, на которые может быть ориентирован российский менеджмент;

- рассмотреть практический опыт  учета национальных особенностей  в сфере управления на примере опыта различных компаний в области тайм-менеджмента, рекламы (DDB Needham), производственной деятельности в области сельского хозяйства (компания ЭФКО). 

Работа включает в себя введение, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована основная проблема, цель исследования, задачи, объект и предмет. В работе также  выделены две основные части. В первой главе приводится необходимый теоретический материал, включающий в себя описание основных характеристик менеджмента, менталитета, описание теоретической модели учета особенностей менталитета в менеджменте, рассмотрение конкретных примеров таких моделей, а также приведены и охарактеризованы  возможные пути формирования менеджмента в России. Во второй главе приводятся примеры, наглядно показывающие, как различные организации (успешно или безуспешно) учитывают национальные особенности людей, с которыми связана их деятельность. В заключении подводятся итоги работы, делаются необходимые выводы и обобщения в соответствии с поставленными задачами. Завершает работу список использованных источников.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕНЕДЖМЕНТ

 

1.1. Характеристика и взаимосвязь менталитета и менеджмента.

 

                                          "Человек - это возможность" Р.-М. Рильке

 

Термин «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Вот лишь некоторые из определений. 

Менеджментом называют процесс  управления, со всеми его функциями, методами и средствами.

Менеджмент – это научная  дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют  людьми.

Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления, и ее осмысление.

Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное –  скорее искусство, чем наука. Менеджеру  необходимы не только знания, но и интуитивное  понимание людей, которыми он управляет. [5, с. 15]

Таким образом, менеджмент включает в  себя теоретическую базу, которая, преломляясь  через творческое видение ситуации, реализуется на практике.

   Существенной особенностью менеджмента является то, что все закономерности управления в нем проявляются через осмысленное, обусловленное какими-либо причинами, взаимодействие людей. Любое действие в нем рассматривается как результат выбора, преломления через понимание его исполнителя, проявления того, как он ощущает мир и свое отношение к нему. [6, с. 23]

Приведем теперь некоторые определения понятия «менталитет»:

  Менталитет - совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации[7, с.79].

    Менталитет - своеобразная  память народа о прошлом, психологическая  детерминанта поведения миллионов  людей, верных своему исторически  сложившемуся “коду” в любых обстоятельствах[8, с. 25].

   Менталитет - определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа и его граждан, - запечатлевшее в себе (не в “памяти народной”, а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета[2, с. 92].

    Во всех приведенных  определениях прослеживается не  только психологическая, но и социальная природа менталитета.

   Общепризнанно, что национальный  и региональный менталитеты –  важнейшие факторы, влияющие  на форму, функции и структуру  управления[9].

   В менеджменте, с одной стороны, может быть выделена "бесчеловечная" составляющая - общие закономерности организации и управления. Они действительны и в описании действий людей и их отношений между собой. Однако, с другой стороны, стоит обратить внимание на существенную особенность. В распоряжении людей имеется возможность. Возможность применить эту закономерность с той или иной степенью и направленностью конструктивности или деструктивности. Вот с этой возможности начинается проявление как индивидуальных, так и интегральных этнических рефлексивных особенностей. И мы замечаем, что в разных социумах возникают разные формы механизмов общественного управления, что их разница порой воспринимается как принципиальная. При этом тот факт, что в основе лежит одна и та же "бесчеловечная" закономерность, преломленная через разное ментальное и этническое восприятие, проходит мимо внимания основной массы исследователей[13].   

  Анализируя формы и методы управления в разных странах, мы не можем не учитывать, например,  немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм. Отсюда следует, что управление – это форма проявления внутренних глубинных социально-психологических программ, заложенных в человеке, форма выражения ментальности.

  Если человек привык к групповой жизни, то специфической основой, формирующей систему управления, является опора на коллектив, коллективный контроль и принятие решений. Если в обществе установилась система ценностей, основанная на индивидуализме, обостренном чувстве собственного достоинства и т.д., то каркасом несущей конструкции, вросшей в систему управления, является опора на индивидуальные качества, использование индивидуальных форм контроля

  Наличие соответствия не отрицает противоречий между менеджментом и менталитетом. Мусульмане оставляют работу и молятся не в момент перерыва, а когда необходимо творить намаз, чем вызывают сбой в рабочем ритме. В Турции, Иране, Афганистане, Ичкерии предпочтут при продвижении по службе не самых способных, а “единоверцев”. Противоречия возникнут, если начать осуществлять наказание на производстве без учета законов шариата, при построении системы управления без опоры на коллективизм, уважения к старшим. Африканцы, нанимаемые европейцами на работу, уходили с нее, когда это не сочеталось с их обычаями и традициями. Они искренне не понимали, почему должны работать в это время.

  Итак, «менталитет-менеджмент», их соотношение, соответствие и противоречие выступает как содержание и форма, как сущность и явление. Они находятся в неразрывной объективно обусловленной, постоянно повторяющейся взаимосвязи, которую можно квалифицировать как «закон соответствия менталитета и менеджмента». Закон этот гласит, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера соответствуют адекватные формы, виды и системы менеджмента. Соответствие между менеджментом и менталитетом обуславливает относительно устойчивую систему производства, сглаживает противоречия между управляемыми и управляющими, способствует преодолению кризисных ситуаций. Соответствие между менеджментом и менталитетом – одна из основополагающих черт равновесия социальных систем, характеризуемых отсутствием социальных конфликтов.

   Противоречие в системе «менталитет-менеджмент» является одной из причин, обуславливающих зарождение и продолжительность социально-экономических кризисов. Попытка перенесения экономических и социальных законов западных, восточных или иных обществ, к примеру, на российскую почву не может привести к результатам, которые были достигнуты там на основе их собственных цивилизаций, на основе сложившихся традиций, опыта, культуры, менталитета. Россия предоставляет экономическим проектам и идеям иные условия для реализации, как природные, так и ментальные. В.О.Ключевский отмечал: «Великорусское племя - не только известный этнографический состав, но и своеобразный экономический строй и даже особый национальный характер, и природа страны много поработала и над этим строем и над этим характером»[16]. Особенности национального характера, общественного уклада и личностных ментальностей могут и должны учитываться в системе управления. И ярким примером в этом смысле служит Россия, где переход к рынку и связанная с этим необходимость реформирования системы управления предполагает, в том числе, и приведение ее в соответствие с ментальными характеристиками населения[10].

   Рассмотрим в качестве примера реализации закона японскую и американскую модели менеджмента.

1.2. Японская модель менеджмента

 

Одной из главных причин стремительного успеха Японии за последние десятилетия, безусловно, является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера (таблица 1).

Таблица 1 - Соответствие менеджмента менталитету в Японии

Черты менталитета

Обусловленные ими особенности  управления

1

Коллективизм

Управленческие решения принимаются  коллективно на основе единогласия; коллективная ответственность, коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы

2

Бережливость

Максимальная экономия на системе  управления; имеет место установка  на экономию ресурсов; внедрение безотходных  технологий

3

Аккуратность

Высокое качество; высокая  культура управления; выборочные формы контроля; высокая исполнительность; управленческая установка на непрерывный рост качества

4

Практицизм

Формирование нестандартной системы  управления, приведение ее в соответствие с конкретными целями и задачами

5

Высокая приспособляемость к новизне

Восприимчивость к нововведениям, ориентация на быстрое их внедрение; массовая покупка  патентов и лицензий

6

Патернализм

Личные неформальные отношения с  подчиненными; продвижение по службе по старшинству и стажу работы; замедленная оценка работы и служебный  рост; определяющие качества руководителя: быть отцом коллектива, координировать  и контролировать деятельность подчиненных

7

Трудолюбие

Высокая производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жестких  управленческих решений по отношению  к персоналу 

8

Синтоизм

Обостренное чувство экологической  безопасности; использование энергосберегающих  и материалосберегающих технологий

9

Буддизм

Производство и деньги – вторично, религия, вера – цель жизни; религиозные  ценности определяют поведение на производстве

Информация о работе Влияние национальных факторов на менеджмент организации