Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:36, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение существующих форм власти и стилей руководства организацией.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы форм и баланса власти.
2.Исследовать теоретические понятия стилей, их структуры, классификации, оценки.
3.Проанализировать на практическом примере применение властных форм, стилей руководства и их оценку с целью выявления недостатков и выработки предложений по их улучшению.
Введение 3
1. Теоретические основы власти и стилей руководства 5
1.1. Понятие власти и влияния. Баланс власти 5
1.2. Стили руководства и их характеристики 13
2. Анализ практики применения власти и стилей руководства на примере ЗАО «Лысковский хлебозавод» 25
2.1. Организационно-правовая и социальная и характеристика объекта исследования 25
2.2. Оценка власти и стиля руководства 30
Заключение 37
Список использованных литературных источников 40
Проблема соотношения стилей руководства с эффективностью управленческой деятельности в современной литературе разработана не достаточно.
Важной задачей в теории стилей руководства является проблема их классификации. Обилие классификаций стиля руководства в теории свидетельствует о сложности этого социального явления. Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности, обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов.
Стили могут классифицироваться по разным критериям.
А. Критерий участия исполнителей в управлении.
Наиболее четко здесь различают три стиля:
Рис. 1 Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)
Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
- Управление через согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.
-
Управление через правила
В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
Пять типичных стилей отражены на рис. 2.
Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.
Рис. 2 Стили управления по критерию преимущественной ориентации
Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
Предпочтительность
стиля управления в зависимости
от крайних (идеализированных) ситуаций
показана в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления
Характеристики
ситуаций |
Стили управления | |
Авторитарный | Сопричастный | |
Личные качества | Пессимистическое
мировоззрение, большая крутизна, стремление
к надежности, мало собственной инициативы.
Исполнение долга. |
Оптимистическое
мировоззрение, малая крутизна, готовность
к риску, высокая собственная инициатива.
Творчество/инновации. |
Условия постановки задач | Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания, давление сроков. | Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков. |
Организационные условия | Строгая организация,
формальные структуры, централизованное распределение, единичная инстанция, вертикальная информация. |
«Рыхлая» организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение, множественные инстанции, свободная информация. |
Условия окружающей среды | Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей. | Процветание
Освобожденные ценности. |
Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность управления в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
Оценки эффективности различных стилей управления
Критерии
эффективности |
Стили управления | |
Авторитарный | Сопричастный | |
Эффективность достижения цели | Обеспечение выживания
в случае кризиса
Снижение издержек в условиях дефицита времени. Большие затраты на квалифицированного менеджера Незаинтересованность сотрудников в экономии средств. Частое отсутствие менеджера. |
Использование
рыночных шансов через заинтересованных
сотрудников.
Снижение убытков в отсутствие менеджера. Большие затраты на координацию. |
Продолжение таблицы 2
Критерии
эффективности |
Стили управления | |
Авторитарный | Сопричастный | |
Эффективность
выполнения заданий
|
Быстрые решения.
Решения, приближенные к оптимальным. Использование творческого потенциала только менеджера. Четкое распределение ролей. Зависимость от менеджера. Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников. |
Медленное решение.
Решение с пониманием дела Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников. Нечеткое распределение ролей. Независимость от менеджера Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников. |
Гуманистические факторы | Организационные
требования к резерву.
Недовольство эмансипированных сотрудников. Стихийность, потеря инициативы сотрудников |
Более высокие
требования к резерву менеджеров.
Путаница, недовольство среди верящих авторитетам. Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников. |
В результате исследования стилей руководству можно сделать следующие выводы:
Проблема эффективного управления социальной организацией связана с комплексом устойчивого сочетания форм и методов действий формального руководителя, проявляющихся в виде конкретного стиля управления.
Процесс поиска эффективного стиля управления в крупных масштабах и на систематической основе начал осуществляться в начале XX в. и продолжается в наши дни, формируя несколько направлений научных исследований: личностный, поведенческий, ситуационный и современный комплексный подходы.
Анализ результатов исследований по каждому из научных подходов к стилю управления показывает, что эффективность управленческого стиля руководителя имеет ситуационный характер и его результативность зависит от умения руководителя правильно оценить ситуацию и выбрать оптимальный характер управленческих воздействий.
Поиск новых методов выхода из глубокого экономического кризиса вызывает необходимость анализа и применения форм управления, основанных на использовании потенциала работников организации, подтвердивших свою эффективность в практике отечественного и зарубежного менеджмента.
Использование соучастного стиля управления обусловлено его положительным влиянием на эффективность деятельности организации за счет: улучшения качества трудовой жизни; идентификации работников с предприятием; укрепления эмоционального здоровья; удовлетворения и развития потребности в самореализации; роста производительности труда; снижения текучести кадров; повышения удовлетворенности трудом; изменения трудовой мотивации работников на основе роста значимости для них процесса труда и возможности оказывать влияние на его результаты.
Стиль управления руководителя является «мягкой» переменной, и его эффективность оценивается системой показателей, включающей экономические показатели конечной деятельности производственной системы, показатели функционирования внутренних процессов в организации и показатели, характеризующие социальные процессы в производственном коллективе [5, 106].