Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:36, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение существующих форм власти и стилей руководства организацией.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы форм и баланса власти.
2.Исследовать теоретические понятия стилей, их структуры, классификации, оценки.
3.Проанализировать на практическом примере применение властных форм, стилей руководства и их оценку с целью выявления недостатков и выработки предложений по их улучшению.
Введение 3
1. Теоретические основы власти и стилей руководства 5
1.1. Понятие власти и влияния. Баланс власти 5
1.2. Стили руководства и их характеристики 13
2. Анализ практики применения власти и стилей руководства на примере ЗАО «Лысковский хлебозавод» 25
2.1. Организационно-правовая и социальная и характеристика объекта исследования 25
2.2. Оценка власти и стиля руководства 30
Заключение 37
Список использованных литературных источников 40
ОГЛАВЛЕНИЕ
В процессе изменения старого механизма управления и формирования нового, совершается качественный переворот и в стиле управления. Рождаются существенно новые, непривычные ситуации, нуждающихся в неординарных и результативных методах воздействия. Ныне в руководстве организациями нужны хорошо подготовленные руководители. Все это говорит об актуальности исследования выбранной темы «Власть и стили руководства».
Исследования проблемы осуществляется в двух направлениях: теоретическом и практическом. На современном этапе существует необходимость дальнейшей теоретической разработки данной проблемы, так как ученые в области менеджмента еще не определили наиболее эффективные формы власти и стили руководства. Все разработки по их эффективному выявлению потерпели неудачу, по этому следует не останавливаться на достигнутом, по-новому подойти к этой проблеме и выявить новые модели эффективного руководства. Практический аспект изучения стилей руководства состоит в ознакомлении и описании реальной деятельности руководителя и попытке сформулировать по использованию эффективных форм власти стилей руководства.
Поэтому предметом исследования в курсовой работе являются формы власти и стилей руководства.
Объектом исследования выбрано ЗАО «Лысковский хлебозавод».
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение существующих форм власти и стилей руководства организацией.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы форм и баланса власти.
2.Исследовать
теоретические понятия стилей, их
структуры, классификации,
3.Проанализировать
на практическом примере
Методы исследования - сбор, обобщение, систематизация и анализ информации; формализованное представление.
Теоретическая и практическая материальная информационная база исследования – научные работы отечественных авторов по теме исследования, Учредительный договор, Устав предприятия, финансовая, бухгалтерская и статистическая отчетность, служебная документация предприятия.
Власть - это возможность влиять на поведение других. Понятие власти может относиться к индивиду, группе, организации.
Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
а) власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя;
б) между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
в) тот,
к кому применяется власть, имеет некоторую
свободу
действий.
Власть должна осуществляться, а не использоваться. Если подчиненный работает по правилам, то у руководителя нет необходимости применять имеющуюся у него власть.
Власть - это категория управления, определяющая взаимозависимость между участниками организационного процесса. Чем больше один человек или группа зависят от других, тем больше власть у последних. Вместе с тем эта зависимость основана на альтернативах в поведении, имеющихся у одних, и важности, придаваемой ими этим альтернативам, находящимся под контролем других. Но это не означает, что обладание властью дает возможность навязывать свою волю другим, не учитывая их интересы, желания, потребности и способности.
Таким образом, влияние и власть определяются способностями руководителя и зависят от способностей исполнителя, а также от ситуации, в которой осуществляется управление. Исходя из этого, можно утверждать, что подчиненные также обладают властью по отношению к руководителю в таких вопросах, как: получение необходимой информации для принятия решения; выполнение заданий к определенному сроку; формирование неформальных контактов в организации; взаимовлияние членов социальной группы.
Руководитель должен знать, что возможны ситуации, при которых действия менеджера могут вызвать противодействие исполнителей в виде демонстрации ими своей власти, что, безусловно, приведет к понижению эффективности труда. Поэтому руководителю целесообразно поддерживать баланс власти в организации. Власть руководителя должна быть достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства незначительности, а следовательно, сопротивления. Эффективные менеджеры не будут проявлять свою власть в приказной форме, а будут обеспечивать исполнителей средствами и условиями для достижения групповых целей, учитывая их уровень компетентности.
Власть может принимать разные формы. Мы разделяем мнение Дж. Френча и Б. Рэйвена, которые предлагают следующие формы власти:
1.Законная
власть предоставляется индивиду в
рамках его
официальной должности в организации.
При этом исполнитель
воспринимает как должное то, что руководитель
имеет право отдавать приказания. Поэтому
законную власть часто называют
традиционной властью. Традиционная власть
является основой
бесперебойного функционирования организации
и формирует
готовность подчиненных по традиции признавать
авторитет - за
конную власть руководителя. При этом
сотрудники получают
ощущение чувства принадлежности к социальной
группе.
Любая
должность в организации
2.Экспертная
власть основана на признании окружающими
наличия у индивида недоступных им специальных
знаний. Сегодня, когда производственная
и хозяйственная жизнь чрезвычайно усложнилась,
такая власть приобретает все большее
распространение, так как активизирует
использование руководителем своего образования,
опыта, таланта, усилий и навыков. Однако
экспертная власть не связана жестко с
определенной должностью. Иногда при решении
конкретных проблем становится очевидным,
что кто-то из членов группы обладает большим
объемом знаний, поэтому для решения проблем
управление может перейти к этому сотруднику.
Таким образом, данная формула власти
позволяет временно изменять баланс власти
в сторону ее увеличения у подчиненного.
3.Власть, основанная на принуждении, заключается в том, что исполнитель выполняет указания под страхом наказания, которое может принимать различные формы: выговор, понижение в должности, увольнение, физическое насилие, сверхжесткий контроль, штрафы и др. Этот вид власти не является достаточно эффективным, так как ограничивает инициативу, творчество, самостоятельность подчиненных. Организации, где страх используется очень часто, возможно, не смогут долго существовать в условиях частного предпринимательства.
По словам современного специалиста в области организационного поведения Ф. Лутанса, «хотя принуждение и может привести к временной покорности подчиненного, оно производит нежелательные побочные эффекты - скованность, страх, месть и отчуждение. Это в свою очередь может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров» [14, 68].
4.Власть, основанная на вознаграждении, проявляется в тех случаях, когда исполнитель уверен, что влияющий может оценить его действия и отметить определенным вознаграждением (увеличение заработной платы, повышение в должности, социальные выплаты и др.), и поэтому выполняет его просьбы или указания. Это наиболее распространенная форма власти, которая достаточно эффективна и используется для подкрепления права на власть. Сила этой власти может быть ослаблена невыполнением обещаний руководителем или поощрением подчиненных, не заслуживших его. Недостатком власти, основанной на вознаграждении, является ее ограниченное воздействие, определяемое оценкой ценности вознаграждения подчиненными.
История и современность демонстрируют большое количество примеров, когда власть, основанная на вознаграждении, может использоваться вопреки нравственным ценностям человечества, о чем свидетельствует приведенный пример.
5.Эталонная (референтная) власть связана с личными качествами или способностями влияющего, которые воспринимаются исполнителями как привлекательные и представляются им примером для подражания. В противоположность безличному влиянию традиции референтное влияние — целиком личное, поэтому его называют харизмой. Желание сотрудников быть похожими на такого руководителя наделяет последнего определенной дополнительной властью над ними.
Преимущество этой формы власти широко используют рекламодатели, когда привлекают политиков, звезд кино, эстрады, спортсменов для рекламы. Или же создают образ, который нравится определенным группам населения. Покупатели идентифицируют себя с этими образами, наделяя их властью советовать, что именно покупать, и следуют их советам.
Анализ исследований К. Хэйлса, предложившего модель, включающую выделение личных и институциональных источников власти, позволяет выявить еще две формы власти в организации.
Кроме базовых форм власти исследователи выделяют и другие виды влияния руководителя. Так, О. С. Виханский и А. И.Наумов характеризуют власть связей, власть принятия решений, а также анализируют в качестве источников влияния потребность во власти и наличие права на власть.
Кроме того, в теории менеджмента рассматривают такие формы власти, как влияние через убеждение и влияние посредством участия, которые анализируют современные специалисты по управлению Д. Бодди, Р. Пэйтон, В. Веснин, М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури [11, 154].
Влияние через убеждение осуществляется на основе эффективной передачи точки зрения влияющего непосредственно исполнителю. Убеждение влияет тем, что потенциальный исполнитель сознательно делает то, что предлагает руководитель, соглашаясь с его аргументами, одновременно удовлетворяя собственную потребность.
Если руководитель службы маркетинга хочет реорганизовать отдел сбыта, было бы разумно, если бы он признавал, что сотрудники этого отдела способны противостоять изменениям так, что это существенно повлияет на выпуск продукции. При этом, несмотря на то, что руководитель может обладать полномочиями для внедрения новой организационной структуры без совещания с подчиненными, правильней и практичней было бы устроить собрание, выслушать все мнения и объяснить, почему перемены желательны. Добиваясь согласия и понимания подчиненных, руководитель не только убеждает их в правильности своих предложений, но и оказывает сильное воздействие на потребность исполнителей в уважении. Если исполнитель в свою очередь испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния руководителя, использующего власть убеждения, значительно возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность сотрудника, а последний ощущает, что к нему переходит доля власти руководителя.
При использовании власти убеждения руководитель должен иметь авторитет и высокую степень доверия со стороны исполнителей. Недостатком этой формы власти является медленное воздействие и неопределенность. Кроме того, убеждение - это одноразовый процесс, который постоянно приходится начинать сначала с каждой новой задачей.
Влияние посредством участия работников в решении проблем основывается на свободном обмене информацией между руководителем и исполнителем. При этом отсутствует процесс убеждения сотрудников руководителем, так как подчиненные готовы работать и принимать участие в процессе принятия решений. В основе такого рода власти лежит потребность людей в самовыражении, успехе, достижении цели, компетентности. Поэтому этот подход эффективен в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами.