Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:04, курсовая работа
Цель работы – изучить принципы управления трудовыми ресурсами на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– изучить трудовые ресурсы как категорию человеческого фактора производства;
– рассмотреть особенности управление персоналом как компонент общего процесса управления;
– ознакомиться с ролью человеческих ресурсов в экономических процессах и системе управления;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК КАТЕГОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 Сущность трудовых ресурсов 5
1.2 Состав и характеристики трудовых ресурсов 6
1.3 Человеческий капитал как качественный аспект человеческих ресурсов 7
2 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 10
2.1 Управление персоналом как компонент общего процесса управления 10
2.2 Роль человеческих ресурсов в экономических процессах и системе управления 18
2.3 Специфика управления трудовыми ресурсами крупных компаний 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
В
хозяйственной деятельности при
принятии решений все многообразие
неэкономических переменных (геоэкономических,
экологических, социальных, биологических,
исторических, культурных, психологических
и т.д.) предприниматель учесть не в состоянии.
Здесь нужна новая сила, а именно всесторонние
знания, начиная от знания особенностей
своего предприятия, региона и страны
и кончая знанием тенденций развития мировой
экономической системы. Для того чтобы
ускорять темп экономического роста, необходимо
повышать производительность труда, уровень
образования и профессиональной подготовки
рабочей силы. Все это не возможно без
грамотно организованной системы мотивации
на предприятии.
2.3
Специфика управления трудовыми ресурсами
крупных компаний
Построение
системы управления персоналом в
организации – важный и сложный
процесс. При ее формировании необходимо
учитывать особенности
В литературе и на практике не существует четкого определения, какие компании можно назвать крупными. Для идентификации крупных компаний в России используем наиболее очевидные критерии:
Это
универсальные критерии, особенно для
российского рынка сегодня. На Западе
очень часто в качестве основного
критерия применяют понятия «
Дополнительными
критериями для определения размера
компании могут быть позиции в
своей отрасли и развитая география
ведения бизнеса. Последний критерий
служит основным для выделения
Поскольку в нашей стране еще не появилось транснациональных корпораций в том же значении, в каком этот термин используется на Западе, то уместно говорить о первых двух, названных выше, критериях как исходной точке отсчета размеров компаний [9, С.30-35].
Однако,
если учитывать критерии оборота
и численности персонала как
базовые для выделения крупных
компаний в России, то получится
очень широкая выборка, в рамках
которой также можно выделить
подгруппы, например подгруппу крупнейших,
таких как «Газпром» или «
Для выбранной группы компаний выделим несколько особенностей, которые отличают их от средних и небольших компаний.
1. Цели и стратегия.
Отличительные черты – долгосрочность, высокая степень самостоятельности и ориентация на лучшие технологии как основа для конкуренции на рынке.
2. Сложная система управления.
Большое количество управленческих звеньев, разнородность бизнеса, факторы корпоративного управления, особенно в публичных компаниях.
3. Формализация и бюрократизация всех процессов.
Приоритетный
характер структуры перед человеком.
Особые требования к порядку и
преемственности опыта в связи
с большим количеством
4. Ресурсы и возможности.
Могут быть собственными или заемными, в любом случае больше возможностей для инвестиций и развития.
5. Репутация.
Большие ресурсы, но и большая ответственность. Повышенные репутационные риски. Репутация является одним из важнейших элементов успеха организации.
6.
Широкая география
Большое количество товаров и услуг требует поиска новых рынков за границами региона производства, выстраивания логистики и поставок.
7. Устойчивость.
Меньшая зависимость от краткосрочных колебаний рынка.
8.
Уровень ответственности и
Большой
вклад и большая
9. Корпоративная культура.
Сильная культура как основа сплочения большого количества своих сотрудников и элемент конкуренции на рынке.
10.
Повышенные требования к
Прямая
конкуренция с западными
Основываясь
на том, что крупные компании имеют
свои отличительные черты, можно
утверждать, что для них существует
определенная специфика построения
системы и подсистем
1.
Необходимость долгосрочного
По
сравнению с небольшими организациями
крупные компании, с одной стороны,
отличаются высокой стабильностью
и самостоятельностью, которые позволяют
им планировать на перспективу, с
другой стороны, определенная зависимость
общества от результатов работы крупных
компаний просто требует наличия
долгосрочных планов компании. В России
к этому прибавляется постоянный
рост конкуренции с мировыми гигантами
и сложная демографическая
2.
Появление новых функций
Например,
маркетинг персонала, внутренние коммуникации
или взаимодействие с профсоюзами.
В небольших компаниях такая
потребность отсутствует вовсе
или крайне незначительна. Например,
взаимодействие с профсоюзами и
такой важный документ для крупных
компаний, как коллективный договор,
существуют, как правило, в промышленных
организациях с численностью персонала
в несколько тысяч человек. Другой
пример – это внутренние коммуникации.
Для крупных компаний они приобретают
особое значение. Выделяются отдельные
специалисты или целые
3.
Унификация и формализация
Необходимость
использования одинаковых принципов
и методов управления персоналом
в разных дивизионах и регионах,
а также требований преемственности
знаний требует высокого уровня унификации
и формализации всех процедур. В
связи с этим крайне важна регламентация
всех процессов УП. Как правило, в
рамках корпоративного центра создаются
общая политика и методология, а
также типовые регламенты по основным
кадровым процессам. Затем на уровне
региональных подразделений на основе
типовых регламентов
4.
Высокая социальная
Масштаб
деятельности компании прямо влияет
на масштаб ее воздействия на общество.
Это выражается в нескольких плоскостях
– экономической (бюджетные отчисления),
политической (например, все сотрудники
– потенциальный электорат на
выборах в государственные
5.
Сильная, но гибкая
С одной стороны, организация должна уметь ассимилировать разнородные культуры отдельных региональных предприятий или иностранных офисов на единых принципах. С другой стороны, важно при построении и развитии собственной культуры не войти в противоречие с существующими культурами, так как культурные различия, особенно национальные, могут быть очень серьезными. Другим примером особой значимости организационной культуры для крупных компаний может служить тот факт, что чем больше сотрудников в организации, тем больше культурных различий, и на практике в таких условиях трудно управлять, например, чисто авторитарными методами [8, С.38-41]. Крайне важными становятся другие факторы объединения и управления людьми, один из которых – сильная, но комфортная корпоративная культура, повышающая лояльность сотрудников к организации и эффективность общего управления. Роль служб по управлению персоналом в данном процессе существенна и постоянно возрастает.
6.
Роль и требования к
Руководитель кадрового департамента становится стратегическим партнером, а не просто рекрутером или делопроизводителем. Численность кадрового департамента может достигать сотни человек в разных регионах, растет разделение труда между функциональными специалистами, уровень ответственности предъявляет повышенные требования к качествам кадровых сотрудников. Для директоров по управлению персоналом, которые входят в высшие органы управления организацией, критерием успеха становится не только знание методологии управления персоналом, но и владение основами экономики и знание производственных особенностей бизнеса компании. Для рядовых кадровых специалистов, наоборот, важнейшим фактором успеха становится разделение труда и доскональное знание своей функциональной области, например методов развития персонала или системы компенсаций и льгот [6, С.4]. Другим отличием сотрудников кадровых служб крупных компаний является их высокая стоимость на рынке труда, связанная с большим дефицитом квалифицированных специалистов (Россия). Поэтому особенно остро встает вопрос не только профессионального развития кадровых специалистов, но и их удержания в компании.