Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение разработки стратегии ценообразования на предприятии.
В процессе работы использовался опыт отечественных экономистов
В результате исследования исследованы теоретические основы разработки стратегии ценообразования на предприятии, дана оценка разработки стратегии ценообразования на предприятии на примере ОАО "Сбербанк России", предложены пути совершенствования разработки стратегии ценообразования на предприятии
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты управления стратегическими изменениями на предприятии 5
1.1 Понятие, сущность, типы и основные аспекты стратегических изменений на предприятии 5
1.2 Управление процессом реализации стратегических изменений 9
1.3 Зарубежный опыт управления стратегическими изменениями 14
Глава 2. Управление стратегическими изменениями в ОАО – "Сбербанк России" 19
2.1 Анализ предпосылок изменений в организации 19
2.2 Оценка внешней среды организации 26
2.3 Анализ организационного механизма управления стратегическими изменениями 30
Глава 3. Совершенствование управления стратегическими изменениями в ОАО "Сбербанк России" 39
3.1 Совершенствование процесса управления изменениями 39
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационного механизма управления стратегическими изменениями 40
Заключение 43
Список использованных источников 46
Таким образом, качество кредитного портфеля Сбербанка начало улучшаться; расходы на создание резервов в сравнении с предыдущим годом существенно сократились (-78%), что стало основным фактором роста прибыли Сбербанка.
За последние годы Сбербанком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:
- значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;
- масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей (доступные размер и дюрация операций, доступ к ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);
- бренд и репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;
- коллектив Банка и значительный накопленный опыт. Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.
Вместе с тем, актуальными остаются следующие проблемы организации:
Низкий уровень производительности труда.
Низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда.
Недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками.
Низкий уровень корпоративной культуры Банка.
Устранение перечисленных проблем носит поэтапный характер с определением конечных стратегических целей. К числу последних относятся:
1) Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
2) Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
3) Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
4) Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.
Прогнозируется, что успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Сбербанка в число лидирующих финансовых институтов мира.
Достижение обозначенных целей планируется осуществить с помощью:
- стратегического плана;
- управления маркетингом;
- реализации стратегии развития Сбербанка.
Стратегический план создается для того, чтобы помочь организации использовать в своих интересах имеющиеся возможности и преимущества. Это процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка – с другой.
Стратегический план включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: миссия, стратегические цели и задачи, SWOT-анализ, анализ бизнес-портфеля, целей и стратегий.
Миссия ОАО "Сбербанк России" - давать людям уверенность и надежность; делать их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты; строительство одной из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников. Миссия Сбербанка подчеркивает важнейшую роль Банка в экономике России и его особую социальную роль в обществе - поддержание в нем уверенности, надежности и стабильности. Миссия Сбербанка однозначно определяет, что его клиенты, их потребности, мечты и цели - есть основа всей деятельности банка как организации. Миссия устанавливает амбициозную цель - стать одной из лучших финансовых компаний мира. Она также подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники и насколько реализация его целей невозможна без реализации личных и профессиональных целей людей, работающих в нем.
Стратегические цели в ОАО «Сбербанк России» планируется осуществить в срок до 2014 года по следующим направлениям:
1) Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Банка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества Банка. С практической точки зрения, для того чтобы ориентация на клиента не осталась лозунгом, Банк существенным образом изменит очень многие элементы своей работы, начиная от логики продуктового предложения и создания внутри банка выделенной вертикали продаж и обслуживания в рознице и заканчивая новой моделью клиентской работы в корпоративном блоке и изменением процессов и процедур в бэк- и мидл-офисе.
2/ Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков. Построение промышленных систем и процессов во многих случаях подразумевает консолидацию или централизацию функций как инструмента повышения управляемости и снижения затрат, а также пересмотр многих основных процессов, большую формализацию методик работы (например, оценку рисков) и построение современных систем электронного документооборота, способных работать в масштабах всего Банка. Это также потребует существенного развития информационных систем. В результате используемые системы не только смогут «справляться» с масштабом операций Банка, но и позволят Банку сделать масштаб своих операций важнейшим источником формирования конкурентных преимуществ. Наиболее очевидные проявления этих изменений связаны с планами консолидации бэк- и мидл-офисных функций, а также с построением новых систем управления кредитными рисками. Однако эти изменения также весьма значимо затронут и бизнес-подразделения банка, в частности в контексте построения систем управления взаимоотношениями с клиентами и поддержки клиентской работы в корпоративном и розничном бизнесе.
3) «Индустриализация» позволит повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Руководство Банка глубоко убеждено, что этого недостаточно для выполнения стратегических целей и миссии Банка. Важнейшим элементом стратегии развития Банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой Банк, - сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями. Для достижения этого третьим направлением изменений станет формализация Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком. Разрабатываемый на базе технологий Lean2, этот подход предполагает интегрированную работу по оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям «снизу вверх», создание в Банке систематической способности к обновлению и самосовершенствованию, а также изменение менталитета и ценностных установок сотрудников.
4 ) Осознавая важность и приоритет российского рынка банковских услуг для развития бизнеса, Банк ставит перед собой задачу стать значимым участником мировой финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений. При этом Банк понимает, что развитие его международного присутствия и повышение его значимости (не только с точки зрения размера, но и степени участия в мировом финансовом секторе) будет достаточно медленным и постепенным процессом. Это еще больше подчеркивает необходимость того, чтобы первые шаги на пути превращения Сбербанка из крупного национального в международный банк делались уже сейчас.
В ОАО "Сбербанк России" применяется организационно централизованное планирование, которое осуществляется «сверху вниз» (рисунок 3).
Высшее руководство организации (разработка) | |||
Миссия | Цели | Корпоративная стратегия | Функциональные стратегии |
Директивы
Плановый отдел (разработка) | ||
Долгосрочный план | Среднесрочный план | Краткосрочный план |
Директивы
Подразделения организации |
Рис.3- Схема планирования
При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и основные направления развития организации и проводится разработка механизма их реализации. Затем эти цели, задачи и показатели во все более детализированной конкретной форме по мере продвижения на более низкие уровни структуры управления организаций включаются в планы структурных подразделений. Это уже технологическое планирование, которое устанавливает пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством организации.
При планировании «сверху вниз» базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые моменты формируются на уровне организации в целом и служат для оперативных подразделений руководящей линией, а последние составляют так называемые тактические планы. В этом случае плановый отдел мощнее и играет более важную роль, а оперативные подразделения обладают меньшими правами в формировании плановой политики.
Контроль за достижением поставленных целей осуществляется в ходе анализа ежеквартальных и годовых отчетов по плановым показателям, которые готовят структурные подразделения Сбербанка в разрезе отдельных направлений деятельности банка.
Глава 3. Совершенствование управления стратегическими изменениями в ОАО "Сбербанк России"
Выполнение миссии Банка и реализация сценария «модернизации», выбранная менеджерами ОАО "Сбербанк России" требует существенной перестройки модели ведения бизнеса, формирования качественно новой технологической базы, кардинальное изменения менталитета сотрудников и внедрения новых управленческих и мотивационных механизмов, в частности совершенствования операционной модели управления.
Работа по совершенствованию операционной модели нацелена на рост производительности труда и экономической эффективности работы Банка, повышение качества обслуживания и степени удовлетворенности клиентов. Основной задачей в этой области является построение таких систем и процессов, которые бы не только «справлялись» с масштабом деятельности Банка, но и стали бы важнейшим источником формирования его новых уникальных конкурентных преимуществ.
Информация о работе Управление стратегическими изменениями на предприятии