Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа
В современных условиях большое значение имеют вопросы повышения эффективности управления социально-экономическим развитием на уровне муниципальных образований, так как основная часть жизнедеятельности населения происходит в них. Местное самоуправление является конкретной и непосредственной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на относительно локальной территории. Сущность местного самоуправления как субъекта организации саморазвития состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах.
Введение............................................................................................................................................3
1.Конституционно-правовые основы местного самоуправления............................................5
Полномочия органов местного самоуправления в управлении социально-экономическим развитием муниципального образования..................................................................5
Финансово-экономические основы муниципального управления...................................7
Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования..............................................................................................................................................9
2. Анализ управления социально – экономическим развитием МО ГО «Долинский район».....................................................................................................................................................12
2.1 Краткая характеристика МО ГО «Долинский район».....................................................12
2.2 Анализ социально-экономического развития МО ГО «Долинский район»..................14
2.3 Прогноз социально – экономического развития МО ГО «Долинский район»..............28
3. Перспективы и пути совершенствования социально-экономического развития и управления муниципальным образованием на примере МО ГО «Долинский район»...................30
Заключение.....................................................................................................................................35
Список литературы........................................................................................................................37
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации, не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законодательством), но самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти. Органы местного самоуправления находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти — народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности5.
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.
Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:
а) муниципальное имущество;
б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
в) имущество, находящееся в государственной собственности и преданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, а вторая часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальную казну муниципального образования.
Финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают:
а) средства местного бюджета
б) муниципальные внебюджетные средства
в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий
г) средства, заимствованные на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты)
Самостоятельность местных бюджетов муниципальных образований обеспечивается, во-первых, тем, что они утверждаются и исполняются соответственно представительными и исполнительными органами местного самоуправления, во-вторых, наличием собственных источников доходов, в-третьих, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств. Тем не менее, местные бюджеты не автономны и являются звеном консолидированных бюджетов субъектов РФ. В этом смысле они сопоставляют часть бюджетной системы РФ6.
Следует рассмотреть более подробно отдельные виды доходов местных бюджетов в условиях действия закона о местном самоуправлении 2003 г. Органы местного самоуправления обладают возможностью проводить определенную политику на территории муниципального образования, реализуя ее через земельный налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но влияние на местное социально-экономическое развитие посредством только двух названных налогов недостаточно. К ним следовало бы добавить налоги на малый и средний бизнес, являющийся одной из важнейших основ местного самоуправления в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ установлены фиксированные нормативы зачисления в местные бюджеты доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами ( с разбивкой по категориям муниципальных образований):
1.3 Механизм
управления социально-
Реформа местного самоуправления наделила
местное сообщество значительной долей
независимости в финансово-
Как самостоятельный субъект
Б.Б. Педанов определяет социально-экономическое
развитие муниципального образования
как управляемый процесс
Соответственно, сущность управления социально-экономическим развитием муниципальных образований состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования и социально-экономические процессы, обеспечивающие рост качества жизни граждан на основе эффективного использования потенциала территории и гармонизации интересов государства, населения, экономических субъектов и отдельной личности.
Основными субъектами управления социально-экономическим
развитием муниципальных
Субъекты управления социально-экономическим развитием должны отслеживать динамику изменений в различных сферах, осуществлять прогнозирование и выявлять тенденции для своевременного принятия решений по предотвращению депрессивных процессов в социальной, экономической и экологической сферах. Привлечение населения и хозяйствующих субъектов органами власти к совместному обсуждению и решению вопросов местного значения создает условия для формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Совершенствование механизма управления должно быть направлено на устранение экономических диспропорций между муниципальными образованиями. Для каждого типа муниципального образования необходимо разрабатывать свою стратегию социально-экономического развития. Существующие социально-экономические отношения в муниципальных образованиях не направлены на объединение и координирование усилий членов местного сообщества. Разнополярность интересов и несогласованность действий многочисленных общественных институтов приводят к нарушению взаимосвязей между различными хозяйствующими субъектами. Социально-экономические отношения не имеют достаточно устойчивых, общепризнанных и предсказуемых норм поведения, регулируются индивидуальными решениями, которые часто противоречат интересам населения муниципального образования. Эффективное объединение усилий и имеющихся ресурсов заинтересованных сторон (власти, бизнеса, населения) для решения местных проблем требует формирования и развития корпоративных социально-экономических отношений. Используемые на практике отдельные элементы корпоративного управления требуют обобщения и систематизации опыта, разработки модели и стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. В этой связи целесообразна разработка системы стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Она включает в себя:
2. Анализ управления социально – экономическим развитием МО ГО «Долинский район»
2.1. Краткая характеристика муниципального образования МО ГО «Долинский район»
Долинский
район в современных границах образован
5 июня 1946 года. Располагаясь в юго-восточной
части острова, он имеет площадь в 244,6 кв.
километров.
Первые люди на территории Долинского района появились еще в эпоху древнего каменного века — палеолита. Например, возраст древних жилищ, открытых сахалинским археологом В. Голубевым вблизи поселка Сокол, достигает 16 тысяч лет.
Городской округ «Долинский» - муниципальное образование в составе Сахалинской области Российской Федерации, население и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области.
Муниципальное образование городской округ «Долинский» является правопреемником муниципального образования Долинский район.
Границы территории городского округа и их картографическое описание установлены Законом Сахалинской области от 21.07.2004 № 524 «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области».
На севере муниципальное образование городской округ «Долинский» граничит с муниципальным образованием «Макаровский городской округ», на западе - с муниципальным образованием «Томаринский городской округ» и муниципальным образованием «Холмский городской округ», на юге - с муниципальным образованием городской округ "Город Южно-Сахалинск" и муниципальным образованием городской округ "Корсаковский"; на востоке границей служит побережье Охотского моря.
Официальное наименование - муниципальное образование городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации. Допускается употребление в качестве наименования - «городской округ «Долинский»», «МО ГО «Долинский»». Историческая справка и полная информация о городском округе «Долинский» приводится в Паспорте городского округа.
Территорию городского округа составляют исторически сложившиеся земли входящих в городское поселение населенных пунктов - города Долинска и сёл: Арсентьевка, Быков, Взморье, Октябрьское, Покровка, Ручьи, Сокол, Советское, Сосновка, Стародубское, Углезаводск, Фирсово, а также прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения городского округа, рекреационные земли, земли для развития города, независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ городского округа.
Городской округ в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами имеет отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции официальные символы, утверждаемые Собранием городского округа и подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Порядок использования официальных символов устанавливается нормативным правовым актом Собрания городского округа
День города Долинска, основанного в 1884 году, отмечается в первое воскресенье сентября.
По-своему удивительна и прекрасна природа МО ГО «Долинский район». На ее территории раскинулись три величественных горных хребта: Сусунайский, Долинский и Шренка. Самой высокой их вершиной является гора Рудановского (924 метра), где начинается и самая протяженная река Наиба, несущая свои воды по руслу общей длиной в 119 километров.