Управление рисками на уровне предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение рисков предприятия и методы управления ими.
Исходя из цели работы, сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретический вопрос, связанный с дисциплиной.
2. Рассмотреть и выработать стратегические и тактические цели развития предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3-4
Глава I. Управление рисками на предприятии
1.1. Сущность и виды предпринимательского риска ………………5-10
1.2. Управление рисками и способы их оценки …………………...11-14
1.3. Методы управления рисками …………………………………..15-23
Глава II. Разработка стратегии управления рисками компании "Дельфин"
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………..24
2.2. Финансово-экономические показатели ……………………………..26
2.3. Разработка стратегии управления рисками ………….....………....27
Заключение………………………………………………………………………………….31
Библиографический список ………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Передача рисков путем заключения биржевых сделок. Этот метод передачи риска осуществляется путем хеджирования.

Биржевые сделки снижают риск снабжения в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок. Минимизация рисков снабжения в данном случае также осуществляется за счет передачи риска путем:

приобретения опционов на закупку товаров и услуг, цена на которые в будущем увеличится;

заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.

Контракты продажи, обслуживания, снабжения. Договоры, связанные с распространением товаров и услуг, также предоставляют предприятию широкие возможности по снижению риска путем их передачи. Производитель или дистрибьютор обычно предлагает потребителю гарантию устранения дефектов либо замены недоброкачественного товара или недоброкачественно выполненной услуги. При этом потребитель, покупая товар или услугу, передает риски, связанные с его эксплуатацией, производителю или дистрибьютору на период гарантии.

Возможно также соглашение между оптовым торговцем и производителем или между розничным и оптовым торговцами о возврате части непроданных товаров. В данном случае речь идет о передаче рыночного риска.

К этой же группе контрактов относятся:

        соглашение о снабжении товаром на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе;

        аренда оборудования с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта;

        гарантия поддержания производительности (определенных технических характеристик) используемого оборудования;

        договоры на сервисное обслуживание техники.

В целом же передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи конкретных (или всех) предпринимательских рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхования ответственности.

Еще одним способом минимизации или нейтрализации рисков является распределение риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физических лиц. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.

Таким образом, под объединением предпринимательского риска понимается метод снижения риска, при котором риск делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предпринимательских организаций могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки от ее реализации. Как правило, поиски партнеров проводятся среди тех предприятий, которые располагают дополнительными финансовыми ресурсами, а также информацией о состоянии и особенностях рынка.

Одним из эффективных способов нейтрализации рисков является диверсификация. В качестве основных форм диверсификации предпринимательских рисков предприятием могут быть использованы следующие основные виды диверсификации:

1) Диверсификация предпринимательской деятельности предприятия, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, не посредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности окажется убыточным, другие будут приносить прибыль.

2) Диверсификация портфеля ценных бумаг. Данный вид диверсификации позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.

3) Диверсификация программы реального инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов, относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта.

4) Диверсификация кредитного портфеля, которая направлена на снижение кредитного риска предприятия и предусматривает разнообразие покупателей продукции или услуг предпринимательской организации.

5) Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. В случае сбоя в поставках предпринимательской фирме не придется искать альтернативных поставщиков, а можно будет увеличить объемы закупок у других поставщиков.

6) Диверсификация покупателей продукции.

7) Диверсификация валютной корзины предприятия. Данный вид диверсификации предусматривает выбор нескольких различных видов валют в процессе осуществления предприятием внешнеэкономических операций. В результате использования этого вида диверсификации предпринимательская организация имеет возможность минимизировать валютные риски.

Существуют еще так называемые упреждающие методы нейтрализации предпринимательских рисков. Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К методам компенсации относятся:

        стратегическое планирование деятельности предпринимательской организации;

        обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций;

        сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;

        совершенствование управления оборотными средствами предприятия;

        сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;

        прогнозирование тенденций изменения внешней предпринимательской среды и конъюнктуры рынка.

Следующий метод минимизации риска – это страхование. Страхование хозяйственных рисков представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Следует отметить, что данный метод минимизации) риска имеет ряд ограничений:

1) Слишком высокая цена (иногда премия), запрашиваемая страховщиком за принятие на себя риска. Нередко она превышает ту цену, которую принципиальный страхователь полагает разумной за передачу данного риска;

2) Ограниченная доступность страхования – некоторые риски не принимаются к страхованию. Так, если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не берутся страховать данный вид риска, либо назначают непомерно высокие платежи.

Цена и доступность страхования прямо связаны между собой, так как страхователь принимает на себя тот риск, потери от которого он может оценить.

Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т.е. определена вероятность убытка. Отметим, что с помощью страхования можно минимизировать практически все имущественные, а также многие кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров, - задержка платежей, неоплата продукции и т.п.

В данном работе были рассмотрены основные пути нейтрализации предпринимательских рисков. Применение отдельных из них в деятельности конкретной предпринимательской организации зависит от опыта и возможностей, которыми она обладает для получения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность способов. Перечисленные способы могут быть существенно дополнены с учетом специфики деятельности отдельных предприятий и конкретного состава портфеля их предпринимательских рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Разработка стратегии управления рисками компании "Дельфин"

2.1. Краткая характеристика предприятия

ООО "Турфирма "Дельфин"- один из крупнейших операторов на Российском рынке по внутреннему туризму, работает на рынке туристических услуг с 1993 года. С «Дельфином» работает более 6000 турагентств в 500 городах России.

Основными видами деятельности являются:

        Организация внутреннего туризма;

        Организация делового, рекреационного, познавательного и событийного туризма;

        Организация детского и молодежного группового отдыха в России;

        Комплексное обслуживание корпоративных клиентов;

        Организация спортивно-оздоровительных и развлекательных мероприятий;

        Осуществление транспортных перевозок;

        Оказание различных бытовых услуг;

        Осуществление посреднической деятельности.

Численность сотрудников – 37 человек.

Лицензия на туроператорскую деятельность ТД 0012009  от 03/04/2002 г, лицензия на турагентскую деятельность  ТД 0012010  от 03/04/2002 г,  сертификат соответствия № РОСС RU У141 М 00439, реестровый номер -               МВТ 002441.

Юридический адрес: г. Москва, Зеленоград, корп. 601А, 2 этаж

Фактический адрес: г. Москва Бумажный проезд, дом 14, строение 2, офис 507.

Телефон: (495) 661-03-16, 661-03-17

Факс: (495) 223-70-04

Официальный сайт: http://www.delfin.ru

  Миссия: обеспечение высокого уровня качества оказываемых клиентам услуг, приносящих прибыль, в комфортных условиях работы для сотрудников.

Стратегические цели:

        Ежегодное увеличение годовой выручки от реализации услуг на 20% ( на период с 2011 г. до 2016 г.)

        Увеличить долю объема реализации услуг корпоративным клиентам на 20 % на период с 2011 г. до 2014 г.

        Открытие нового направления – организация туров в страны СНГ с 2011 г. до 2014 г.

        Увеличить долю объема реализации услуг индивидуальным клиентам на 25 % на период с 2011 г. до 2016 г

        Открыть шесть новых филиалов в регионах России (Сочи, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Калининград, Волгоград)  с 2011 г. до 2014 г.

Тактические цели:

        Увеличить объем реализации услуг за 2011 г. на 15%  по сравнению с данными за 2010 г.

        Открыть два новых филиала в Сочи и Екатеринбурге к 1 октября 2011 г.

        Увеличить долю объема реализации услуг индивидуальным клиентам на 10% за первый и второй квартал 2011 г. по сравнению с данными за 2010г.

На данный момент в основе деятельности фирмы лежит стратегия    минимизации издержек. По отношению к прямым отраслевым конкурентам организация, имеющая минимальные издержки, при прочих равных условиях обеспечивает более высокую рентабельность продаж. По отношению к покупателям эта организация имеет сильные позиции, так как на рынке внутреннего туризма мало кто, кроме нее, может предложить более низкие цены в долгосрочном периоде.

2.2. Финансово-экономические показатели

                                                                                                                                   Таблица №1

Наименование показателя

Единицы измерения

Величина показателя

Отклонение

2009

2010

Абсолютное

Тр

1

Объем продаж

тыс.руб

96018

99528

3510

100,4%

2

Численность работников

Чел

39

37

-2

94,9%

3

Производительность труда

тыс.руб.

2462

2690

228

109,3%

4

ФЗП персонала

тыс.руб.

17550

16724

-826

95,3%

5

Среднегодовая ЗП 1работника

тыс.руб

450

452

2

100,4%

6

Затраты на 1руб. реализации

Коп.

86,2

85,8

-0,4

99,5%

7

Прибыль от реализации услуг

тыс.руб

13298

14178

880

106,6%

8

Себестоимость услуг

тыс.руб.

82720

85350

2630

103,2%

9

Рентабельность продаж

%

13,8

14,3

0,5

-

10

Рентабельность деятельности

%

16,1

16,6

0,5

-

Информация о работе Управление рисками на уровне предприятия