Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение рисков предприятия и методы управления ими.
Исходя из цели работы, сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретический вопрос, связанный с дисциплиной.
2. Рассмотреть и выработать стратегические и тактические цели развития предприятия.
Введение……………………………………………………………………… 3-4
Глава I. Управление рисками на предприятии
1.1. Сущность и виды предпринимательского риска ………………5-10
1.2. Управление рисками и способы их оценки …………………...11-14
1.3. Методы управления рисками …………………………………..15-23
Глава II. Разработка стратегии управления рисками компании "Дельфин"
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………..24
2.2. Финансово-экономические показатели ……………………………..26
2.3. Разработка стратегии управления рисками ………….....………....27
Заключение………………………………………………………………………………….31
Библиографический список ………………
Анализ основных финансово-экономических показателей показывает, что за отчетный период выручка от реализации турфирмы «Дельфин» увеличилась на 0,4% или на 3,5 млн.руб., составив в 2010г. 99,5 млн.руб, благодаря улучшения качества обслуживания и расширения агентской сети. При этом численность сотрудников снизилась на 2 человека, но при этом производительность труда возросла на 9,3% или на 228 тыс.руб., составив в 2010г. 2,7 млн.руб., это связано с более широким использованием онлайн бронирования. Среднегодовая заработная плата одного работника увеличилась на 0,4%, составив в 2010г. 452 тыс.руб. Себестоимость услуг возрасла на 3,2% или на 2,6млн.руб., составив в 2010г. 85 млн.руб. Фонд заработной платы работника сократился на 4,7% или на 0,8 млн.руб из-за уменьшения численности сотрудников, составив в 2010 году 16,7 млн.руб. В связи с увеличением объема продаж и за счет снижения затрат на 1 руб. реализации на 0,4% или 0,4 коп. прибыль возрасла на 6,6% или на 0,88 млн.руб., составив в 2010г. 14 млн.руб. Показатель рентабельности продаж возрос на 0,5 процента, составил в 2010г. 14,3%. Показатель рентабельности деятельности увеличился на 0,5% и составил в 2010г. 16,6%.
2.3. Разработка стратегии управления рисками компании "Дельфин"
Управление рисками на предприятии не может быть совокупностью моментных действий, поэтому на предприятии «Дельфин» процесс риск-менеджмента является частью общего управления бизнесом. Как таковой, процесс управления рисками на данном предприятии включает в себя определенный набор этапов:
1. Идентификация и анализ риска - выявление рисков, их специфики, выделение особенностей их реализации, включая изучение размера экономического ущерба, а также изменение рисков во времени, степень взаимосвязи между ними и изучение факторов, влияющих на них.
На данном этапе, прежде всего, создается информационная база для реализации дальнейшего процесса управления рисками: сведения о риске и его последствиях, величине экономического ущерба, количественная оценка параметров риска и т. д. Дополнительно следует отметить, что идентификация и анализ риска не является единовременно выполняемым комплексом действий.
2. Анализ альтернатив управления риском. Существует целый набор разнообразных методов, позволяющих снизить степень риска и величину ущерба. На данном этапе эти методы рассматриваются и анализируются применительно к конкретной ситуации. Т. е. менеджер решает, как можно снизить риск, потери в случае наступления рисковой ситуации, ищет источники покрытия этого ущерба.
3. Выбор методов управления риском. Здесь менеджер формирует антирисковую политику для фирмы, а также политику, направленную на снижение степени неопределенности в ее работе. Основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание, сводятся к следующим:
• выбор наиболее эффективных методов управления рисками;
• определение влияния выбранной программы на совокупный риск в деятельности организации.
В сути своей, выбор методов управления рисками сводится к расчету экономико-математической модели, где критериями и ограничениями выступают экономические и вероятностные характеристики риска (определенные на первом этапе процесса риск-менеджмента). Однако здесь могут добавляться и другие параметры, например, технические или социальные. При разработке системы управления рисками менеджер учитывает, прежде всего, принцип ее результативности. Он заключается в том, что управляющие воздействия должны акцентироваться не на все риски, а, в первую очередь, на те, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность компании. В условиях, скажем, бюджетных ограничений, наиболее незначительные риски должны отбрасываться с целью экономии ресурсов (пассивная стратегия). В то же время, за счет освобожденных средств, проводится интенсивная работа с более серьезными рисками (активная стратегия). Результат данного этапа – программа управления рисками на предприятии.
4. Исполнение выбранного метода управления риском. Здесь непосредственно реализуется программа, разработанная на предыдущем этапе. Вопросы, которые решаются на данном этапе, касаются технической специфики принимаемых решений. Основные из них – это следующие:
• конкретные мероприятия, которые следует реализовать;
• сроки исполнения этих мероприятий;
• источники и состав ресурсов, необходимых для осуществления этой работы;
• определение ответственных лиц.
5. Мониторинг результатов и совершенствование системы управления
риском. Данный этап реализует обратную связь в системе управления рисками. Первая задача этой связи заключается в определении общей эффективности функционирования системы в целом. Кроме того, выделяются узкие места и слабые стороны риск- менеджмента на предприятии. Вторая задача – анализ реализованных за период рисков. Здесь следует выявить причины их реализации и связанные с этим изменения программы управления риском, если таковые требуются.
Этот этап также направлен на выявление тех усовершенствований, которые могут повысить эффективность работы данной системы. Таким образом, к указанным задачам можно добавить следующие вопросы, которых касается менеджер при реализации данного этапа:
• вклад каждого реализованного мероприятия в общую эффективность системы;
• возможные коррективы в составе этих мероприятий;
• гибкость и эффективность системы принятия решений.
Основная цель оценки эффективности реализованных мероприятий заключается в адаптации их системы к изменяющейся внешней среды.
В своей деятельности фирма «Дельфин» использует сочетание множества методов управления рисками такие как:
1) Методы уклонения предполагают исключение рисковых ситуаций из бизнеса:
отказ от ненадежных партнеров (а также клиентами-турагенствами);
отказ от рискованных проектов - отказываются и от инновационных, инвестиционных или иных проектов, если те вызывают хоть малейшую неуверенность в успешной реализации;
поиск гарантов – перенос ответственности на третье лицо, в частности страхование.
2) Методы диссипации (рассеивания) риска:
диверсификация сбыта и поставок предполагает распределение готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами, снижение зависимости от одного поставщика. В этом случае провал на одном рынке будет компенсирован успехами на других;
распределение ответственности;
распределение риска во времени.
3) Методы компенсации - упреждающие методам управления (управ-
ление по возмущению):
стратегическое планирование - дает наибольший эффект в том случае, если разработка стратегии проходит через все сферы внутри предприятия. Предшествующие этому процессу работы по изучению внутреннего потенциала организации позволяют снять большую часть неопределенностей, выявить слабые места в производственном цикле, заранее разработать комплекс мероприятий по их устранению, план создания и использования резервов и т. д.
прогнозирование внешней экономической обстановки - периодическая разработка сценариев развития внешней среды предприятия: поведения конкурентов, партнеров, клиентов, региональной общеэкономической обстановки.
мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды – использование компьютерных систем нормативно-справочной информации, подключение к базам данных коммерческой информации, проведение соответствующих аналитических исследований, обращение к услугам консалтинговых фирм дают высокий эффект использования данного метода.
создание системы резервов – при использовании этого метода на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, денежных средств, создаются планы их мобилизации в условиях кризиса. В некоторых случаях создание резервных фондов является обязательным.
активный целенаправленный маркетинг – подразумевает использование маркетинговых инструментов для интенсивного формирования спроса на продукцию предприятия.
Использование нескольких методов предупреждения рисков дает предприятию четкое видение ситуации в отрасли и способствует наиболее эффективному развитию.
Заключение
Проблема управления риском очень актуальна. Деятельность любой организации связана с опасностью возникновения непредвиденных потерь. Именно поэтому для каждой компании важно предусмотреть изменение факторов и условий, способных оказать существенное влияние на ее функционирование.
В ходе данной работы были описаны методы оценки, анализы рисков и способы их снижения, виды, выявлены этапы необходимые для построения эффективной системы управления рисками на уровне предприятия, достигнуты поставленные в начале задачи.
Риском можно управлять. Наиболее удачной будет деятельность фирмы, правильно рассчитавшей свои возможности, выбравшей направление деятельности с оптимальным соотношением риска и доходности.
По мере увеличения уязвимости бизнеса от различных рисков многие компании признают, что поиск решений проблем риска должен быть поставлен на профессиональную основу. Менеджер должен обеспечивать защиту всех активов и прибылей фирмы, только достаточно опытный и квалифицированный управленец справится с этой нелегкой задачей. Мне кажется, что управление риском должно стать одним из основных направлений деятельности современного менеджера.
1. Акимов В.А., Порфирьев Б.Н., Радаев Н.Н. Методический аппарат оценки и прогноза стратегических рисков // Управление риском. 2005.
2. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2006.
3. Бартон Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься.: Пер. с англ. — М.: Издатильский дом «Вильямс», 2007.
4. Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М., 2008.
5. Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М.: Дело и сервис, 2009.
6. Иванов А.А., Олейников С.Я., Бочаров С.А. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ. Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
7. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Панов А.И. «Стратегический менеджмент», Москва, Юнити, 2007 г.
8. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. Учебник.Изд-во КНОРУС, 2007.
9. Уткин Э. А. Риск-менеджмент. – М.: Экмос, 2006.
10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: Изд-во Дело, 2008.
11. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. – М.: Дашков и Ко, 2005.
12. http://www.delfin-tour.ru
13. http://www.kukiani.ru
3
Информация о работе Управление рисками на уровне предприятия