Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа
В данной работе использовались следующие методы исследования:
-изучение объекта исследования на основе анализа специализированной литературы посвящённой обучению и развитию персонала;
- данных средств массовой информации.
Развитие техники в перспективе будет оказывать все большее влияние на процессы обучения, оно вряд ли сможет полностью исключить личные контакты человека с человеком. Это еще раз подчеркивает важность роли руководства в процессе подготовки персонала.
Разработка и реализация методов обучения персонала состоит из следующих шагов6:
2 ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО МТК «ШАТУРА»
2.1 Организационно-правовая форма ОАО МТК «Шатура»
Торговая компания «Шатура» создана в 2003 году. Головной офис торговой компании находится в Москве; подразделения ТК ведут свою деятельность в крупнейших региональных центрах России. Является основным звеном, обеспечивающим реализацию продукции, выпускаемой в производственных бизнес - единицах, через сеть фирменных магазинов «Шатура», а также управление товаропроводящей сетью, ее развитие и совершенствование.
Компания
выпускает корпусную мебель для
дома‚ офиса и гостиниц‚
Постоянно обновляя и совершенствуя свой ассортимент‚ Компания предлагает потребителям мебель для гостиных‚ спален‚ прихожих‚ детских и ванных комнат‚ кухонь‚ офисную мебель для руководителей и оперативного состава.
С начала XXI века торговая марка «Шатура» имеет самую высокую узнаваемость среди всех отечественных и международных мебельных брендов‚ присутствующих на российском рынке. Известности Компании в немалой степени способствует наличие собственной товаропроводящей сети первой в России и самой разветвленной системы фирменных торговых точек‚ насчитывающей более 450 магазинов в России и странах СНГ.
У мебели «Шатура» имеется одно основное отличие, она производится из ЛДСП Е1 собственного производства.
На МТК «Шатура» трудятся свыше 15000 рабочих по всей стране. Годовой товарооборот составляет приблизительно 2,5 млрд. $.
Доля занимаемая на рынке на данный момент 12%, но руководство компании ставит перед собой высокие цели, увеличив свою долю на рынке до 13,7 % к началу 2010 г.
Недавно в Ростове-на-Дону открылась ещё одна торговая точка МТК «Шатура». С открытием нового места продаж руководство компании решило нанять новых сотрудников. Было принято решение о найме необученного персонала с его последующим обучением за счёт компании с целью воспитания привязанности и верности своей фирме. Менеджер по персоналу детально описал каждый вид работы и её спецификацию:
- основные операции и приёмы выполнения работы;
- указан интервал, с которым совершаются операции и приёмы выполняемой работы;
- отмечены стандарты выполнения работы;
- указаны
условия, в которых
- описаны
навыки и знания, необходимые
для выполнения каждой
- указывается, где нужно выполнять работу – на рабочем месте или в отрыве от него.
Руководством
было решено направить руководителей
отделов продаж и закупок на обучение
с целью выработки
— повышения деловой и трудовой активности каждого работника для эффективной работы организации;
— сохранения
конкурентоспособности
— обеспечения роста производительности труда.
Если в организации уделяют должное внимание сотрудникам, их стимулированию, мотивации, обучению, развитию, помогают двигаться вверх по карьерной лестнице, то и сотрудники в таких компаниях сами становятся заинтересованными работать с максимальной отдачей. Компания получает высококвалифицированного, преданного своей организации сотрудника. Работник в свою очередь удовлетворяет свою потребность трудиться в комфортных для него условиях.
К целям обучения сотрудников предъявляются определенные требования. Рассмотрим их. Итак, первое требование - диагностичность. Это значит, что результаты обучения легко проверяются. Подробнее на проверке результатов мы остановимся в 4 части.
Также
в обучении важна
Важной отличительной чертой обучения работников на фирме является инструментальность. Учебный процесс облегчает наличие соответствующих целям обучения инструментов. Интересный курс Тайм Менеджмента - использование специального инструмента планирования времени. Инструмент представляет собой особый вид блокнота с элементами календаря, записной книжки и пр. За 1-2 дня сотрудники организации могут обучиться умело планировать мероприятия, составлять эффективные расписания, освоить другие вопросы организационного плана. Как показывает практика, использование тайм - менеджмента делает организацию более маневренной, способствует оздоровлению делового климата в коллективе.
В процессе
обучения сотрудников вполне допустимо
применять специфические
Очень важно, что рассматриваемое обучение предназначено для профессионалов, т.е. для специалистов, ощущающих нехватку в знаниях. Следовательно, обучающийся ставит перед собой задачу овладеть определенным предметом, а такого ученика, несомненно, легко научить.
Система педагогических целей имеет свою сложную структуру:
1 уровень
этой структуры представлен
Комплексная цель отражает результат образовательного процесса по какой-то отрасли образования. В наше время популярностью пользуется бизнес-образование. Следующий уровень - цикловая цель, отражающая результаты по определенному виду или циклу подготовки.
Также в
системе педагогических целей важное
место занимает программная цель
- обучение по разным дисциплинам. В
стандартный пакет дисциплин
входит 5 предметов: деловой иностранный
язык, составление деловой и
Менеджеры по персоналу могут добавлять или убирать дисциплины по собственному усмотрению, в зависимости от цели обучения. Каждый блок раскрывает разные навыки и положительно влияет на разностороннее развитие сотрудника. Как было упомянуто выше, когда сотрудники владеют сопряжёнными навыками работы, гораздо проще происходит взаимозаменяемость.
Решающую роль в педагогическом процессе играет разработка учебного материала. Материал делится на логически завершенные самостоятельные части учебного материала: понятия, факты, явления, процессы, закономерности. Работники фирмы будут обучаться по курсу «Этика делового общения» и 1С: Бухгалтерия. После курса обучения предполагается что сотрудники будут обладать знаниями не только 1С: Торговля + Склад, но ещё и 1С: Бухгалтерия, что позволит приблизится к взаимозаменяемости сотрудников. В курсе изучаются: такие понятия, как «этика», «нравственность», «этикет», «общение», различные варианты процесса общения - «общение без слов», «общение по телефону», психологические закономерности поведения человека. Также в учебном материале выделяются дедертические единицы, или определения (суждения). Пройденный курс обучения позволит сотрудникам максимально успешно и тактично общаться с клиентами.
Курс этики не содержит сложного материала, требующего длительной проработки, поэтому материал распланирован на 6 часов занятий.
Обучение будет происходить час 3 раза в неделю (Пн., Ср., Пт.) с 18:00 до 19:00. Первое занятие состоится 10 июня 2009 г. Для обучения руководство компании выделило конференц-зал и оплатило занятия преподавателей с сотрудниками.
Так же работники смогут посещать семинары, участвовать в конференциях и посещать иные курсы для получения глубинных знаний. Часть материала отдана работникам на самообучение. Если сотрудник действительно хочет добиться карьерного роста, ему необходимо изучать дополнительную информацию.
Табл. 3 Предмет обучения - этика делового общения
Тема |
часы |
форма |
методы |
средства |
профессиональная и |
1 час |
устная и письменная |
беседа, составление логических схем базы знаний |
учебный материал учебник «Этика делового общения» |
служебный этикет |
1 час |
устная |
заполнение анкет, тесты |
ПК, бланки анкет |
как говорить по телефону |
2 часа |
устная и письменная |
составление сценариев |
действия по сценарию |
психология взаимоотношений |
5 часов |
устная и письменная |
лекция психолога, беседа, составление логических баз данных |
учебный материал учебник «Этика делового общения» |
Проанализировав таблицу, стоит отметить,
что наибольшее внимание уделено
теме психологии взаимоотношений. В
ней используется наибольшее количество
разнообразных методов
2.4 Система контроля и оценки результатов обучения
К контролю обучения предъявляется ряд требований. Контроль должен быть объективным: следует установить четкие критерии и параметры оценки. Например, можно составить тест для проверки определенного раздела учебного материала и назначить определенное количество баллов за правильный ответ. Затем баллы складываются, получается некоторый результат, который можно сравнить с результатами других обучаемых. Также контроль должен быть своевременным. В предложенном курсе «Этика делового общения» контроль проводится в конце курса. В более длительных учебных программах, к примеру 1С: Бухгалтерия, контроль должен вестись по равноценным по объему разделам. После проведения контроля руководитель обучения, в данном случае менеджер по персоналу, анализирует, насколько усвоен материал, суммирует свои впечатления и определяет наиболее частые ошибки. Затем производится ликвидация пробелов в знаниях: проводятся дополнительные занятия для всех, если большинство не усвоило какой-то раздел, или индивидуальные консультации с отдельными обучаемыми по определенным вопросам, вызывающим у них затруднения.
Рассмотрим виды и методы контроля. Часто применяются такие методы контроля, как тестирование и собеседование. Промежуточный, или текущий, контроль проводится в таких формах, как контрольная работа, зачет, ролевая игра. В нашем случае контроль может приобретать вид: обучаемым предлагается тест-тренинг «Общительны ли вы?», состоящий из 16 вопросов. За положительный ответ работник ставит себе 2 балла, за отрицательный - 1. В конце подсчитывается сумма баллов, на основании которой проверяющий может судить о готовности обучающегося вести деловую беседу с клиентом (овладел ли он соответствующими приемами в процессе обучения). Также целесообразно провести групповое занятие на определение «психологической близости». Учащимся предлагается по выбору составить карту личности двух других членов группы и их психологическую совместимость по схеме. Также может быть проведено аудиторное занятие по сценарию. Оно будет иметь следующую схему:
1) Распределение ролей - 10 мин;
2) Разыгрывание ситуаций - 60 мин;
3) Анализ
поведения участников ситуации -
20 мин, подведение итогов - 15 мин,
тестирование - 20 мин, устные ответы
обучающихся на вопросы
Информация о работе Управление профессиональным развитием персонала