Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:33, дипломная работа
При выполнении дипломного проекта я ставлю перед собой несколько основных задач. Первая – исследовать особенности функционирования малого предприятия, его коллектива, рассмотрев как общие аспекты, так и организационную структуру конкретного предприятия малого бизнеса. Вторая задача – выявить проблемы в кадровой политике фирмы, проводя детальный анализ существующей структуры. И, наконец, попытаться решить эти проблемы и разработать пути усовершенствования работы с персоналом в конкретной организации.
Для решения этих задач необходимо подвести теоретическую базу. К счастью, сейчас нет недостатка в специальной литературе. Первая часть данной работы направлена именно на отражение ключевых вопросов теории менеджмента персонала.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
Теоретические основы управления персоналом в организации малого бизнеса
1.1. Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия
1.2. Функции управления персоналом на малом предприятии
1.3. Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом
ГЛАВА 2
Аналитическая основа совершенствования системы управления персоналом малого предприятия
2.1. Характеристика ИП Сысолятин А.А.
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности организации
2.3. Анализ существующей структуры управления
2.4. Анализ действующей кадровой службы
ГЛАВА 3
Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия
3.1. Разработка плана работы с персоналом предприятия
3.2. Предложения по совершенствованию управления персоналом
3.3. Повышение прибыли за счет системы мотивации труда
Заключение
Список литературы
Приложения
Другой вид деятельности – розничный продуктовый магазин в спальном районе города. Ассортимент магазина – 700 наименований продукции. Магазин функционирует с 1994 года, за этот период, дважды проводился капитальный ремонт с перестройкой торгового зала с заменой оборудования, сформировался круг постоянных покупателей.
Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. В магазине действует расчетно-кассовое обслуживание.
Деятельность фирмы обеспечивается подобранным квалифицированным персоналом, действующим в рамках прав и обязанностей, определённых организационной структурой управления персоналом (приложение 1).
2.2Анализ финансово-экономической деятельности организации
Анализ финансовых результатов по данным отчётности представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ финансовых результатов по данным отчётности
Наименование показателя | Код стр.
| За отчетный период
| За аналогичный период предыдущего года | абсолютное отклонение (4-3)
| удельный вес в % к выручке | отклонение удельного веса, %
| |
отчетный период
| базисный период
| ||||||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 10 | 12 389 | 12 001 | 388 |
|
|
|
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 20
| 7 993
| 7 844
| 149
| 64,52
| 65,36
| -0,84
|
Валовая прибыль
| 29
| 4 396
| 4 157
| 239
| 35,48
| 34,64
| 0,84
|
Коммерческие расходы | 30 | 247 | 225 | 22 | 1,99 | 1,87 | 0,12 |
Управленческие расходы | 40 | 396 | 350 | 46 | 3,20 | 2,92 | 0,28 |
Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 - 020 - 030 - 040)) | 50 | 3 753 | 3 582 | 171 | 30,29 | 29,85 | 0,44 |
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
|
|
|
|
Прочие доходы | 90 | 0 | 0 | 0 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Прочие расходы | 100 | 0 | 0 | 0 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100) | 140 | 3 753 | 3 582 | 171 | 30,29 | 29,85 | 0,44 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи | 150 | 901 | 860 | 41 | 7,27 | 7,16 | 0,11 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) | 190 | 2 852 | 2 722 | 130 | 23,02 | 22,69 | 0,34 |
Рассмотренную в таблице 1 прибыль можно представить в виде следующей формулы:
П до налогообложения = В – С – КР – УР + % пол + % упл + ДрД + ПрД – ПрР,
где В – выручка от реализации;
С – себестоимость от реализации;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы;
% пол – проценты к получению;
% упл – проценты к уплате;
ДрД – доходы от других организаций;
ПрД – прочие доходы;
ПрР – прочие расходы;
отчётный год: Пр до н. = 12389 –7993– 247- 396= 3753
предыдущий год: Пр до н. = 12001 – 7844 – 225 – 350= 3582
Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:
Сумма выручки от продажи услуг выросла в 2008 г. на 388 т.руб. по сравнению с 2007 г.
Прибыль от продаж в отчётном году увеличилась, что говорит об повышении эффективности ценовой политики магазина.
Одной из составляющей понятие «результативность» являются показатели рентабельности или экономической эффективности.
Экономическая эффективность – относительный показатель, полученный эффект с затратами для достижения этого эффекта.
Анализ показателей рентабельности рассчитывается в таблице 2.
Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов возросла на 23,9 %, что говорит о том, что сумма прибыли на 1 рубль вложенных средств увеличилась на 23,9 %.
Проанализировав рентабельность организации можно сделать следующие выводы:
Показатели рентабельности, которые связаны с прибылью от реализации в отчётном году, улучшились по сравнению с базисным годом. Причиной этому повышению явилось снижение себестоимости продукции (услуг), данное снижение было достигнуто за счет заключения новых договоров, с варьирующей ставкой скидки.
Таблица 2
Анализ показателей рентабельности | ||||
Показатели
| Формулы счёта
|
|
|
|
Отчёт- | Предыду- | Откло- | ||
ный | щий год | нение, | ||
год
|
| (+/-) | ||
|
|
| ||
1. Рентабельность продаж | R1=Пр/B
| 30,3
| 29,8
| 0,44
|
| Пр- прибыль от реализации |
|
|
|
| В- выручка от реализации |
|
|
|
2. Рентабельность | R2=П/себестоимость продукции | 55,0 | 53,0 | 2,00 |
продукции | П- прибыль балансовая |
|
|
|
3. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов | R3=П/Fср Fср- средняя величина основных средств и прочих внеоборотных активов Fср.=(Fна начало года + Fна конец года)/2 | 178,4
| 154,5
| 23,9
|
|
|
|
| |
|
|
| ||
2 464 | 2 691 | -227 |
Выводы по таблице 2:
Рентабельность продаж увеличилась на 0,44 %, то есть удельный вес прибыли от реализации в каждом рубле выручки увеличился на 0,44 % за период с 2007 г. по 2008 г.
Рентабельность продукции увеличилась на 2 % - это означает, что доля балансовой прибыли возросла на 2 % на 1 рубль затрат на производство продукции.
Для полного представления экономического состояния фирмы проанализируем технико-экономические показатели. Основные технико-экономические показатели приведены в таблице 3.
Таблица 3
Технико – экономические показатели
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | 2007 | 2008 | Отклонение | |
абс. | % | |||||
1 | Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и акциза) | тыс. руб. | 12 001 | 12 389 | 388,00 | 3,23 |
2 | Среднесписочная численность работников | чел. | 45 | 44 | -1,00 | -2,22 |
3 | Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг | тыс. руб. | 7844 | 7993 | 149,11 | 1,90 |
4 | Прибыль (убыток) от реализации продукции | тыс. руб. | 4 157 | 4 396 | 238,89 | 5,75 |
5 | Рентабельность затрат (4/5) | % | 34,64 | 35,48 | 0,84 | 2,43 |
8 | Производительность труда (1/2) | руб/чел | 267 | 282 | 14,88 | 5,58 |
9 | Среднегодовая стоимость ОПФ | тыс. руб. | 2 691 | 2 464 | -227,00 | -8,44 |
10 | Фондоотдача (1/9) | руб. | 4,46 | 5,03 | 0,57 | 12,75 |
11 | Фондоёмкость (9/1) | руб. | 0,22 | 0,20 | -0,03 | -11,30 |
12 | Стоимость оборотных средств | тыс. руб. | 1 003 | 1 110 | 107,50 | 10,72 |
13 | Оборачиваемость оборотных средств (1/12) | раз | 11,97 | 11,16 | -0,81 | -6,76 |
14 | Затраты на 1 руб. ТП (3/1) | руб. | 0,654 | 0,645 | -0,01 | -1,29 |
15 | Затраты на оплату труда | тыс. руб. | 900 | 1012 | 112,00 | 12,44 |
16 | Среднемесячная оплата труда работников (15/2) | тыс. руб. | 20 | 23 | 3,00 | 15,00 |
В период с 2007 по 2008 гг. произошли следующие изменения в работе организации:
- произошло увеличение выручки на 3,23 % по сравнению с показателем 2008 г., данное повышение связано главным образом с увеличением оборота.
- себестоимость продукции повысилась на 1,9 %, что произошло в основном из-за увеличения затрат на оплату труда (12 %).
- численность персонала увеличилась на 1 человека (-2,22%), при этом производительность труда возросла на 5,58 %, что говорит о том, что работа персонала в 2008 г. по сравнению с 2007 г. стала более эффективной.
- рентабельность затрат возросла на 2,43%, прибыль возросла на 5,75 %, данное повышение произошло из-за того, что темпы выручки опережали темпы роста себестоимости.
В заключение технико-экономического анализа можно сказать, что экономические показатели в 2008 г. по сравнению с 2007 г. улучшились, что позволило занять фирме более высокую позицию на рынке.
2.3. Характеристика персонала ИП Сысолятин А.А.
Персонал любой компании может быть охарактеризован рядом показателей, таких как:
- среднесписочная численность персонала;
- половая принадлежность;
- возрастная характеристика персонала;
- общим стажем роботы и в организации;
- образованием;
- коэффициентом оборота по выбытию работников;
- коэффициентом оборота по приему работников;
- коэффициентом текучести кадров.
Для предприятия ИП Сысолятин А.А. эти показатели следующие.
Общая численность сотрудников предприятия на данный момент – 44 человек. Из них администрация – 8 человека, специалисты (ИТР) – 12 человек, рабочие – 24 человек. Анализ соотношения сотрудников по возрасту и полу показаны в приложение 2.
Таблица 4
Среднесписочная численность персонала
Категории | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Среднесписочная численность персонала | 42 | 43 | 45 | 44 |
Принято на работу | 2 | 3 | 5 | 1 |
Выбыло | 1 | 1 | 6 | 1 |
Уволено по собственному желанию | 1 | 1 | 6 | 1 |
Коэффициент оборота по выбытию работников | 2,38 | 2,33 | 13,33 | 2,27 |
Коэффициент оборота по приему работников | 4,76 | 6,98 | 11,11 | 2,27 |
Коэффициент текучести кадров | 2,38 | 2,33 | 13,33 | 2,27 |
Из данной таблицы 4 видно, что среднесписочная численность персонала компании постоянна и практически не меняется уже четыре года. Коэффициент оборота по выбытию и приему работников в 2007 году увеличился в несколько раз по сравнению с другими годами. Данный скачок связан с проведением в ИП масштабной работы по обновлению персонала.
В целом по половой принадлежности персонал ИП Сысолятин А.А. на 55 % мужчины и 45% женщины при этом специалистов это соотношение 50/50 %.
Половая принадлежность персонала ИП Сысолятин А.А.
Рис.1.
При этом выделяя , что сотрудники предприятия, принадлежат к разным возрастным группам (Рис. 2).
Возрастная характеристика персонала
Рис.2.
Из рис.2 видно, что треть персонала в отделе находится в возрасте до 25 лет, и при этом большинство из них является новичками. Второй значительной возрастной группой являются сотрудники в возрасте от 25 до 30 лет (28%) – это костяк фирмы - специалисты и менеджеры, 12 % сотрудников – в возрасте 45-50 лет – руководство фирмы. Необходимо отметить, что большую часть персонала составляют работники в возрасте от 20 до 30 лет – это положительный фактор, так как организация развивается, существует приемлемость кадров.
Характеристику по образованию персонала дает Рис .3.
Из рис.3. видно, что 30% персонала имеет высшее образование.
Говоря о распределении сотрудников предприятия по стажу работы, отметим, что доля новичков с опытом работы до 1 года составляет 23%. Каждый пятый сотрудник работает на предприятии от 1 года до 3 лет. Треть сотрудников имеет стаж работы в 3-5 лет. Каждый пятый имеет стаж работы в 5-10 лет (Рис 4).
Уровень образования персонала ИП Сысолятин А.А.
Рис. 3.
Опыт работы сотрудников на предприятии ИП Сысолятин А.А
Рис. 5.
Основу управления составляют отношения найма. В этой фирме собственник имеет возможность командовать, в связи с тем, что он, открывая работнику доступ к средствам труда, выступает в роли хозяина и нанимателя.
Принятая организационная структура (линейная) совершенствуется в течение многих лет и вполне устраивает фирму и её руководителей. Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной системе:
Информация о работе Управление персоналом на малом предприятии