Управление персоналом на малом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:33, дипломная работа

Краткое описание

При выполнении дипломного проекта я ставлю перед собой несколько основных задач. Первая – исследовать особенности функционирования малого предприятия, его коллектива, рассмотрев как общие аспекты, так и организационную структуру конкретного предприятия малого бизнеса. Вторая задача – выявить проблемы в кадровой политике фирмы, проводя детальный анализ существующей структуры. И, наконец, попытаться решить эти проблемы и разработать пути усовершенствования работы с персоналом в конкретной организации.
Для решения этих задач необходимо подвести теоретическую базу. К счастью, сейчас нет недостатка в специальной литературе. Первая часть данной работы направлена именно на отражение ключевых вопросов теории менеджмента персонала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
Теоретические основы управления персоналом в организации малого бизнеса
1.1. Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия
1.2. Функции управления персоналом на малом предприятии
1.3. Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом
ГЛАВА 2
Аналитическая основа совершенствования системы управления персоналом малого предприятия
2.1. Характеристика ИП Сысолятин А.А.
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности организации
2.3. Анализ существующей структуры управления
2.4. Анализ действующей кадровой службы
ГЛАВА 3
Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия
3.1. Разработка плана работы с персоналом предприятия
3.2. Предложения по совершенствованию управления персоналом
3.3. Повышение прибыли за счет системы мотивации труда
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом Колчина А[1].А..doc

— 1.29 Мб (Скачать)

Другой вид деятельности – розничный продуктовый магазин в спальном районе города. Ассортимент магазина – 700 наименований продукции. Магазин функционирует с 1994 года, за этот период, дважды проводился капитальный ремонт с перестройкой торгового зала с заменой оборудования, сформировался круг постоянных покупателей. 

Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. В магазине действует расчетно-кассовое обслуживание.

Деятельность фирмы обеспечивается подобранным квалифицированным персоналом, действующим в рамках прав и обязанностей, определённых организационной структурой управления персоналом (приложение  1).

 

2.2Анализ финансово-экономической деятельности организации

 

Анализ финансовых результатов по данным отчётности представлен в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Анализ финансовых результатов по данным отчётности

 

Наименование показателя

Код стр.

 

 

 

 

 

За отчетный период

 

 

 

За аналогичный период предыдущего года

абсолютное отклонение (4-3)

 

 

удельный вес в % к выручке

отклонение удельного веса, %

 

отчетный период

 

 

базисный период

 

 

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на  добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10

12 389

12 001

388

 

 

 

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

20

 

 

7 993

 

 

7 844

 

 

149

 

 

64,52

 

 

65,36

 

 

-0,84

 

 

Валовая прибыль

 

29

 

4 396

 

4 157

 

239

 

35,48

 

34,64

 

0,84

 

Коммерческие расходы

30

247

225

22

1,99

1,87

0,12

Управленческие расходы

40

396

350

46

3,20

2,92

0,28

Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 - 020 - 030 - 040))

50

3 753

3 582

171

30,29

29,85

0,44

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

Прочие  доходы

90

0

0

0

0,00

0,00

0,00

Прочие расходы

100

0

0

0

0,00

0,00

0,00

Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100)

140

3 753

3 582

171

30,29

29,85

0,44

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

150

901

860

41

7,27

7,16

0,11

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

190

2 852

2 722

130

23,02

22,69

0,34


Рассмотренную в таблице 1 прибыль можно представить в виде следующей формулы:

П до налогообложения = В – С – КР – УР + % пол + % упл + ДрД + ПрД – ПрР,

где В – выручка от реализации;

С – себестоимость от реализации;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

% пол – проценты к получению;

% упл – проценты к уплате;

ДрД – доходы от других организаций;

ПрД – прочие доходы;

ПрР – прочие расходы;

отчётный год: Пр до н. = 12389 –7993– 247- 396= 3753

предыдущий год: Пр до н. = 12001 – 7844 – 225 – 350= 3582

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:

Сумма выручки от продажи услуг выросла в 2008 г. на 388 т.руб. по сравнению с 2007 г.

Прибыль от продаж в отчётном году увеличилась, что говорит об повышении эффективности ценовой политики магазина.

Одной из составляющей понятие «результативность» являются показатели рентабельности или экономической эффективности.

Экономическая эффективность – относительный показатель, полученный эффект с затратами для достижения этого эффекта.

 

Анализ показателей рентабельности рассчитывается в таблице 2.

 

Рентабельность основных  средств и  прочих    внеоборотных активов возросла на 23,9 %, что говорит о том, что сумма прибыли на 1 рубль вложенных средств увеличилась на 23,9 %.

Проанализировав рентабельность организации можно сделать следующие выводы:

Показатели рентабельности, которые связаны с прибылью от реализации в отчётном году, улучшились по сравнению с базисным годом. Причиной этому повышению явилось снижение себестоимости продукции (услуг), данное снижение было достигнуто за счет заключения новых договоров, с варьирующей ставкой скидки. 

 

Таблица 2

Анализ показателей рентабельности

Показатели

 

 

 

 

Формулы счёта

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт-

Предыду-

Откло-

ный

щий год

нение,

год

 

 

(+/-)

 

 

 

1. Рентабельность  продаж

R1=Пр/B

 

30,3

 

 

29,8

 

 

0,44

 

 

 

Пр- прибыль от реализации

 

 

 

 

В- выручка от реализации

 

 

 

2. Рентабельность

R2=П/себестоимость продукции

55,0

53,0

2,00

продукции

П- прибыль балансовая

 

 

 

3. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных

активов

R3=П/Fср

Fср- средняя величина основных средств и прочих

внеоборотных активов

Fср.=(Fна начало года + Fна конец года)/2

178,4

 

 

 

 

 

 

154,5

 

 

 

 

 

 

23,9

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

2 464

2 691

-227


 

Выводы по таблице 2:

Рентабельность продаж увеличилась на 0,44  %, то есть удельный вес прибыли от реализации в каждом рубле выручки увеличился на 0,44 % за период с 2007 г. по 2008 г.

Рентабельность продукции увеличилась на 2 % - это означает, что доля балансовой прибыли возросла  на 2 % на 1 рубль затрат на производство продукции.

Для полного представления экономического состояния фирмы проанализируем технико-экономические показатели. Основные технико-экономические показатели приведены в таблице  3.

Таблица  3

Технико – экономические показатели

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2007

2008

Отклонение

абс.

%

1

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и акциза)

тыс. руб.

12 001

12 389

388,00

3,23

2

Среднесписочная численность работников

чел.

45

44

-1,00

-2,22

3

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

7844

7993

149,11

1,90

4

Прибыль (убыток) от реализации продукции

тыс. руб.

4 157

4 396

238,89

5,75

5

Рентабельность затрат (4/5)

%

34,64

35,48

0,84

2,43

8

Производительность труда (1/2)

руб/чел

267

282

14,88

5,58

9

Среднегодовая стоимость ОПФ

тыс. руб.

2 691

2 464

-227,00

-8,44

10

Фондоотдача (1/9)

руб.

4,46

5,03

0,57

12,75

11

Фондоёмкость (9/1)

руб.

0,22

0,20

-0,03

-11,30

12

Стоимость оборотных средств

тыс. руб.

1 003

1 110

107,50

10,72

13

Оборачиваемость оборотных средств (1/12)

раз

11,97

11,16

-0,81

-6,76

14

Затраты на 1 руб. ТП (3/1)

руб.

0,654

0,645

-0,01

-1,29

15

Затраты на оплату труда

тыс. руб.

900

1012

112,00

12,44

16

Среднемесячная оплата труда работников (15/2)

тыс. руб.

20

23

3,00

15,00

 

В период с 2007 по 2008 гг. произошли следующие изменения в работе организации:

-         произошло увеличение выручки на 3,23 % по сравнению с показателем 2008 г., данное повышение связано главным образом с увеличением оборота.

-         себестоимость продукции повысилась на 1,9 %, что произошло в основном из-за увеличения затрат на оплату труда (12 %).

-         численность персонала увеличилась на 1 человека (-2,22%), при этом производительность труда возросла на 5,58 %, что говорит о том, что работа персонала в 2008 г. по сравнению с 2007 г. стала более эффективной.

-         рентабельность затрат возросла на 2,43%, прибыль возросла на 5,75 %, данное повышение произошло из-за того, что  темпы выручки опережали темпы роста себестоимости.

              В заключение технико-экономического анализа можно сказать, что экономические показатели в 2008 г. по сравнению с 2007 г. улучшились, что позволило занять фирме более высокую позицию на рынке.        

2.3. Характеристика персонала ИП Сысолятин А.А.

 

Персонал любой компании может быть охарактеризован рядом показателей, таких как:

- среднесписочная численность персонала;

- половая принадлежность;

- возрастная характеристика персонала;

- общим стажем роботы и в организации;

- образованием;

- коэффициентом оборота по выбытию работников;

-  коэффициентом оборота по приему работников;

- коэффициентом текучести кадров.  

Для предприятия ИП Сысолятин А.А. эти показатели следующие.

Общая численность сотрудников предприятия на данный момент – 44 человек. Из них администрация – 8 человека, специалисты (ИТР) – 12 человек, рабочие – 24 человек. Анализ соотношения сотрудников по возрасту и полу показаны в приложение 2.

 

 

 

    Таблица 4

Среднесписочная численность персонала

Категории

2005

2006

2007

2008

Среднесписочная численность персонала

42

43

45

44

Принято на работу

2

3

5

1

Выбыло

1

1

6

1

Уволено по собственному желанию

1

1

6

1

Коэффициент оборота по выбытию работников

2,38

2,33

13,33

2,27

Коэффициент оборота по приему работников

4,76

6,98

11,11

2,27

Коэффициент текучести кадров

2,38

2,33

13,33

2,27


 

Из данной таблицы 4 видно, что среднесписочная численность персонала компании постоянна и практически не меняется уже четыре года. Коэффициент оборота по выбытию и приему работников в 2007 году увеличился в несколько раз по сравнению с другими годами. Данный скачок связан с проведением в ИП масштабной работы по обновлению персонала.

В целом по половой  принадлежности персонал ИП Сысолятин А.А. на 55 % мужчины и 45% женщины при этом специалистов это соотношение 50/50 %.

Половая принадлежность персонала ИП Сысолятин А.А.

Рис.1.

При этом выделяя , что сотрудники предприятия, принадлежат к разным возрастным группам (Рис. 2).

 

 

 

 

 

Возрастная характеристика персонала

Рис.2.

Из рис.2 видно, что треть персонала в отделе находится в возрасте до 25 лет, и при этом большинство из них является новичками. Второй значительной возрастной группой являются сотрудники в возрасте от 25 до 30 лет (28%) – это костяк фирмы - специалисты и менеджеры, 12 % сотрудников – в возрасте 45-50 лет – руководство фирмы. Необходимо отметить, что большую часть персонала составляют работники в возрасте от 20 до 30 лет – это положительный фактор, так как организация развивается, существует приемлемость кадров.

Характеристику по образованию персонала дает Рис .3. 

Из рис.3. видно, что 30% персонала имеет высшее образование.

Говоря о распределении сотрудников предприятия по стажу работы, отметим, что доля новичков с опытом работы до 1 года составляет 23%. Каждый пятый сотрудник работает на предприятии от 1 года до 3 лет. Треть сотрудников имеет стаж работы в 3-5 лет. Каждый пятый имеет стаж работы в 5-10 лет (Рис 4).

 

 

Уровень образования персонала ИП Сысолятин А.А.

Рис. 3.

Опыт работы сотрудников на предприятии ИП Сысолятин А.А

Рис. 5.

 

 

2.4.              Анализ существующей структуры управления

 

Основу управления составляют отношения найма. В этой фирме собственник имеет возможность командовать, в связи с тем, что он, открывая работнику доступ к средствам труда, выступает в роли хозяина и нанимателя.

              Принятая организационная структура (линейная) совершенствуется в течение многих лет и вполне устраивает фирму и её руководителей. Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной системе:

Информация о работе Управление персоналом на малом предприятии