Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 13:15, курсовая работа
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит предпринимательству, нашедшему отражение, прежде всего в малом бизнесе, который в значительной степени способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Общие вопросы управления малым предприятием………………6
Какие предприятия являются малыми……………………………………..6
Руководство предприятия…………………………………………………...9
Общие вопросы регулирования хозяйственной и иной деятельности предприятия…………………………………………………………………..……10
Менеджмент на малом предприятии……………………………………...11
Управление, направленное на результаты………………………………..11
Предпринимательское управление………………………………………..14
Организационная структура малого предприятия……………………….15
Факторы, определяющие особенности менеджмента на малом предприятии……………………………………………………………………….17
Прошлое и настоящее малого предпринимательства в России. Основные проблемы становления малого бизнеса, с которыми сталкиваются управляющие на малых предприятиях…………………………………………..20
Глава 2. Управление персоналом.……………………………………………..25
Руководитель малого предприятия……………………………………….25
Функции руководителя…………………………………………………….25
Методы и стиль руководства…………………………………...…………27
Взаимодействие предпринимателя (руководителя малого предприятия) и наемного работника…………………………………………………………….29
Критерии подбора персонала…………………………………….………..31
Подбор и обучение кадров……………………………………….………..33
Формирование работоспособной группы………………………..……….34
Глава 3. Управление финансами малого предприятия………….…………37
Финансово-экономическая деятельность малой фирмы………….……..37
Информационная база для принятия финансово-экономических управленческих решений…………………………………………………………39
Управление затратами……………………………………………………..41
Управление оборотным капиталом малого предприятия……………….51
Общие положения………………………………………………………….51
Управление денежными средствами……………………………….……..53
Управление дебиторской задолженностью………………………………56
Управление запасами………………………………………………………58
Регулирование объемов незавершенного производства…….….….……61
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………64
Главными характеристиками оборотных средств являются: ликвидность, объем, структура.
Элементы оборотных средств имеют различную ликвидность (абсолютная ликвидность свойственна лишь денежным средствам). Объем и структура оборотных ресурсов зависят от отраслевой специфики и направленности бизнеса. Управляющие воздействия должны осуществляться по каждой структурной составляющей оборотных средств, то есть необходимо комплексное управление.
К денежным средствам относятся деньги, находящиеся в кассе, на расчетных и депозитных счетах. К денежным эквивалентам относятся и ценные бумаги как высоколиквидные элементы оборотных средств. В функции управляющего финансами входит решение задачи оптимального запаса денежных (наличных) средств, так как их значительный объем, с одной стороны позволяет повысить платежеспособность фирмы, с другой – к замораживанию свободных денежных средств.
При управлении денежными потоками следует учитывать, что денежные средства необходимы, прежде всего, для выполнения текущих операций, а так как между их притоком и оттоком всегда имеется временной лаг, то фирма может иметь на расчетном счете запас свободных денежных средств. Кроме того, свободные денежные средства нужны для осуществления непредвиденных платежей и инвестирования в эффективные проекты.
Также следует учитывать, что получение прибыли не гарантирует наличия денежных средств при определенных экономических условиях, что иллюстрирует пример.
Наименование |
На начало планируемого периода |
Недели |
Всего, к концу планируемого периода | |||
Первая |
Вторая |
Третья |
Четвертая | |||
Объем продаж, шт. |
15 |
20 |
27 |
34 |
96 | |
Выручка, руб. |
300 |
400 |
540 |
680 |
1920 | |
Затраты, руб. |
240 |
320 |
432 |
544 |
1536 | |
Прибыль нарастающим итогом |
60 |
140 |
248 |
384 |
384 | |
Наличные денежные средства, руб. |
300 |
60 |
40 |
8 |
4 |
4 |
Расчеты показывают, что, несмотря на то, что предприятие прибыльное, к концу месяца оно останется практически без денежных средств. Однако, если принять решение о прекращении роста объема продаж в следующем месяце, то есть оставить на достигнутом уровне, то величина денежных средств в следующем месяце будет увеличиваться и составит в первую неделю – 140 руб., во вторую – 276 руб., в третью – 412 и в четвертую – 548 руб.
В структуре оборотных средств достаточно значительной является доля дебиторской задолженности, особенно в условиях неплатежей, характерных для российской экономики. На уровень дебиторской задолженности влияют: основной вид бизнеса и выпускаемой продукции (оказываемых услуг), объемы товарооборота, принятая система скидок и другие условия продаж.
Каждая фирма, разрабатывая свою торгово-кредитную политику, устанавливает долю возможной продажи товаров в кредит от общей величины товарооборота.