Управление на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит предпринимательству, нашедшему отражение, прежде всего в малом бизнесе, который в значительной степени способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Общие вопросы управления малым предприятием………………6
Какие предприятия являются малыми……………………………………..6
Руководство предприятия…………………………………………………...9
Общие вопросы регулирования хозяйственной и иной деятельности предприятия…………………………………………………………………..……10
Менеджмент на малом предприятии……………………………………...11
Управление, направленное на результаты………………………………..11
Предпринимательское управление………………………………………..14
Организационная структура малого предприятия……………………….15
Факторы, определяющие особенности менеджмента на малом предприятии……………………………………………………………………….17
Прошлое и настоящее малого предпринимательства в России. Основные проблемы становления малого бизнеса, с которыми сталкиваются управляющие на малых предприятиях…………………………………………..20
Глава 2. Управление персоналом.……………………………………………..25
Руководитель малого предприятия……………………………………….25
Функции руководителя…………………………………………………….25
Методы и стиль руководства…………………………………...…………27
Взаимодействие предпринимателя (руководителя малого предприятия) и наемного работника…………………………………………………………….29
Критерии подбора персонала…………………………………….………..31
Подбор и обучение кадров……………………………………….………..33
Формирование работоспособной группы………………………..……….34
Глава 3. Управление финансами малого предприятия………….…………37
Финансово-экономическая деятельность малой фирмы………….……..37
Информационная база для принятия финансово-экономических управленческих решений…………………………………………………………39
Управление затратами……………………………………………………..41
Управление оборотным капиталом малого предприятия……………….51
Общие положения………………………………………………………….51
Управление денежными средствами……………………………….……..53
Управление дебиторской задолженностью………………………………56
Управление запасами………………………………………………………58
Регулирование объемов незавершенного производства…….….….……61
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………64

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 163.85 Кб (Скачать)

 

Оборотные  средства (или оборотный капитал) являются динамичным ресурсом, определяющим жизнедеятельность фирмы. Они относятся к категории текущих активов и соответствуют циклам производства и реализации продукции (услуг).

Главными характеристиками оборотных средств являются: ликвидность, объем, структура.

Основными составляющими оборотных средств являются:

  • денежные средства (наличные в кассе и на р/с);

  • дебиторская задолженность;

  • запас (товарно-материальный или производственный);

  • незавершенное производство.

Элементы оборотных средств имеют различную ликвидность (абсолютная ликвидность свойственна лишь денежным средствам). Объем и структура оборотных ресурсов зависят от отраслевой специфики и направленности бизнеса. Управляющие воздействия должны осуществляться по каждой структурной составляющей оборотных средств, то есть необходимо комплексное управление.

Оборотные средства входят в состав активов, являясь текущими активами. В свою очередь текущие активы с точки зрения управленческих воздействий состоят из постоянной (систематической) доли и переменной (изменяющейся в зависимости от различных факторов). Как правило, постоянная доля оборотных ресурсов представляет собой минимально необходимый уровень для осуществления планируемой производственной деятельности.

Дополнительные ресурсы обусловлены изменяющейся ситуацией на рынках поставщиков, потребителей, производителей. Следовательно, поддержание общей величины оборотных средств в оптимальных размерах, в том числе по каждой из составляющих этих ресурсов, является главной задачей управления оборотным капиталом.

Управления оборотными средствами всегда рассматривается в совокупности с  краткосрочными (текущими) обязательствами, которые покрываются оборотными ресурсами. В успешно развивающейся фирме текущие активы должны превышать величину текущих (краткосрочных) обязательств, к которым относится краткосрочная кредиторская задолженность, в том числе по товарным кредитам, обязательные платежи (сборы, налоги, отчисления, оплата счетов-фактур и прочие выплаты), расчеты по банковским ссудам, займам.

Исходя из того, что существуют оборотные ресурсы и текущие обязательства, необходимо учитывать наличие чистых текущих активов (оборотного капитала), которые представляют собой разницу между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Если долговые обязательства превышают текущие активы, то образуются чистые текущие обязательства, что является сигналом финансовой неустойчивости фирмы.

Таким образом, управление оборотным капиталом связано с поиском решений по основным составляющим оборотных ресурсов и краткосрочным обязательствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.2. Управление денежными средствами.

 

К денежным средствам относятся деньги, находящиеся в кассе, на расчетных и депозитных счетах. К денежным эквивалентам относятся и ценные бумаги как высоколиквидные элементы оборотных средств. В функции управляющего финансами входит решение задачи оптимального запаса денежных (наличных) средств, так как их значительный объем, с одной стороны позволяет повысить платежеспособность фирмы, с другой – к замораживанию свободных денежных средств.

При управлении денежными потоками следует учитывать, что денежные средства необходимы, прежде всего, для выполнения текущих операций, а так как между их притоком и оттоком всегда имеется временной лаг, то фирма может иметь на расчетном счете запас свободных денежных средств. Кроме того, свободные денежные средства нужны для осуществления непредвиденных платежей и инвестирования в эффективные проекты.

В российской экономике существует проблема взаимных неплатежей, что усугубляет ситуацию с притоком денежных средств от продажи продукции и приводит к дефициту оборотных средств.

Для принятия решений о необходимом объеме денежных средств надо учитывать;

  • величину ликвидных активов фирмы;

  • объем долговых обязательств и сроки их выполнения;

  • условия получения краткосрочных кредитов;

  • норму прибыли продукции (услуг);

  • коммерческий риск;

  • платежеспособность потребителей (покупателей);

  • экономические условия.

Также следует учитывать, что получение прибыли не гарантирует наличия денежных средств при определенных экономических условиях, что иллюстрирует пример.

Пример.

Себестоимость единицы продукции 16 руб./шт., цена продукции (без НДС) – 20 руб./шт.
Экономические условия:
  1. Фирма осуществляет еженедельные закупки материалов, комплектующих, так как производственный цикл занимает неделю.
  1. Оплата товара заказчиками производится в день его получения.

  1. Товар пользуется спросом и объем продаж еженедельно увеличивается.

  1. Величина денежных средств на расчетном счете до начала производства составляла 300 руб.

Результаты деятельности и динамику денежных средств фирмы приведем в таблице:

 

Наименование

На начало планируемого периода

Недели

Всего, к концу планируемого периода

Первая

Вторая

Третья   

Четвертая

Объем продаж, шт.

 

15

20

27

34

96

Выручка, руб.

 

300

400

540

680

1920

Затраты, руб.

 

240

320

432

544

1536

Прибыль нарастающим итогом

 

60

140

248

384

384

Наличные денежные средства, руб.

300

60

40

8

4

4


 

 

Расчеты показывают, что, несмотря на то, что предприятие прибыльное, к концу месяца оно останется практически без денежных средств. Однако, если принять решение о прекращении роста объема продаж в следующем месяце, то есть оставить на достигнутом уровне, то величина денежных средств в следующем месяце будет увеличиваться  и составит в первую неделю – 140 руб., во вторую – 276 руб., в третью – 412 и в четвертую – 548 руб.

На поступление денежных влияет период обращения платежных документов, который включает: движение счета к оплате в зависимости от вида отправки (почта, факс и др.), время оплаты счета и его движения обратно к получателю, время регистрации чека (счета) компанией-получателем, время оформления счета в банке и перевода денег на расчетный счет компании-получателя.

Пример. В фирме А ежедневные поступления в среднем составляют 30000 руб. Денежные средства находятся в пути и поступают на расчетный счет через 3 дня. В результате за период обращения замораживается величина, равная

30000 руб. * 3 дня = 90000 руб.

Необходимо также иметь в виду, что остаток денежных средств (кассовый остаток) может давать дополнительный доход.

Пример. Фирма А имеет усредненный остаток денежных средств в следующих размерах: первая неделя – 15000 руб.; вторая неделя – 10000 руб.; третья неделя – 20000 руб.; четвертая неделя – 25000 руб.; итого сумма остатков за период – 70000 руб.

Тогда усредненный ежемесячный остаток денежных средств составит

70000 : 4 = 17500 руб./мес.

Если годовая процентная ставка по депозиту – 24 %, то месячный доход от среднего остатка

17500 * 0,24 : 12 = 350 руб./мес.

Ускорению притока денежных средств может способствовать задержка выплат по обязательствам в пределах возможного или допустимого срока до начала штрафных санкций.

К способам задержки выплат могут относится:

  • вексельная форма расчета (переводные векселя);

  • централизация денежных платежей;

  • задержка отправки платежных документов;

  • клиринг чеков;

  • задержка оплаты счетов-фактур, выдачи заработной платы и т. п.

Пример. Фирма А задерживает оплату счетов на 2 дня, учитывая, что она каждую неделю оплачивает счета-фактуры в среднем на сумму 30000 руб. Какова годовая экономия, если процентная ставка 24 %, а за один день доход по процентам составит 0,06575 %, или 0,0006575 относительных единиц.

Тогда за два дня задержки оплаты по счетам доход составит 39,45 руб. (30000 *(0,0006575 * 2) = 30000 * 0,001315).

А сбережения за год – 2051,4 руб./год (39,45 * 52 недели).

Таким образом, ускорение поступлений и отсрочка выплат денежных средств в одинаковой мере влияют на денежные потоки, так как даже при отсутствии инфляции рубль, полученный сегодня, стоит дороже, чем рубль, который будет получен завтра.

На управление денежными потоками влияет и основной вид деятельности. Если фирма занимается оптовыми продажами и товарооборот ее растет, то определяющим условием является уровень товарных запасов, так как в этом случае даже небольшие отклонения во времени между продажей и поставкой товаров могут оказать значительное влияние на динамику денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.3. Управление дебиторской задолженностью.

 

В структуре оборотных средств достаточно значительной является доля дебиторской задолженности, особенно в условиях неплатежей, характерных для российской экономики. На уровень дебиторской задолженности влияют: основной вид бизнеса и выпускаемой продукции (оказываемых услуг), объемы товарооборота, принятая система скидок и другие условия продаж.

Для контроля за уровнем дебиторской задолженности в конце заданного периода (обычно месяца) составляется список должников, в том числе, отдельно выделяются просроченные дебиторы.

Ключевой задачей управления дебиторской задолженностью является поиск путей ускорения получения долгов и уменьшения числа безнадежных дебиторов.

При работе с потенциальными дебиторами целесообразно использовать приемы, позволяющие снизить риск при управлении дебиторской задолженностью:

  • торговые отзывы, особенно о новых клиентах;

  • банковские справки (референции);

  • материалы агентств по кредитной информации;

  • условия продаж (максимальный срок товарного кредита, скидки, штрафы за просрочку, условия перехода права владения товаром, форма арбитража и т. д.);

  • процедуры выставления счета-фактуры;

  • страхование о возможных невыплат долгов;

  • процедуры взыскания просроченных задолженностей;

  • наблюдение за динамикой задолженностей.

Каждая фирма, разрабатывая свою торгово-кредитную политику, устанавливает долю возможной продажи товаров в кредит от общей величины товарооборота.

Оценка допустимой дебиторской задолженности (Wдб) определяется по формуле:

 

Wдб = Срок кредита, мес. / 12 месяцев * Общий ежегодный объем продаж

 

Товарно-кредитная политика фирмы включает:

  • определение максимальной степени риска сделки;

  • установление периода товарного кредита;

  • установление скидок для своевременных выплат;

  • определение допустимого объема товарного кредита;

Информация о работе Управление на малых предприятиях