Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 13:15, курсовая работа
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит предпринимательству, нашедшему отражение, прежде всего в малом бизнесе, который в значительной степени способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Общие вопросы управления малым предприятием………………6
Какие предприятия являются малыми……………………………………..6
Руководство предприятия…………………………………………………...9
Общие вопросы регулирования хозяйственной и иной деятельности предприятия…………………………………………………………………..……10
Менеджмент на малом предприятии……………………………………...11
Управление, направленное на результаты………………………………..11
Предпринимательское управление………………………………………..14
Организационная структура малого предприятия……………………….15
Факторы, определяющие особенности менеджмента на малом предприятии……………………………………………………………………….17
Прошлое и настоящее малого предпринимательства в России. Основные проблемы становления малого бизнеса, с которыми сталкиваются управляющие на малых предприятиях…………………………………………..20
Глава 2. Управление персоналом.……………………………………………..25
Руководитель малого предприятия……………………………………….25
Функции руководителя…………………………………………………….25
Методы и стиль руководства…………………………………...…………27
Взаимодействие предпринимателя (руководителя малого предприятия) и наемного работника…………………………………………………………….29
Критерии подбора персонала…………………………………….………..31
Подбор и обучение кадров……………………………………….………..33
Формирование работоспособной группы………………………..……….34
Глава 3. Управление финансами малого предприятия………….…………37
Финансово-экономическая деятельность малой фирмы………….……..37
Информационная база для принятия финансово-экономических управленческих решений…………………………………………………………39
Управление затратами……………………………………………………..41
Управление оборотным капиталом малого предприятия……………….51
Общие положения………………………………………………………….51
Управление денежными средствами……………………………….……..53
Управление дебиторской задолженностью………………………………56
Управление запасами………………………………………………………58
Регулирование объемов незавершенного производства…….….….……61
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………64
Разработав должностную инструкцию руководитель фирмы будет знать, что требуется от сотрудника. Далее необходимо определить критерии, по которым фирма будет подбирать работника, в наибольшей степени подходящего для данной должности. Минимально необходимый перечень таких критериев приведен в таблице:
Критерий |
Характеристика критерия |
Физические данные |
Здоровье, возраст, внешность, манеры |
Образование и опыт |
Профиль и уровень образования, стаж работы, специальные навыки |
Интеллект |
Способность быстро схватывать суть проблемы, свободно выражать свои мысли, умение слушать, желание учиться |
Личные черты |
Трудолюбие, позитивное отношение к жизни, инициативность, упорство, честолюбие (три последние – часто отрицаются российскими руководителями) |
Диспозиция |
Лидерство, чувство ответственности, общительность, хорошее отношение к людям, организованность |
На основе названных критериев составляется весь набор требований для конкретной должности. Это ускорит процесс отбора кандидатов и собеседования с ними.
2.3. Подбор и обучение кадров.
Для подбора кадров в российской практике существует много методов: через друзей и родственников, путем объявлений в газетах, по радио и телевидению, путем расклеивания объявлений, а также с помощью агентств по трудоустройству. С каждым кандидатом проводится подробное собеседование. Возможно и письменное тестирование. В итоге выясняется пригодность кандидата для соответствующей должности и отбирается наиболее подходящий.
Условия, на которых принимается на работу подобранный работник, обычно излагаются в форме договора с правами и обязанностями сторон. Каждый сотрудник, прежде чем приступить к работе, должен расписаться в документе, где излагаются все условия найма и работы в данной должности. Этот документ впоследствии может защитить и работника и нанимателя от претензий в случае возникновения спора. В процессе отбора кандидатов руководитель фирмы останавливает свой выбор на наиболее квалифицированных и опытных специалистах. Однако трудно рассчитывать, сто новички сразу поймут, например, организационную структуру предприятия или быстро освоят какое-либо специальное оборудование. Да и работающим сотрудникам тоже необходимо обновлять свои знания по различным аспектам бизнеса в привязке к выполняемой ими работе. Отсюда возникает потребность в обучении кадров, которое позволяет решить следующие задачи:
Обучение можно проводить по разному:
Следует продумать и такие вопросы:
Кто будет осуществлять обучение?
Кого необходимо обучать в первую очередь?
Где организовать обучение?
Какова продолжительность обучения?
Какова стоимость обучения?
После завершения программы обучения предстоит оценить ее эффективность. Для этого можно провести опрос сотрудников и инструкторов, анализ их комментариев и в последствии оценить качество работы сотрудника, прошедшего обучение.
В малом бизнесе в целях организации эффективной работы важно формировать коллектив не просто набором отдельных специалистов, а путем создания дееспособных групп. При этом необходимо учесть ряд факторов, которые непосредственно влияют на эффективность работы группы. Эти факторы приведены в следующей таблице:
Факторы, влияющие на эффективность работы группы
Факторы |
Характеристика факторов |
Размер |
От 3 до 9 человек. Предпочтительное число членов – 5 человек |
Состав |
Люди с непохожими чертами характера |
Групповые нормы |
Нормы, принятые группой, определяют, какое поведение и какая работа ожидается от членов группы |
Сплоченность |
Тяготение членов группы друг к другу и к группе |
Конфликтность |
Различия во мнениях повышают уровень эффективности работы, то есть предпочтительно не единомыслие, а здоровый уровень конфликтности |
Статус членов группы |
Имеющие высокий статус члены группы не доминируют |
Роли членов группы |
Члены группы способствуют достижению целей и социальному взаимодействию |
Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи взгляды способствуют достижению целей организации и созданию корпоративного духа, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Каждая группа имеет свою динамику. Возникающие и формируемые группы проходят примерно одни и те же стадии развития. Чем более развита группа, тем эффективнее ее деятельность. По этой причине руководитель, ориентированный на результат и использующий организацию работы командой, должен хорошо знать стадии развития группы и заботиться о том, чтобы формировалась сплоченная, работоспособная группа. Стадии развития группы представим в виде таблицы:
Стадии развития группы
Стадия |
Характерные признаки |
1. Формирование новой группы |
Индивиды ищут свои роли |
2. Приобретение навыков |
Выяснение форм деятельности |
3. Упрочнение групповой работы |
Участники начинают действовать как группа |
4. Разделение на подгруппы |
Критиканы находят друг друга |
5. Внутренняя гармония |
«Счастливая семья» любой ценой |
6. Дробление |
Критическая стадия, на которой рушится притворное равновесие |
7. Идеальная группа |
Гибкая и эффективная группа, работа которой основывается не только на делах, но и на чувствах |
Должен отметить, что по наблюдениям все больше руководителей малых предприятий в России, особенно молодых при управлении стараются создать вышеописанную рабочую группу у себя на предприятии.
Глава 3. Управление финансами и производством малого предприятия.
Малая фирма не имеет возможностей пригласить высококвалифицированных специалистов по финансово-экономической и другим направлениям деятельности, поэтому генеральный управляющий и менеджеры функционального уровня должны быть разносторонне образованными «универсальными» с опытом решения вопросов по всем аспектам жизнедеятельности фирмы.
В идеале эти условия должны соблюдаться и обеспечиваться одновременно, что гарантирует финансовую устойчивость фирмы. Однако для достижения этого необходимо постоянное внимание управляющего к финансово-экономическим вопросам.
В управлении финансами фирмы существует классический набор финансовых инструментов, к которым относятся: финансовый анализ; финансовое планирование, включающее разработку бюджета, баланса, динамики финансового потока; управление привлечением заемных средств (или кредитов), основным и оборотным капиталом, размещением свободных средств, инвестициями; лизинг; траст; факторинг; страхование и др.