Управление конфликтными ситуациями и развитие организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Часто управленцы не могут увидеть причину конфликта. И начинают хаотично действовать в таких ситуациях, чётко не продумывая в свои шаги. Тактика действий их груба. Конечно, они могут “погасить” на время конфликт, устраняя на своём пути видимые шероховатости. Это не есть сама суть. Действия эти подобны действиям нерадивого огородника, который борясь с сорняками на своих 6 соток, обрывает лишь ботву, оставив не тронутым корень. А ведь сорняк функционирует, хоть и трудно его найти. Так же обстоит дело и с неправильным управлением конфликта.
Цель данной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_UP.doc

— 227.00 Кб (Скачать)
>     Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение отдельных условий:

     -существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;

     -отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;

     -соответствие стадии развития конфликта возможностей переговоров;

     -участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

     Каждый  конфликт  в  своём  развитии проходит  несколько этапов.

     Я  графически  попыталась  изобразить  это   на  рисунке 2 :

         Этапы развития конфликта      Возможности  переговоров
         Напряжённость

         несогласие

         Переговоры  проводить рано, ещё  не все составляющие конфликта определились
     
         Соперничество, враждебность
     
         Переговоры  рациональны
     
         Агрессивность
     
         Переговоры с участием третьей стороны
     
         Насилие
     
         Переговоры  невозможны
 

       Рисунок 2. Возможность переговоров в зависимости от этапа развития  конфликта 

     На  некоторые  из них переговоры могут  быть не приняты, так как ещё рано, а на других будет уже поздно их начинать  и тогда возможны только ответные агрессивные действия.

     Считается, что переговоры целесообразно вести  только  с тем силами, которые  имеют власть  в  сложившейся  ситуации  и  могут  повлиять  на  исход  события.

     Можно  выделить  несколько групп,  чьи интересы  затрагиваются в конфликте:

     -первичные группы – затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но  не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;

     -вторичные группы – затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени.

     -третьи группы- заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.

     Правильно  организованные  переговоры проходят  последовательно   несколько стадий:

     -подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);

     -предварительный выбор позиций (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);

     -поиск взаимоприемлемого  решения (психическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);

     -завершение (выход из возникшего кризиса  или переговорного тупика)

       Подготовка к началу переговоров. Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой  из групп они  представляют.

                Кроме сбора информации, на этой  стадии необходимо чётко сформулировать  свою цель участия в переговорах.

               В этой связи следует ответить  на такие вопросы:

     -в чём состоит основная цель проведения переговоров (рис.3)

         Формулировка  целей      Возможные результаты
         Отражение в максимальной степени наши интересы      Наиболее  желательные для нас результаты
     
         Учитывают наши интересы
     
         Допустимые  результаты
     
         Практически не учитывают  наши интересы
     
         Неприемлемые  результаты
     
         Ущемляют наши интересы
     
         Совершенно  неприемлемые
 

     Рисунок 3. Возможные цели и результаты участия в переговорах

     -какие  есть в распоряжении альтернативы?

               Реально переговоры проводят  ради достижения результатов,  которые были бы наиболее желательными  и допустимыми.

     -если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон?

     -в чём состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне?

          Также прорабатываются процедурные вопросы :

     где лучше проводить переговоры?

     какая атмосфера ожидается на переговорах?

     важны ли в будущем хорошие отношения  с оппонентом?

        Опытные переговорщики считают,  что от данной стадии, если  она правильно организована, на 50% зависит  успех всей  дальнейшей  деятельности.

     Вторая  стадия переговоров  – первоначальный выбор позиций (официальные заявления участников переговоров).

     Эта стадия  позволяет  реализовать  две цели участников переговорного  процесса:

     -показать оппонентам, что их интересы вам известны и  вы  их учитываете;

     -определить поле для манёвра и попытаться оставить в нём как можно больше места для себя.

       Обычно переговоры начинаются  с заявления  обеих сторон  об их желаниях  и  интересах.  При помощи фактов и принципиальной  аргументации.

     Например, “задачи компании”,  “общий интерес”

     Стороны пытаются укрепить свои позиции.

     Если  переговоры проходят с участием посредника (ведущего, переговорщика), то  он должен каждой стороне дать возможность высказаться  и сделать всё от  него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга

     Кроме того, ведущий определяет факторы  сдерживания сторон и управляет  ими: допустимое время на обсуждаемые  вопросы, последствия от невозможности  прийти к компромиссу. Предлагает способы  принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет  процедурные вопросы.

     Третий  этап переговоров   состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе.

     На  этом  этапе  стороны  проверяют  возможности  друг  друга, насколько  реальны  требования  каждой  из  сторон  и  как  их выполнение  может  отразиться  на  интересах  другого участника. Оппоненты  представляют  факты, выгодные только им, заявляют  о  наличии  у них  всевозможных альтернатив.

     Здесь же возможны различные манипуляции  и психологические давления на противоположную  сторону,  попытка оказать давление на ведущего, захватить инициативу всеми возможными способами.

     Цель  каждого из участников – добиться равновесия или небольшого доминирования.

     Задача  посредника на данном этапе – увидеть  и привести  в действие возможные  комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры   в русло конкретных предложений.

     В случае если переговоры начинают приобретать  резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения

       Четвёртый этап – завершение переговоров или выход из тупика.

     К этому этапу уже существует значительное   количество различных предложений  и вариантов, но   соглашения по ним ещё не достигнуто. Время  начинает  поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок,  сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно  для конфликтующих сторон чётко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу. Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу. 

     Методы  управления поведением личности

     Управление  поведением представляет систему мер  по формированию принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки с разумными затратами. Организация в соответствии со своими целями, стратегией, организационной структурой, спецификой деятельности подбирает себе специалистов на определенные роли, для выполнения конкретных функций и получения требуемых результатов, за которые полагается определенное вознаграждение. Личность, имея представление о себе и своих возможностях, с учетом своих целей вступает во взаимоотношения с организацией, стремясь занять в ней определенное место, выполнить определенную работу и получить вознаграждение. Личность ожидает от организации: место в социальной структуре, конкретную интересную работу, желаемое вознаграждение. Организация ожидает от индивида: квалификационные и личностные характеристики для выполнения работы, требуемые результаты работы, признания принятых норм поведения. При правильном управлении ожидания личности и организации приближаются друг к другу. Задача управления поведением состоит в достижении соответствия взаимных ожиданий индивида и организации. 

     Методы, включающие ответные агрессивные действия

     Эта группа методов применяется в  крайних случаях, когда исчерпаны  возможности всех предыдущих методов. 

     Общие рекомендации по управлению конфликтами

          Общие рекомендации по управлению  конфликтами, специалисты, выделили в 6 элементов

     Признать  существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так вопросы решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый  выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации.

       Определить возможность  переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него  и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

     Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчётом затрат по каждому из них. Подготавливают списка возможных действий по регулированию конфликта.

     Осознать  ценности конфликта. Это крайне важный момент. И руководители предприятия и участники конфликтной группы должны видеть ценность изменений вызванных конфликтом. Конфликты просто необходимы для нормального, не говоря уже об ускоренном, развитии предприятия и ли организации. И при естественном ходе дел, какой бы тихой и спокойной не казалась атмосфера в организации, в ней обязательно будут конфликты. И это очень хорошо и для владельцев предприятия и для фирмы. Конструктивные конфликты вносят новизну.

     Реализовать план по урегулированию конфликта. Действия должны быть согласованными, справедливыми и простыми. Нужно помнить, что своевременное действие может принести большую пользу.

     Проверить исполнения. Не следует полагать, что однократное действие может разрешить личностные конфликты, оно может только спрятать проблему. Постоянно наблюдайте за развитием ситуации и исследуйте ее снова и снова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление конфликтными ситуациями и развитие организации