Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:43, реферат
Управлять инновационной деятельностью ДОУ - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой......
Федеральное агентство Российской Федерации по науке и образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Центр образовательных инициатив
Кафедра профессиональной педагогики и психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
«Управление инновационной деятельностью педагогов в ДОУ»
Выполнила:
«Менеджмент в образовании»
Омск 2011г.
Управлять инновационной деятельностью ДОУ - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Плановая деятельность в управлении инновациями заключается в их отборе и отборе содержания инновационных изысканий педагогов. Результатом становится программа инновационной деятельности ДОУ или ее модель. В содержание данной модели могут быть включены:
-Обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, парциальных программ дополнительного образования.
- Обновление методической
работы: отбор инновационного
-Модернизация управления качеством образования: реализация групп условий благоприятных для осуществления инноваций. Эти условия можно структурировать на следующие основные группы:
-нормативно-правовые;
-перспективно-ориентирующие;
-деятельностно-стимулирующие;
-информационно-
Нормативно-правовая группа условий характеризует правовые и нравственные основания, предопределяющие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности. Основным нормативно-регламентирующим документом по развертыванию инновационных стратегий в дошкольном образовании является «Концепция модернизации российского образования».
Перспективно-ориентирующая группа условий служит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности. Эта группа условий позволяет руководителю ДОУ определить социально-ценные ожидаемые результаты и увидеть перспективы инновационного процесса.
Деятельностно - стимулирующая группа условий отражает специфику конкретного ДОУ, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулируя работу педагогов ДОУ путем создания комплекса материальных , моральных и психологических условий, можно достичь высоких результатов в инновационной деятельности. Руководителю необходимо защитить педагогов от непомерных нагрузок, выделить в режиме рабочего дня время для занятий проектированием инновационной деятельности ( для разработки перспективных планов, программ, конспектов, сценариев). Это должно быть закреплено управленческим решением внутри ДОУ.
Деятельностно- стимулирующая группа условий включает также систему мотивации творческого педагогического труда. Это могут быть планы карьерного роста каждого педагога, проектирующие его шаги по достижению определенного профессионального уровня.
Информационно-коммуникативная группа условий отражает взаимосвязи между различными компонентами профессиональной деятельности. Инновационная деятельность педагогов станет продуктивнее, если они будут информированы об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике.
В содержание программы инновационной деятельности должны войти:
-Направления инноваций;
-Ожидаемые результаты;
-Мероприятия по реализации
выдвинутых приоритетных
На наш взгляд, целесообразно определить следующие направления инновационной деятельности:
отбор инновационного содержания дошкольного образования;
проектирование наиболее эффективных и адекватных данному содержанию педагогических технологий;
готовность педагогов к инновационной деятельности;
содержание и организация инновационной методической работы, обеспечивающей повышение профессиональной и методической компетентности педагогов;
психологическое сопровождение инновационных процессов.
Ожидаемыми результатами инновационной деятельности является рост профессиональной и методической компетентности педагогов, повышение уровня их готовности к инновационной деятельности и качества дошкольного образования, подготовка инновационной методической продукции ( это могут быть перспективные планы по инновационным направлениям, рабочие программы, методические разработки, авторские программы, методические и учебные пособия и т.д.
В качестве мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности проектируется система методической помощи педагогам и их поддержки в инновационной деятельности: проблемные и проектные семинары, школы профессионального мастерства, педагогические гостиные и мастер-классы.
В целях организации инновационной деятельности ДОУ необходимо создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью. Такими подразделениями являются творческие группы педагогов по проблемам, методические объединения, школы молодых воспитателей и профессионального мастерства.
Нормативно-правовая база для организации деятельности структурных инновационных подразделений включает:
приказ на создание структурного подразделения;
положение о структурном подразделении;
план его работы на текущий период;
протоколы заседаний;
экспертное заключение на инновационную методическую продукцию, созданную участниками структурных подразделений.
Это могут быть методические разработки по отдельным направлениям дошкольного образования (экологическому, здоровьесбережению и т.д.) авторские образовательные программы, методические рекомендации, учебные пособия, сборники конспектов , подготовленный к тиражированию позитивный педагогический опыт.
Организация управления инновациями в ДОУ предполагает три взаимосвязанных этапа:
I-разработка участниками инноваций моделей предстоящей деятельности;
II-перевод разработанных моделей предстоящей деятельности в различные формы управленческих решений, определение отношений между участниками инноваций;
III- мобилизация усилий
участников на реализацию
В чем же может проявляться функция стимулирования при управлении инновациями?
Модель включает в себя следующие составляющие:
1.Материальное стимулирование:
- положение о премировании работников ДОУ;
- о доплатах и надбавках в ДОУ;
- порядке установления доплат и надбавок работникам ДОУ;
-доплатах и надбавках стимулирующего характера за участие в экспериментальной работе.
2.Моральное стимулирование :
- положение о едином методическом дне ( с конкретизацией свободного рабочего времени на инновационную деятельность);
- положение о награждении
педагогических работников (Почетный
работник общего образования
РФ, Заслуженный учитель РФ, грамота
Министерства образования и
-назначение педагогов ДОУ на руководство методическими объединениями в рамках образовательного учреждения ;
- выдвижение педагогов для участия в конкурсе «Воспитатель года»;
- аттестация педагога
на высшую квалификационную
- организация творческих отчетов и мастер-классов педагогов-новаторов, семинаров для воспитателей ДОУ и города;
-торжественное вручение
педагогам авторских
В инновационной деятельности контролируется:
-качество и уровень
образованности детей
-влияние инноваций на
профессиональную
-влияние инноваций на
соматическое и
Для организации контроля необходим адекватный инструментарий:
-карты оценки психологического здоровья воспитанников;
-экспертные карты оценки
профессиональной и
-разные виды мониторинга уровня образованности детей по инновационным направлениям.
Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.
Информация о работе Управление инновационной деятельностью педагогов ДОУ