Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа
Цель работы – изучение управленческих команд в современных условиях, предпосылок их формирования и развития для повышения эффективности командообразования в ООО «Фактор».
Объект – ООО «Фактор».
Предмет – процессы формирования управленческой команды в ООО «Фактор» и их деятельность.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая разработка проблемы управленческих команд в современных условиях………………………………………………………………5
Предпосылки возникновения управленческих команд …………...……….5
Понятие команды……………………………………………………………..7
Условия существования управленческой команды……………………….13
Глава 2. Анализ и результаты исследования управленческих команд в современных условиях на примере ООО «Фактор»……………………………..15
2.1. Характеристика ООО «Фактор»……………………………………………15
2.2. Результаты исследования……………………………………………………19
2.3. Рекомендации и предложения по совершенствованию управленческой команды ООО «Фактор»…..…………………………………………………...…..24
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………………28
Приложение 1……………………………………………………………………….30
Приложение 2……………………………………………………………………….31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая разработка
проблемы управленческих команд в современных
условиях…………………………………………………………
Глава 2. Анализ и результаты исследования управленческих команд в современных условиях на примере ООО «Фактор»……………………………..15
2.1. Характеристика
ООО «Фактор»……………………………………………
2.2. Результаты исследования………………………………………………
2.3. Рекомендации и предложения по совершенствованию
управленческой команды ООО «Фактор»…..…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1……………………………………………………………………….
Приложение 2……………………………………………………………………….
Введение
Актуальность темы обусловлена, во-первых, обострением конкуренции в условиях глобализации, как на внутреннем, так и на внешнем рынках; во-вторых, быстротой изменений условий деятельности в технико-технологических, промышленно-производственных, социальных сферах; в-третьих, усилением неопределенности внешней среды; в-четвертых, необходимостью диверсификации организациями своей деятельности.
Отсюда повышенные требования к гибкости организации, ее способности приспосабливаться к новым быстроменяющимся условиям, постоянно обеспечивать свою конкурентоспособность.
Сегодня, в организациях резко возрастает роль и значение системы управления способной своевременно принимать адекватные решения и создавать все необходимые условия (ресурсные, финансовые, кадровые, информационные, имиджевые и т.п.) для их реализации.
В то же время, в самой системе управления организации происходят существенные подвижки в силу: нарастания информационных потоков; усложнения процесса принятия управленческих решений; смены ценностных ориентиров высокопрофессиональных управленцев. Эти изменения касаются, прежде всего, структур и субъектов управления. Структуры становятся все менее жестко иерархичными, гибкими, матричными. Что касается субъектов, то налицо: а) рост их числа; б) образование множества горизонтальных связей между ответственными исполнителями. Все это создает предпосылки для формирования управленческих команд различного уровня и масштаба.
Иными словами, тенденцию современного управления можно определить как поиск способов повышения отдачи человеческого потенциала, прежде всего, управленческого в рамках наиболее целесообразных производственных и управленческих структур организаций. Анализ факторов, влияющих на развитие систем управления организациями, позволил прийти к выводу о том, что появление на них управленческих команд является отражением объективных процессов, происходящих в менеджменте на современном этапе, и способно решить многие проблемы, имеющие место в управлении.
При всем многообразии теоретических подходов и практических методов решения данных задач в разнообразных условиях, наибольший эффект приносит создание команд, нацеленных на решение конкретных проблем организации. Именно команда становится ядром, осваивающим производство нового продукта или вводящим в оборот новую услугу, внедряющим новую технику и технологию, обеспечивающим выход на новые рынки, привлекающим новые ресурсы и распространяющим новые формы и методы организации производства и управления. Именно команды становятся прообразом организации будущего.
В качестве методологической основы использовались работы зарубежных и отечественных авторов.
Цель работы – изучение управленческих команд в современных условиях, предпосылок их формирования и развития для повышения эффективности командообразования в ООО «Фактор».
Объект – ООО «Фактор».
Предмет – процессы формирования управленческой команды в ООО «Фактор» и их деятельность.
Задачи:
- рассмотреть предпосылки возникновения управленческих команд;
- раскрыть понятие команды в организации;
- показать важнейшие этапы командообразования и методы формирования управленческих команд;
- выявить условия для эффективного существования управленческой команды;
- выявить проблемы формирования управленческих команд в ООО «Фактор»;
- разработать рекомендации формирования эффективной управленческой команды ООО «Фактор».
Методы исследования – анализ, наблюдение, тестирование.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретическая разработка проблемы управленческих команд в современных условиях.
1.1. Предпосылки возникновения управленческих команд
Об управленческих командах и их создании специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно, чуть больше 30 лет назад. Первые исследования командной деятельности, опубликованные в начале 60-х годов XX века, были посвящены поискам способов повышения эффективности и продуктивности именно управленческого труда. И это не случайно.
Возникновение интереса
к командному подходу также связано
со следующими тенденциями в области
развития организаций и
Почти все успешно развивающиеся и обладающие высокой конкурентоспособностью фирмы и корпорации и в нашей стране, и за ее пределами строят свое развитие как на основе удовлетворения запросов потребителей настоящего времени, так и потребностей завтрашнего дня, создавая отделы новой техники, проблемно-перспективные лаборатории и т. д.
Подразделения такого рода характеризуются повышенной подвижностью организационных структур — им свойственна «меняющаяся геометрия», зависимая от смены задач (переход сотрудников от проекта к проекту, приглашение внешних экспертов и исполнителей, создание временных отделов и т. п.). Успешное функционирование их основывается, в частности, на повышении инновационных способностей исследовательской группы за счет создания «поля идей», атмосферы творческого поиска, а также коллектива единомышленников, принимающих на себя ответственность за перспективы развития организации вместе с администрацией, что, по сути, является проявлением командного подхода в инновационном менеджменте.
Рассматривая
Понимание руководителями правил командной игры определяет быстрое и эффективное решение таких ситуаций, как нечеткое распределение обязанностей при реализации проекта, повышение мотивации предметной деятельностью и осознание причин низкого личного вклада конкретного члена группы, устранение межличностных трений и таких, в которых происходит столкновение личных мотивов и нужд организации.
Признание самого существования командного подхода связано с последними исследованиями в области развития организации и представлениями о последней как об обладающей особой культурой, ценностями, символическими ритуалами.
Согласно идеям классиков и ряда современных авторов, следует всегда стремиться максимально использовать преимущества разделения груда. Для этого, создавая систему управления, необходимо заранее четко распределить между членами организации права, обязанности, ответственность, исполнительские и управленческие функции. Людей нужно подбирать и обучать, добиваясь их соответствия профессиональным и должностным характеристикам, зафиксированным в тарифно-квалификационных справочниках и должностных инструкциях.
Таким образом, для тех организаций, которые в силу специфики собственной деятельности или в силу специфики тех рынков, на которых им приходится работать, вступили в постиндустриальную эру, крайне важным становится вопрос алгоритмов создания таких управленческих команд и рецептов дальнейшего повышения их эффективности. Для многих организаций решение этих вопросов становится фактором их выживания.
Используя термин «команда», зачастую имеют в виду разные, часто противоположные вещи. В русском языке слово «команда» имеет два распространенных значения: команда как приказ и команда как группа людей, организованная для определенной цели. Нас интересует второе значение этого слова. Однако и в этом значении термин «команда» несет разный смысл для разных людей. Одни, услышав это слово, вспоминают только о спорте, о тренировках, другие — о совместной деятельности, связанной с сотрудничеством и помощью друг другу, третьи думают, что любая группа, которая работает вместе — команда, некоторые полагают, что любая управленческая группа — команда.
Часто команда определяется как несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы или деятельности. Другое, более сложное определение термина «команда» — это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов. Члены команды взаимозависимы в работе, т. е. для достижения разделяемых целей они нуждаются в работе других членов.
В данных определениях подчеркивается три важных момента, характерных для команд.
Взаимозависимость. Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие члены команды зависят от работы каждого. В команде все делятся рабочей информацией друг с другом. Члены команды также воспринимаются как равноправные участники процесса Деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.
Разделяемая ответственность. Ответственность за командные цели понимается и разделяется всеми.
Результат. Ответственность за командные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность.
Таким образом, команда – это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.1
Этапы формирования и развития управленческой команды.
В самом общем виде управленческая команда представляет собой специфическую общность специалистов, объединенных посредством формальных и неформальных отношений, способную вырабатывать эффективные управленческие решения. Именно команда способна синтезировать и создавать такие собственные качества, которые позволяют решать сложные задачи.
Различают четыре основных подхода к формированию команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный (интерперсональный), ролевой и проблемно-ориентированный.
Целеполагающий подход (основанный на целях) - позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации групповых целей. Процесс осуществляется с помощью консультанта. Цели могут быть стратегическими по своей природе или могут быть установлены в соответствии со спецификой деятельности, например, как изменение продуктивности или уровня продаж, а также как изменение внутренней среды или каких-либо процессов.
Межличностный подход (интерперсональный) - сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель - увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
Ролевой подход - проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.
Проблемно-ориентированный подход к формированию команды (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч по фасилитации процесса (с участием третьей стороны – консультанта) с группой людей, имеющих общие организационные отношения и цели. Содержание процесса включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем, и затем достижение главной командной задачи. Предполагается, что наряду с наработкой такого умения у всех членов команды, активность по ее формированию должна быть также сфокусирована на выполнении основной задачи, межличностных умениях, а также может включать целеполагание и прояснение функционально-ролевой соотнесенности. Можно выделить два типа команд: постоянные, “рабочие” команды, имеющие опыт совместной работы и включающие лидера-руководителя и подчиненных; специфические - только появившиеся, заново созданные благодаря организационным структурным изменениям, слияниям, задачам.