Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа
К средствам внешнего набора относятся: объявление в газетах, радио, телевидение и агентствах по трудоустройству. Менеджеры организаций часто применяют набор сотрудников внутри своей организации – это дешевле. Наем на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателям, и квалификации кандидатов. Менеджеры по кадрам должны руководствоваться эффективностью отбора персонала. Это означает скорость и качество достижения целей отбора. При подборе и отборе персонала организации используют консультантов из консалтинговых фирм, хотя эта услуга дорогая. Процедура отбора персонала должна быть эффективной для успешной деятельности организаций. Это не одноразовая компания, а непрерывный систематический процесс.
2. Автократический / демократический. Автократические лидеры навязывают свои решения и стремятся окружать себя поддакивающими людьми. Они пользуются своим положением, дабы оказывать давление на людей с тем, чтобы они делали, что им приказано. Лидеры-демократы поощряют людей, чтобы они сами включались в процесс вынесения решений и участвовали в нем. Они изо всех сил стараются использовать свой авторитет для достижения результатов, однако больше полагаются на способность убеждать, чем на власть, даваемую положением.
3.Дальновидный контролер-манипулятор. Первые вдохновляют людей своим видением будущего. Вторые озабочены в основном деятельностью внутри системы.
4. Дельцы преобразователи. Лидеры-дельцы во главу угла ставят выгоды. Преобразующие лидеры побуждают других стремиться к целям высшего порядка вместо сиюминутных интересов.
Лидеры выполняют две основные роли. Они должны:
1. Добиваться
выполнения задачи – это то,
зачем существует его команда.
Роль лидера – обеспечить
2. Поддерживать
эффективные взаимоотношения –
между самими лидерами и
Лидеры нужны для удовлетворения трех типов потребностей:
Тип лидерства и успех лидера в большей степени зависят от ситуации, способности ее понимать и действовать соответственным образом. Ситуация включает в себя: содержание поставленной задачи, влияние организации, уровень неопределенности и структуру ситуации, работающих в группе людей и авторитет лидера.
Мы определили
лидерство важнейшим фактором обеспечения
организационной эффективности. Лидерство
в группе может нести в себе
две главные функции –
Лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Исследователь лидерства Д. Мак-Грегор считает, что поведение руководителя определяется его взглядами на подчиненных и природу власти. Эти взгляды могут быть по типу Х и по типу У. Именно они определяют и стиль лидерства.
Взгляды руководителя по типу Х следующие: человек ленив, хитер, эгоистичен, желает «поменьше дать и побольше взять», склонен к принуждению. К нему необходимо применять авторитарный стиль руководства.
Взгляды руководителя по типу У противоположные: человек по своей природе творец, в благоприятных условиях склонен брать ответственность на себя, может разумно рисковать. Необходимо дать ему свободу и применять к нему либеральные методы воздействия.
Теперь рассмотрим ситуационные модели лидерства.
Главные подходы, основанные на ситуационности лидерства, следующие:
• континуум лидерского поведения Р. Танненбаума – У. Шмидта,
• ситуационная модель Ф.Фидлера,
• ситуационная модель П.Херсея и К.Бланшарда,
• модель «путь – цель» Т. Митчелла и Р. Хауса,
• модель Д. Стинсона – Т. Джонсона,
• модель принятия решений В. Врума – Д. Йеттона – А. Яго.
В качестве примера рассмотрю модель «путь – цель» Т. Митчелла и Р. Хауса.
Эффективный лидер по этой модели – тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим их к желаемой цели. Если мотивация работника (уверенность в прямой связи степени усилий и размера вознаграждения) поддерживается оптимальным лидерским стилем, то организация функционирует эффективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей:
• директивный (объясняю, что и как делать; говорю, что и когда должно быть выполнено, какое будет вознаграждение; разъясняю путь к вознаграждению);
• поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе);
• ориентированный на достижения (установление не просто достижимых, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этих целей);
• участвующий (совещания с подчиненными, привлечение их к участию в управлении).
На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:
• качества подчиненных (вера в предсказуемость результатов – в связь между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности);
• организационные факторы (содержание и структура работы, система формальной власти, культура группы).
Например, когда задачи и цели неясны руководителю, выгодно использовать участвующий стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентированный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная работа, выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением, целесообразен директивный стиль. Высокоструктурированное задание не требует от лидера крайне директивного стиля.
Вывод.
В организациях
положительный результат
Управленческая работа
относится к числу таких видов
человеческой деятельности, которые
требуют специфических
Менеджер – это та личность, за которой люди готовы идти, идеям которой они всегда верят. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять коллективом.
Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого – личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала.
Управление, основанное на ситуационной теории, позволяет сделать рекомендации менеджерам, которые выполняют функции лидеров. Руководителям рекомендуется советоваться с подчиненными перед изменениями, влияющими на производственную деятельность и мотивацию. Сотрудники группы должны участвовать в дискуссиях по предложениям, нуждающимся в доработке. Руководителю полезно вести записи идей и предложений, чтобы сотрудники видели заинтересованность в их идеи. Менеджер должен быть тактичным и чутким выражая свое мнение.
Ситуационные теории руководства предполагают, что не существует одного стиля управления. Наиболее эффективным является тот, который выбирается с учетом конкретных особых условий и ситуаций, характерных для деятельности группы в данное время. Так теория «путь – цель» предполагает, что поведение руководителя будет принято подчиненными и станет повышать их мотивацию только в той степени, в которой оно помогает им продвинуться к поставленным целям и прояснить не всегда определенную обстановку.
II. Подбор персонала.
II.1. Критерии отбора персонала.
Критерии отбора
предполагают ясно сформулированные качества
работника, необходимые для
Выделяют следующие критерии отбора:
•образование;
•опыт;
•физические характеристики;
•персональные характеристики и типы личности.
Образование. Большинство нанимателей пытаются отбирать работников, судя о них по полученному ими образованию. Работодатели предпочитают большее образование меньшему и высшую степень низшей. Эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и тип образования, его соответствие рассматриваемой работе.
Опыт. Работодатели часто отождествляют опыт с возможностями работника и с его отношением к работе. Поскольку «лояльность» в отношение работы и предприятия ценится высоко, большинство работодателей предпочитают наем работников с опытом.
Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной организации, временем работы на определенной должности или в составе определенного отдела.
Физические характеристики. Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости и силе, которые легко поддаются тестированию. С этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские характеристики преуспевающих работников и использовать эти данные как критерии, когда все или большинство работников этим данным соответствуют.
Персональные характеристики и типы личности. Важнейшими персональными характеристиками являются социальный статус и возраст. Работодатели могут предпочитать определенные типы личности для выполнения различных работ. Так работодатели предпочитают общительных людей замкнутым. Общительность может быть необходима, например, работникам, общающимся с клиентами.
Набор на работу в крупных организациях осуществляет отдел по управлению персоналом. Секция отдела, занимающаяся этим непосредственно, называется секцией по набору на работу. В ее состав входят сотрудники, осуществляющие подбор подходящих кандидатур, и сотрудники, проводящие беседы с будущими работниками. Эти служащие проводят предварительный отбор, оформляют увольнение работников.
В небольших организациях набор на работу осуществляют работники, выполняющие сразу несколько функций в отделе по управлению персоналом.
Имеются два источника набора сотрудников:
•внутренний – из работников организации;
•внешний – из людей, до того никак не связанных с данной организацией.
Существуют
несколько закономерностей
•объявления
в газетах почти одинаково
эффективны для приглашения работников,
как для профессионально-
•частные агентства по найму наиболее эффективны для управленческой, профессионально-технической и сферы торговли;
•случайно зашедшие люди – хороший источник рабочей силы для заводов, предприятий бытового обслуживания, сферы канцелярской деятельности.
II.2. Этапы отбора.
На первом этапе разрабатываются и составляются описания психологических характеристик, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. В такое описание входят, предъявляемые профессиональной деятельностью, требования к:
•психическим процессам – восприятию, памяти, воображению, мышлению;
•психическим состояниям – усталости, апатии, стрессу, депрессии;
•вниманию как состоянию сознания;
•эмоциональным и волевым характеристикам.
Нередко руководители осуществляют подбор кадров, ориентируясь на собственные метода работы и собственные личностные свойства. В этом подходе может быть заложена причина систематических промахов, недостатков в подборе и расстановке кадров. Результативнее осуществляют подбор кадров лица, обладающие способностью самокритично оценивать свои методы и личностные качества.