Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:38, реферат
Статистка самоубийств широкодоступна, хотя многие исследователи подчеркивают малую степень доверия к точным цифрам, т.к. в статистику попадают с одной стороны, нераскрытые убийства и доведения до самоубийства, с другой стороны, в неё не включаются случаи передозировки лекарств, гибели в экстремальных условиях, автомобильные аварии и прочие происшествия из категории "несчастный случай", которые зачастую оказываются недоказанными самоубийствами.1
Содержание
1. Постановка задачи
В данной работе предпринята попытка найти решение методами ТРИЗ конкретной социальной проблемы: высокого уровня суицида среди молодежи в РФ.
Под молодежью в данной работе понимаются, по традиции, люди в возрасте от 15 до 30 лет (также рассматривается подростковый возраст 11 – 15 лет).
Статистка самоубийств широкодоступна, хотя многие исследователи подчеркивают малую степень доверия к точным цифрам, т.к. в статистику попадают с одной стороны, нераскрытые убийства и доведения до самоубийства, с другой стороны, в неё не включаются случаи передозировки лекарств, гибели в экстремальных условиях, автомобильные аварии и прочие происшествия из категории "несчастный случай", которые зачастую оказываются недоказанными самоубийствами.1
Нет особенного доверия и к статистике самоубийств в армии, в местах исполнения наказаний и в детских домах.
Однако и существующая статистика, в соответствие с которой Россия занимает второе – третье место в мире по самоубийствам детей (в России добровольно ежегодно уходят из жизни порядка 2000 детей в возрасте до 15 лет) и молодежи ставит эту проблему в разряд самых неотложных.
Динамика роста самоубийств среди молодежи не имеет прецедентов за всю историю мировой статистики: за тридцать лет абсолютные цифры выросли в 30 раз. Даже делая скидку на большую открытость нашего общества в последние годы и, вероятно, более правдивый учет, тяжелая суицидальная обстановка в стране требует обоснования и срочных мер.
Сравнение с другими странами отнюдь не помогает найти ответ. Так в Японии достаточно высокий уровень самоубийств, причем по сравнению с Россией, в Японии значительно меньше удельный вес суицида среди молодежи, но в разы выше доля суицида пожилых людей. В образцовых в социальном плане Швеции и Финляндии уровень самоубийств среди молодежи не намного ниже, чем в России. При этом внутри России уровень молодежных самоубийств крайне неравномерен по регионам, а в Москве и в Санкт-Петербурге он даже ниже, чем во многих европейских столицах.2
Динамика самоубийств в мире в целом подвержена колебаниям, но со времен классика в исследовании проблемы суицида Э. Дюркгейма, их удельная величина непрерывно растет, с перерывами на крупные войны, когда статистика по понятным причинам работает неадекватно.
Темпоральные характеристики суицида в России совпадают с общемировыми, что имеет различные объяснения, но показывает наличие общих для социума закономерностей "колебания среднего уровня".
Проблема уже рассматривалась в рамках различных социально-психологических парадигм, но до сих пор не решена на сколько-нибудь удовлетворительном теоретическом уровне. Поэтому важна любая попытка предложить конкретные обоснованные меры по её решению. В конце концов, речь идет о выживании нашего общества.
2. Методика решения
Общеизвестны ограничения ТРИЗ даже при решении технических проблем, под которые она и была "заточена". Значительно сложнее обстоит дело с проблемами социальными. ТРИЗ и аналогичные по духу методики направлены на выяснение противоречий. Но в технических явлениях противоречия определяются конечным числом факторов, которые в принципе могут быть найдены, проанализированы и технологический процесс перейдет в некоторое квазистабильное состояние – задача решена. В любом социальном процессе, видимо, никогда невозможно сказать, что задача решена. "Жизнь" социальных явлений - динамика всплесков и падений, а не стабилизация. Г.С. Альтшуллер, разрабатывая ТРИЗ, проанализировал более 40 тысяч технических решений. В социальной сфере нет патентов, как нет и сколько-нибудь значимой базы данных по решениям социальных проблем. Более того, складывается впечатление, что основные, глобальные социальные проблемы носят "вечный" характер, по крайней мере, для данной цивилизации (определим её как технократическую с потребительской доминантой). А они уже порождают проблемы низших рангов, вплоть до проблем семьи и индивидуума.
С другой стороны, при рассмотрении социальной системы резко повышается уровень ответственности за внедрение решений, что сильно ограничивает возможности применения метода проб и ошибок, и требует применения развитой интеллектуальной системы поиска решений, основу которой и представляет ТРИЗ. Развитие общей теории систем является основой для расширения поля применения основных методов ТРИЗ.
ТРИЗ не дает решений, а лишь предлагает методы поиска. Сегодня эти методы включают в себя, в любой сфере возможного использования, три основных направления различной степени проработки:
- алгоритмы (типа АРИЗ) поиска решений, в целом не подходящие для социальной сферы, т.к. требуют адекватного "перевода" с технического языка на язык общественных систем и апробации на решении социальных проблем различного ранга;
- психологические приемы, - концентрация в точки особого внимания;
- концепцию иерархии решений.
Вообще, для обоснованного применения ТРИЗ за рамками технических вопросов, надо решить и учесть большое число теоретических моментов:
- в социальных системах происходят не только стохастические марковские процессы, но и большую роль играет волевое поведение человека;
- необходимо сформулировать законы и закономерности социального развития или законы поведения систем, состоящих из элементов, или включающих элементы, наделенные волевым поведением, моральными ориентирами, так как это было сделано для технических систем;
- выявить возможные пути развития социальных систем, методы количественной оценки состояния таких систем и т. д.;
- необходимо по-новому оценить роль ресурсов в закономерностях развития социальных систем: в структуре, во времени, в пространстве, в отношениях и воздействиях.
Основанием же для попытки применения ТРИЗ в данной работе является то, что ключевым понятием ТРИЗ является противоречие, которое делится на три вида: административное, углубленное и обостренное. Доказано, что нет задач технических, социальных или экономических, функциональных, структурных. Есть один общий критерий: прием, с помощью которого можно разрешить противоречие и решить проблему. Очевидный общий источник социальных проблем – системные противоречия, к возникновению которых приводят закономерности в развитии социальных систем. Но ведь именно в рамках ТРИЗ и её развитий разработаны и весьма успешно используются методики разрешения именно системных противоречий. Так, получает распространение ТРИС — теория развития искусственных систем. Ведь и технические и социальные системы относятся к искусственным системам, имеющим общие признаки:
а) они включают в себя или состоят из живых элементов;
б) значительная доля субъективного фактора в обеих системах;
в) системы предполагают обозначенные цели и т. д.
В данной работе для анализа ситуации и формулирования противоречий используется подход Исикавы, как общепринятый в практике ТРИЗ для анализа подобных проблем. Диаграмма Исикавы (предложил один из крупнейших японских теоретиков менеджмента Каору Исикава, как диаграмму причин и факторов, – схему, показывающую отношения между показателем качества и воздействующими на него факторами. Это очень практичный инструмент для анализа причин, приводящих к определенному результату.
Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент для отбора факторов и нацеливания на наиболее важные, приводящие к конкретному результату причины, поддающиеся управлению (Рис. 1)
1-3 – главные факторы (причины), влияющие на процесс; 4-10 – вторичные причины (4,5 воздействуют на фактор 1; 6,7 – на фактор 2; 8-10 – на фактор 3); 11-26 – факторы, влияющие на вторичные причины.
Работа с диаграммой Исикавы в данной работе выполняется в соответствии с известным принципом Парето: среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется несколько этапов:
- Сбор всех факторов, причин, каким-либо образом влияющих на исследуемый результат.
- Группировка факторов по смысловым и причинно- следственным блокам.
- Ранжирование этих факторов внутри каждого блока.
- Анализ получившейся картины.
- "Отбрасывание" факторов, на которые мы не можем влиять.
- Игнорирование малозначащих и непринципиальных факторов.
Известны недостатки метода Исикавы:
- Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
- Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.
С целью нивелировать данные недостатки в этой работе будут привлекаться факторы, установленные в классических исследованиях проблем подростков и молодежи, проведенных в рамках современной социологии и социальной психологии.
После формулирования противоречия (противоречий) на языке социальной психологии будет сделана попытка поиска решения проблемы с привлечением алгоритмов ТРИЗ (Рис. 2). Очевидно, что в связи с объективной сложностью проблемы и отсутствием информационного фонда, она должна быть отнесена к классу нестандартных.
При рассмотрении проблемы суицида, необходимо учитывать её существенно вероятностный характер (как и у всех социальных проблем).
3. Анализ ситуации
3.1 Факторы, потенциально провоцирующие суицидальные тенденции в молодежной среде
а) отставание процессов адаптации молодых людей от чрезвычайно мобильных перемен в обществе;
б) алкоголизация и наркотизация общества, наиболее слабым звеном которого перед этим явлением становятся молодые люди;
в) влияние молодежных субкультур;
г) классовое расслоение в среде молодежи, чудовищный разрыв в "стартовых условиях" различных слоев молодежи, рост ощущения безысходности у значительной части молодежи, осознание объективной невозможности изменить свое положение в пространстве географическом и социальном;
д) информационная психологическая перегрузка, связанная как с "информационной революцией" в обществе, так и с некритическим подходом молодого человека к провокационной политике СМИ, а также с, мягко говоря, неадекватной политикой общества в области образования и трудоустройства молодежи;
е) тотальный кризис института семьи (с одной стороны, как последствия советской системы последовательной передачи воспитательных функций другим социальным институтам, а с другой стороны, как объективной невозможности значительной части родителей понять проблемы современной молодежи); разрушение семейного и социального пространства, деградация семьи как института воспитания и эмоциональной поддержки, превращение неполной и неблагополучной семьи в социальную норму;
ж) насаждение воинствующего индивидуализма, воспевание эгоизма и "культа успеха", что создает в молодежной среде атмосферу цинизма и тотального недоверия друг к другу; следствием этого является растущая асоциальность и психопатизация, неспособность к установлению длительных доверительных межличностных отношений (в том числе и в интимной сфере);
е) углубление морального кризиса; исчезновение целей (кроме личного обогащения любой ценой) и независимых общественных (не навязанных властью под угрозой репрессии) авторитетов; неспособность по этой причине к критическому восприятию информации.
3.2 Ранжирование факторов и формулировка административных противоречий
Для отбора и определения важности указанных факторов выполним их тщательный анализ с точки зрения признанных социально-психологических воззрений.
Считается, что основные причины самоубийства психически здоровых людей, - это потеря смысла жизни и состояние, когда ожидание боли (как правило, душевой) от дальнейших событий перевешивает естественный, врожденный страх ухода из жизни. Это "пограничное" психическое состояние, предшествующее попытке суицида, в большинстве случаев принципиально неотличимо по своим проявлениям от глубокой и/или хронической депрессии:
1) Главный признак — резкое нарастание и длительное (более двух недель) ощущение подавленности и апатии. Это внешне может проявляться во внезапных слезах без очевидного повода, бессоннице, особенно в ранние утренние часы (или, наоборот, болезненной сонливости, например, невозможности, даже при активном побуждении окружающих, встать вовремя и пойти на занятия). Принятие внешне простых решений может внезапно встречать затруднение ("мысль ходит по кругу").
2) Постепенно нарастающие изменения в образе мыслей и общем эмоциональном настрое. Со стороны может показаться, что человек совершенно изменился в самых характерных проявлениях свой личности. Например, многолетний фанат "Зенита" не хочет смотреть передачу ключевой международной встречи, меломан дарит случайному человеку свой эксклюзивный плеер, любитель поесть голодает, кокетливая девушка совсем забывает о макияже и т.п. Меняется сам стиль мышления. Оптимист, как правило, становится т.н. депрессивным реалистом, при рассмотрении перспектив выбирающим из вероятных исходов событий наименее для себя удачный.