Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:38, реферат
Статистка самоубийств широкодоступна, хотя многие исследователи подчеркивают малую степень доверия к точным цифрам, т.к. в статистику попадают с одной стороны, нераскрытые убийства и доведения до самоубийства, с другой стороны, в неё не включаются случаи передозировки лекарств, гибели в экстремальных условиях, автомобильные аварии и прочие происшествия из категории "несчастный случай", которые зачастую оказываются недоказанными самоубийствами.1
3) Резкое и устойчивое снижение успеваемости, исчезновение мотивации к учебе.
4) Внезапная и неумеренная тяга к алкоголю, другим доступным наркотикам.
5) Отсутствие сексуального влечения.
6) Неопределенные, но постоянные ощущения дискомфорта в области груди, живота.
7) Ничем не мотивированное длительное ощущение тревоги.
В свою очередь, депрессия у молодого человека может быть спровоцирована прогрессирующим неврозом, вызванным ощущением одиночества, причем для нашего времени это, обычно, т.н. "одиночество в толпе". Рассмотрим его динамику.
Традиционные социальные роли молодого человека определяют специфику связей основных видов проявления одиночества, в том числе и "одиночества в толпе", в молодом возрасте с ценностными ориентациями и определенными личностными особенностями.
Впервые одиночество осознается человеком в возрасте 8 – 11 лет. Это связано с появлением рефлексии как нового уровня самосознания и самопознания, с развитием потребностей в признании и оценке. Постепенная переориентация общения с родителей и других "опекающих" взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними очень актуальной, но, вместе с тем, часто очень болезненной. При этом, если он не получает ожидаемого признания, если не удовлетворяются его потребности в успешной социальной активности, у него с большой вероятностью возникает чувство одиночества. Проявляется оно, прежде всего, в заметном преобладании естественного периодического стремления к уединению над потребностью к общению со сверстниками. Это пример развития ощущения одиночества, которое может быть или не быть "одиночеством в толпе".
Самоидентификация человека, по Э. Эриксону3, переживает основную стадию (кризис) в возрасте 11 – 20 лет. При успешном преодолении этой стадии молодой человек интегрирует в своем сознании цельный образ самого себя в динамике и перспективах развития. Но существует также возможность формирования т.н. "спутанной" идентичности, когда цельного образа в сознании не возникает и это приводит к болезненным сомнениям, метаниям и неопределенности жизненного пути. Исход сложного и многовекторного (и часто в этом случае очень длительного) процесса идентификации в этом случае не определен и может быть как положительным, так и совершенно отрицательным.
С наступлением юношеского возраста, молодой человек постоянно и вполне закономерно сталкивается с "взрослыми" проблемами, разрешение которых требует от него все более адекватного этим проблемам мышления. При этом, когда способы решения, причем систематически, совершенно неадекватны проблемам (инфантильны), возникает ощущение неудач, беспокойство и отсутствие уверенности в себе. Прогрессирующая фрустрация может привести к переживанию одиночества. В условиях школы и ВУЗа, - это всегда "одиночество в толпе". Как правило, человек, так или иначе, постепенно осваивает новые социальные роли, а опыт их освоения помогает ему в преодолении последующих важнейших жизненных проблем.
Однако возможен и иной сценарий: молодой человек попросту не может понять предъявляемых ему требований или не может (не хочет) им соответствовать. Возникает ситуация эскалации конфликта, где возможна автокаталитическая реакция углубления личностного кризиса (очень часто по сценарию "наклеивания ярлыков"). Вероятность возникновения при этой ситуации депрессивных состояний очень велика, т.к. переживание такого конфликта требует огромных эмоциональных затрат, часто совершенно непродуктивных. Защитной реакцией здесь ожидаемей всего является замыкание в своем внутреннем мире и резкое сокращение взаимоотношений с другими людьми. Возникает так называемое "пограничное" состояние психики, которое может привести к тупику, - полной катастрофе личности. Самостоятельно выбраться из такого кризиса крайне сложно, на фоне горького ощущения собственной несостоятельности кажутся бессмысленными все мыслимые попытки выхода. Для молодого человека при этом, обычно, практически невозможна смена декораций, - переезд в другую местность, смена рода деятельности и тем самым возможность начать всё "с чистого листа" в новом окружении.
Возможные выходы из глубокого и затяжного кризиса:
- переход к т.н. девиантному поведению, становление асоциальной, осуждаемой общественными институтами личности (сюда можно отнести развитие различного рода наркотической зависимости, появление внешне немотивированных вспышек агрессии, - например в условиях казармы и т.д.);
- попытка суицида;
- открытие в себе физических и психических резервов, позволяющих выполнить качественный "скачок" в своих взглядах на мир (чем глубже кризис, тем меньше вероятность такого исхода, особенно при отсутствии тактичной и своевременной поддержки со стороны);
- уход в "реальность" одной
из многих молодежных
Причинами явления одиночества, если попытаться привести исчерпывающий список, являются: сама личность; другие люди; стечение обстоятельств, т.е. объективная ситуация. Объективная ситуация, преломляясь в сознании человека, вызывает его конкретные реакции, т.е. вызывает появление определенного субъективного психического состояния. В рассматриваемом здесь случае – это негативное переживание одиночества.
Наиболее часто возникающая объективная причина: комплексное проявление ситуации, когда параллельно возникают: неурядицы в семье, плохая ситуация с учебой и отсутствие достаточной мотивации её исправить, конфликт во взаимоотношениях с ровесниками, неудачи в первых романтических опытах и т.д. Далее вероятность развития переживания одиночества и его глубина будут определяться субъективными факторами: определенными чертами характера субъекта, параметрами психологии конкретной личности, накопленным и унаследованным культурным багажом, индивидуальным жизненным опытом, физиологическими особенностями организма, например, уровнем и крутизной нарастания гормональных изменений.
В рассмотрении влияния всевозможного окружения молодого человека на протекание личностного кризиса, социологи однозначно определяют, как потенциально фатальное, влияние семьи. В большинстве случаев именно семья отвечает за развитие в человеке всех его основных способностей к преодолению неизбежных кризисов.
Все без исключения основные психологические школы ищут и находят источники патологических деформаций личности в детстве человека, его ближайшем семейном окружении. Широко известен факт, что, как правило, все основные черты характера человека формируются в возрасте до 6 лет, т.е. чаще всего семьей.
В ходе развития цивилизации, особенно по западному образцу, произошло заметное ослабление воспитательного влияния семьи, но оно по-прежнему остается основным. Период юности характеризуется переплетением противоположных тенденций: непреходящей потребностью во всемерной поддержке близких людей и одновременно – потребностью в признании взрослыми своей самостоятельности; генетической связью с семейным кругом и стремлением сформировать собственную, независимую сферу социальных взаимодействий. Разрыв связей с домом, как показывают исследования, основная причина до 10% случаев тяжелых переживаний одиночества студентами и солдатами-первогодками.4
Однако именно стремление выхода за пределы семьи и успешная его реализация приводит к полноценной самоидентификации личности и, в конечном счете, является основой нормального функционирования общества, воспроизводя и развивая его культуру. Т.е. социально-психологические процессы, провоцирующие развитие переживания одиночества, - одновременно объективно необходимы для становления личности и существования социума.
Самая общая и поэтому нормальная тенденция отношений в семье, – когда родители просто не в состоянии (даже имея на это большое желание) понять то, что происходит с их взрослеющими детьми. Они и сами были в такой же ситуации, когда были детьми. Хотя, наверное, для современного российского общества это неверно, - не было такой динамики общественных изменений в прошлом и не стояло таких неимоверных проблем перед молодежью. Все происходит на качественно ином уровне и общество пока не готово к адекватному ответу.
Нет смысла описывать семьи с асоциальными родителями, которые чудом избежали лишения родительских прав. Ни одна самая благополучная семья не гарантирована от потрясений. Такие, известные каждому на наглядных примерах семейные события, как развод родителей, тяжелая болезнь, арест или смерть одного из них, социальная неудача (лишение работы, достатка и т.д.), - все это может стать, и очень часто становится катастрофой для личности ребенка, мощным провоцирующим одиночество фактором.
Появление в России многочисленных молодежных субкультур, при всех известных издержках их взаимодействия с "внешним" обществом, кажется безусловно положительной, в плане преодоления одиночества, тенденцией, т.к. представляет естественный для молодого человека путь к интеграции с другими людьми и идентификации себя, как части общества. Видимо, объективно, возникновение молодежных субкультур являются защитной реакцией общества, как самоорганизующейся системы, на разрушительные процессы в среде молодежи.5 Сказанное выше, безусловно, не касается радикальных религиозных сект, но вполне может быть отнесено к новомодным течениям готов и эмо, явившихся отдушиной в этом мире для тысяч подростков, которые в противном случае могли остаться один на один с чуждой им социальной реальностью. Молодежные субкультуры, - это одновременно слегка утрированное отражение "внешнего" общества и в каких-то своих чертах зародыши предстоящих обществу культурных изменений. По крайней мере, большинство социологов именно так оценивают (в настоящее время) зарождение массовых молодежных движений на Западе в конце 60-х годов прошлого века.
Проводя столь подробный социально-психологический анализ факторов, действительно провоцирующих суицидальные тенденции, мы фактически установили не только основные влияющие факторы, но и подошли к формулировке ряда противоречий.
Итак, из установленных выше, к основным факторам относятся:
- кризис института семьи;
- классовое расслоение в среде молодежи;
- углубление морального кризиса;
Установленные противоречия:
1) потребностью в поддержке близких людей и одновременно существующая потребность в признании своей самостоятельности; генетическая связь с ближайшим окружением и стремление сформировать собственную социальную сферу, чему с большой вероятностью мешают внешние социальные причины (указанные основные факторы);
2) необходимость завершения самоидентификации и синергетически действующие указанные факторы, затрудняющие этот процесс;
3) объективные возрастные причины для развития невротических состояний и отсутствие столь же мощных демпфирующих факторов.
4. Поиск решения проблемы с помощью ТРИЗ
Описание социальных взаимодействий невозможно без введения аналога полей, рассматриваемых в моделях технических систем. Использование "социальных" полей существенно повышает адекватность модели и соответственно вероятность нахождения правильного решения проблемы. Также как в АРИЗ, мы от ситуации, богатой конкретными деталями, переходим к модели задачи и дальше уже работаем с ней.
Классификация видов социальных взаимодействий ведет к необходимости введения и классификации соответствующих полей. Примерами таких полей, отображающих взаимодействие субъектов и объектов влияния в обществе, могут быть: поле управленческих воздействий, поле социально-психологического влияния, поле психического влияния, поле социально-экономического воздействия. Рассмотрим, например, механизм "социальной" реализации закона "энергетической проводимости". В социально–экономических системах своеобразной "энергией" можно считать мотивационные факторы (материальные и моральные) — например, деньги и их эквиваленты — интерес, социальная защита, психологический комфорт, условия труда, доступ к информации, удовлетворение других потребностей социальных субъектов. Выявив и ликвидировав места "торможения" такой "энергии", можно эффективность нахождения решения социальной проблемы. Если вновь введенные элементы (функции) не будут обеспечены в полной мере "энергией", это может привести к неэффективному функционированию не только новых элементов, но и всей системы в целом. Из сказанного очевидно, что без детальной проработки и классификации социальных полей и неоднократной проверки адекватности полученной модели, корректное применение именно вепольного анализа, как мощного инструмента ТРИЗ, к решению социальных проблем невозможно.
Обратимся к алгоритмам и приемам АРИЗ в их наиболее простой форме.
Закон согласования частей системы. Хорошо работают только те системы, в которых их части, по крайней мере, не мешают друг другу и наилучшим образом выполняют полезную функцию. В процессе взаимодействия разные элементы системы должны быть согласованы между собой по различным характеристикам (психологическим, возрастным, техническим и т.д.) или сознательно рассогласованы.
Определенная специфика социально–экономических систем проявляет себя и в рассматриваемых ресурсах. Среди специфических ресурсов таких систем можно отметить мотивационные факторы, знания, опыт, навыки члена социальной системы, его потенциал развития, качества личности (воля, вера в себя и т.п.), здоровье, чувства и эмоции (любовь к ближнему и ненависть к врагу).
Любое социальное образование, которое хочет выжить в сегодняшней динамично меняющейся внешней среде, должна постоянно работать над улучшениями в своей деятельности и делать это на системной основе, используя все множество известных инструментов и методов.
Два первых противоречия, выделенных в п.3.2, можно объединить в одно, сформулировав противоречие требований ПТ-1:
ПТ-1: ЕСЛИ молодой человек успешно справляется с личностным кризисом и завершает процесс самоидентификации, ТО (+) вероятность возникновения суицидальных тенденций у него уменьшается, НО (-) возрастает вероятность установления у него девиантных особенностей личности.